За сдержанными словами Икутаро Какехаши, вынесенными в эпиграф, одним может видеться обычный рекламный лозунг, другим - самодовольная речь "сытого" человека, снисходительно взирающего на тех, кто стоит на несколько ступеней ниже, третьих охватит радость от причастности к чему-то великому, что вот-вот свершится на их глазах. Однако, по большому счету, все эти люди будут не правы. И не правы не потому, что их мысли напрочь не соответствуют действительности, а потому, что за всеми этими рассуждениями исчезает главная проблема, стоящая сегодня перед компьютерным аудио: проблема адекватной передачи оригинального (живого) звучания. Сразу хочу оговориться: здесь имеется ввиду прежде всего та сфера компьютерного аудио, которая напрямую связана с табличным синтезом и MIDI, так как именно эти технологии в настоящее время выглядят наиболее перспективными в плане подлинной массовости, интерактивности и финансовой доступности. И хотя современные профессиональные системы способны обеспечить не только адекватную передачу любого звучания, но даже могут и существенно улучшить его, их стоимость, а также стоимость компьютера, на котором в полной мере могут быть реализованы их преимущества, еще долгое время не позволят говорить о них как о массовых и дешевых элементах мультимедиа.
Решением вышеназванной проблемы заняты многие ведущие компании, без сомнения осознающие, какие перспективы сулит им данное направление. Все современные компьютерные веяния так или иначе находят свое отражение в подходах к созданию качественного и недорогого компьютерного аудио. В первую очередь это касается очень соблазнительной идеи переложить на плечи повзрослевших Pentium'ов все заботы по синтезу звука. И хотя достаточно маловероятно, чтобы разного рода софтверные синтезаторы в ближайшем будущем смогли обеспечить качество звучания, сколько-нибудь приближающееся к качеству специализированных плат, сама идея, безусловно, заслуживает уважения. В данном направлении уже сегодня предпринимаются конкретные шаги, в том числе и Roland Corporation. Ею еще в 1996 году выпущен продукт под названием "VSC-55" (Virtual Sound Canvas), представляющий собой попытку виртуальной реализации возможностей знаменитого модуля SC-55, который своим появлением в 1991 году ознаменовал начало эры GS (рис.1).
Рис.1 |
Любопытно, что после того, как IASIG (Interactive Audio Special Interest Group of the MIDI Manufacturer's Association - группа по проблемам интерактивного аудио Ассоциации производителей MIDI) прижизненно канонизировала модуль "SC-55", он и по сей день служит эталоном для проверки различных MIDI-устройств на совместимость со стандартом General MIDI. Виртуальный Sound Canvas имеет 226 голосов, 9 наборов ударных, 128-нотную полифонию, поддерживает 16 MIDI-каналов и эффекты реверберации и хоруса. Кроме того, в комплект поставки входят: секвенсор Cakewalk Express; программа DoReMiХ2, позволяющая даже абсолютно неискушенным в музыке людям создать собственное музыкальное произведение путем комбинирования любых из 952 предварительно записанных отрывков; MIDI-плеер EasyJuke2 и более 100 готовых MIDI-файлов. В этой связи вполне естественным выглядит подписание 22 октября 1996 года в Лос-Анджелесе соглашения Roland Corporation и Microsoft (не страдающей, к слову, отсутствием "нюха" на все новое и перспективное) о включении ряда патентованных разработок Roland в Microsoft Network (MSN), архитектуру DirectMusic, ActiveX и некоторые другие продукты.
