В последние несколько лет в республике появилось огромное количество фирм, связанных с электроникой (в основном - с компьютерами ). Однако при ближайшем ознакомлении с их деятельностью выясняется, что большая их часть просто занята ввозом комплектующих из-за рубежа, а техническое обслуживание в них сводится к простой замене "полетевших" гарантийных устройств на новые. Но, пусть и в небольшом количестве, существуют фирмы, которые заняты не только отверточной сборкой, но и разработкой и производством своих уникальных электронных модулей.
Мне удалось взять интервью у директора одной из таких фирм, ООО "Интис", Игоря Михайловича Музалевского.
Денис Марголин: Наш интерес к вам вызван тем, что, кроме торговли комплектующими, вы заняты еще и производством. Расскажите, для начала, немного о вашей фирме.
Игорь Музалевский: Я не скажу, что мы уникальны для Беларуси, но таких фирм как наша, наверное, не много. Мы работаем уже пять лет, а начинали как фирма, занимающаяся электронными разработками. Но, поскольку рынок был еще достаточно слаб, удержаться на плаву, занимаясь только этим направлением, было трудно.
С другой стороны выяснилось, что для того, чтобы иметь возможность проектировать и производить новые устройства, необходимо работать в еще нескольких сопредельных областях. В первую очередь нам потребовались электронные компоненты. Возникла необходимость (и желание) в установлении прямых связей с крупными поставщиками. В настоящее время через крупного дистрибьютора Macro Group мы установили связь с сорока ведущими в этой области производителями мира, благодаря чему можем поставлять нашим клиентам практически любые из предлагаемых этими фирмами полупроводниковых приборов.
Выяснилось, что в Беларуси, в отличие от западных стран, предложение электроники имеет сильный перекос в сторону компьютеров (на Западе это далеко не так - там на рынке существуют тысячи направлений: от бытовых устройств до промышленных систем). Мы стараемся отходить от компьютерной тематики, но, тем не менее, спрос как бы воспитан именно таким предложением, то есть людей, которые начинают какую-то деятельность, связанную с производством или расчетом, в первую очередь интересует компьютер, а потом уже, пожалуй, какие-то дополнительные устройства (возможно, уникальные и заказные). Во всем мире электроника, исполняемая под заказ, стоит очень дорого, и связано это с достаточно высокой стоимостью квалифицированноей рабочей силы на Западе.
Благодаря низкой (по западным меркам) стоимости рабочей силы в Беларуси мы можем получать изделия, по классу соответствующие западным, но по цене в несколько раз ниже.
Д.М.: В связи с этим сразу же возникают два вопроса. Во-первых, насколько выгодно сейчас заниматься производством? И, во-вторых, какие ваши изделия уже запущены в производство и работают?
И.М.: К сожалению, мы не можем формировать рынок, и вынуждены ориентироваться прежде всего не на свои возможности, а на спрос. Для того, чтобы выжить, мы должны балансировать где-то на грани между компьютерным рынком и рынком заказной электроники. То есть, с одной стороны, все наши устройства связаны с компьютерами, а с другой - достаточно нестандартны по своим возможностям и характеристикам.
Первым нашим изделием были видеоадаптеры на базе кристаллов фирмы Cirrus Logic. Но после того, как рынок был сильно подкошен китайскими производителями и делать их стало не выгодно, мы перешли к коммуникационной аппаратуре, то есть занялись факс-модемами. На сегодняшний день эти изделия производятся небольшой серией, и мы уже перешли к выпуску второй модели, которая использует более совершенный кристалл, изготовлена полностью монтажом на поверхность, более технологична в сборке и отладке и т.д. Это изделие является для нас базовым. По цене оно соответствует изделиям, которые мы получаем от того же Китая, но преимущество нашего устройства в том, что мы обеспечиваем его сервисное обслуживание, гарантийную поддержку и ремонт, чего сейчас в Беларуси не предлагает практически никто. Это связано с тем, что модемы выполняются, как правило, на совершенно определенном наборе кристаллов, которые для ремонта практически невозможно достать. Это тем более важно в связи с несоответствием наших телефонных станций многим мировым стандартам, и в первую очередь по грозозащите (под этим термином понимают защиту телефонных линий от перепадов напряжения, вызванных атмосферными явлениями). Стандартный модем рассчитан на пробивное напряжение 1.5 киловольта между проводом и землей. Нам доводилось наблюдать электрические дуги длиной два-три сантиметра, которые висели где-то в районе входных разъемов модема, что говорит о пробивном напряжении более десяти киловольт. Это достаточно реальная ситуация, если для связи используется воздушная телефонная линия, например, где-то за городом. От этой проблемы нам не удастся быстро избавиться, поскольку АТС не сможет с нею бороться, да и не будет (на Западе защита линий связи от грозовых импульсов - это целая огромная отрасль). Эта проблема будет оставаться и встанет особенно остро при выходе средств телекоммуникации (в частности - Internet) за пределы крупных городов. Мы обеспечиваем своих заказчиков необходимой аппаратурой защиты.
Я рассказал об основном направлении нашей деятельности, но вокруг компьютерно-модемной тематики может быть разработан целый ряд интересных устройств, чем мы и занимаемся в настоящее время. Во-первых, это удаленные оконечные пункты сбора информации, основанные на работе по коммутируемой телефонной линии и функционирующие в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Например, одна из проблем, решаемых нами - это автоматизация сбора информации с электрических сетевых счетчиков. На сегодняшний день у нас есть модель модема, который может передавать информацию по электрическим проводам 220 вольт, для передачи данных используется высокочастотная полоса порядка 100 килогерц, специальная кодировка/раскодировка и специальный протокол, связанный с тем, что связь осуществляется по некоммутируемой сети. Передача на сегодняшний день может осуществляться только на малых скоростях, но то, что мы реально имеем уже сейчас - это связь с использованием маломощных передатчиков (с тем, чтобы не создавать радиопомех) на расстояние два километра в пределах одной подстанции. Этого вполне достаточно для сбора информации в пределах одного небольшого микрорайона.
С другой стороны, имеются разработки, связанные с коммутируемыми линиями. Это, например, управление бытовой аппаратурой по телефонному каналу. Приведу простой пример. Допустим, вы пошли на работу и забыли выключить утюг. Если он включен в сеть через специальное устройство типа тройника, одним проводом подсоединенного к телефонной розетке, то, позвонив домой и набрав специальный код, вы можете свой утюг отключить.
Все эти устройства по сути дела не являются новинками и уже получили достаточное распространение на Западе, но наши изделия разработаны с учетом, что называется, местной специфики, вроде низкого соответствия отечественных линий жестким западным стандартам.
Д.М.: Поскольку выпуск ваших устройств направлен не на массовый спрос, а на каких-то конкретных заказчиков, хотелось бы знать, кто ими является - частные или, в основном, государственные структуры?
И.М.: Конечно, в основном в разработке заинтересованы госструктуры. Большинство же частных фирм осваивают пока "верхушку" рыночного айсберга, когда для получения прибыли нерентабельно усложнять процесс производства, торговли и т.д., устанавливая сложную аппаратуру, тем более заказную.
Д.М.: Давайте теперь остановимся на чисто технических моментах, связанных с вашими изделиями. Говоря о модемах, работающих по телефонной линии, хотелось бы узнать, во-первых, какую скорость передачи данных поддерживают ваши устройства, а во-вторых, насколько они, что называется, "умны". Например, умеет ли ваш модем подстраиваться под неравномерность частотной характеристики телефонного канала?
И.М.: Кристаллы Cirrus Logic, на которых базируется наш модем, достаточно прогрессивны в этой области. Они имеют подавитель эха, систему подстройки под неравномерность АЧХ-канала и другие сервисные функции. Вместе с тем этот набор кристаллов достаточно дешев. К сожалению, мы не располагаем полной информацией относительно микропрограммы и не можем полностью перепрограммировать контроллер. Но работы в этом направлении ведутся. У чипсета Cirrus имеется еще одна особенность - специфический способ работы с сигналами телефонной станции, в частности - сигналом "занято". Он фиксирует наличие тона, наличие паузы и импульса (длина которых задается микропрограммно), в отличие от других микросхемных наборов, фиксирующих только наличие сигнала. Это, в общем-то прогрессивное, свойство приводит к тому, что на некоторых наших линиях модем перестает чувствовать сигнал "занято". Исследовав этот вопрос, мы выяснили, что на некоторых линиях сигнал "занято" идет на фоне очень сильного постороннего сигнала, к "занято" никак не относящегося. На таких каналах модем может ошибиться при определении сигнала "занято", там же, где линия соответствует стандарту - работает нормально.
Что касается скоростей, то основной на сегодняшний день является модель 14400, скорее всего, она и будет оставаться в качестве базовой в связи с, во-первых, своей высокой стандартностью, во-вторых - низкой приспособленностью отечественных линий связи для работы на больших скоростях, ну, а в-третьих, в связи с тем, что на сегодняшний день 14400 является пределом скорости для факса. Но уже есть разработки для работы на 34 и 56 Кбод.
Д.М.: Теперь давайте остановимся более подробно на устройстве для связи через энергосеть. Какую скорость оно может развить и какая полоса пропускания при этом используется ? На основе какого чипсета сделано устройство, и существуют ли западные аналоги на том же чипсете?
И.М.: Используется чипсет от SGS Thompson. Это достаточно известный микросхемный комплект, предназначенный специально для работы по линиям 220 вольт. Существуют западные аналоги, более того, существует стандарт для работы по линиям 220 вольт. Мы ориентируемся на американский стандарт DH028/29 ENEL. Нашим модемам удается достигать скорости 1200 бод при полосе пропускания порядка 1000 Гц, обычная же скорость - 600 бод. Дальнейшее ускорение пока невозможно по чисто техническим причинам.
Д.М.: Небезынтересно было бы узнать, сертифицирована ли ваша аппаратура?
И.М.: С декабря месяца прошлого года мы заняты сертифицированием модема, но до сих пор не получили соответствующих документов в связи с перегруженностью лабораторий, имеющих право на сертификацию. Если подходить строго, то сертификации должны подвергаться все части систем связи, и в первую очередь АТС. У нас в стране считается, что АТС (в связи с монополизацией связи) соответствуют стандарту априори. Однако на практике чаще наблюдается обратное. Что касается устройства для работы по электросети, то, боюсь, оно вообще не может быть полноценно сертифицировано в нашей стране в связи с отсутствием прецедента и стандарта.
Д.М.: И последнее, что хотелось бы узнать: как заинтересовавшиеся читатели смогут с вами связаться?
И.М.: Наш офис находится по адресу: ул. Казинца, 2-339. Тел. 278-84-90, 278-83-91, факс 278-64-05.
Денис МАРГОЛИН
[email protected]