Другим давно уже ожидаемым моментом в мире компьютерного аудио является назревший переход на шину PCI. Надо заметить, что на сегодняшний день уже появились первые ласточки в лице Ensoniq и ESS, объявивших о создании недорогих (дешевле 100$) аудиоплат, работающих на шине PCI. С одной стороны это, конечно, не столь радикальный шаг, как создание виртуального синтезатора, но, с другой стороны, наличие отдельной специализированной аудиоплаты в составе ПК позволит вкупе со всеми достоинствами, присущими такому подходу, в значительной степени высвободить центральный процессор, а это, учитывая специфику работы в современных многозадачных операционных системах, вещь весьма актуальная. Однако переход на шину PCI вряд ли будет таким быстрым, как нам бы того хотелось. Как это ни странно, но основным препятствием является гораздо большая скорость и увеличенная разрядность PCI по сравнению с шиной ISA, что создает определенные трудности на пути оптимизации обработки аудиоданных. Так что, если перед вами стоит проблема выбора аудиоплаты, и вы склоняетесь в пользу традиционного ISA-решения с табличным синтезом и нешипящим аудиотрактом, то, думается, в ближайшие год-два вас не постигнет жестокое разочарование из-за собственной недальновидности. Учитывая все это, я решил достаточно кратко охарактеризовать аудиоплаты, выпускаемые Roland Corporation, которые имеют перед своими конкурентами одно несомненное преимущество - прекрасное качество звучания.
Начать, разумеется, следует с известных комплектов SCD-10, SCD-15 и SCM-15AT, главным компонентом которых являются дочерние платы Sound Canvas. И если первый из них в настоящее время может считаться более или менее устаревшим, то второй и третий включают в себя плату SCB-55 GS и потому заслуживают более чем пристального внимания. Но обо всем по порядку.
Дочерняя плата SCD-10 была создана для установки при помощи коннектора типа WaveBlaster на стандартную аудиоплату с FM-синтезатором (Sound Blaster) для обеспечения более качественного и реалистичного звучания музыки за счет реализации табличного синтеза. В ПЗУ SCD-10 находятся звуки 128 инструментов и 6 наборов ударных, созданные в соответствии с технологией Articulated-Wave. Кроме того, плата поддерживает эффекты реверберации и хоруса, а также полностью совместима со стандартом General MIDI. В комплект SCD-10 входят уже упоминавшиеся DoReMiX, Easy Juke и 100 SMF.
SCD-15 имеет более мощную дочернюю плату SCB-55 GS, реализующую, как это явствует из названия, стандарт GS. Качество звучания 354 инструментов, 9 наборов ударных, эффектов реверберации и хоруса делают SCD-15, без преувеличения, мечтой многих музыкантов, использующих компьютер. SCD-15 включает стандартное для продукции Roland программное обеспечение (см. выше) и еще большее, по сравнению с SCD-10, количество SMF.
Завершает линейку продуктов для настольных компьютеров комплект SCM-15AT. Он специально создан для обеспечения работы с дополнительными MIDI-устройствами и имеет в своем составе помимо SCB-55 GS интерфейсную плату MPU-401AT (рис.4), реализующую одноименный MIDI-интерфейс. MPU-401AT избавит вас от необходимости приобретения обычной аудиоплаты для подключения SCB-55 GS. Кроме того, на MPU-401AT имеются miniDIN-коннекторы, что также избавит вас и от покупки MIDI-адаптера, необходимого, например, для подключения MIDI-клавиатуры.
Особого упоминания заслуживает SCP-55В. Это изделие представляет собой, пожалуй, самую впечатляющую PCMCIA аудиоплату на сегодняшний день. Судите сами: SCP-55В обеспечивает не только поддержку табличного синтеза, но и возможность двухканальной записи/воспроизведения с качеством CD. Вместе с SCP-55В вы получаете GM/GS-совместимость, звуки 354 инструментов, 9 наборов ударных и 1 SFX, 28-нотную полифонию, эффекты реверберации и хоруса, возможность записи/воспроизведения 16/8-битных wave-файлов с частотой дискретизации 44,1; 22,05 и 11,025 КГц, PnP. Добавьте сюда Macromedia Action! 3.0, Cakewalk Express, DoReMiX, Easy Juke, другое MIDI software, 68 SMF и согласитесь, что для ноутбука это не так уж и мало.
Рассмотренными выше продуктами Roland Corporation себя не ограничивает и время от времени предпринимает попытки к изменению сложившихся стереотипов. Так, например, многим энтузиастам компьютерного аудио знакома плата S-MPU/AT (Super Intelligent MIDI Processing Unit), предназначенная для обеспечения более надежной работы MIDI-устройств в составе компьютерной системы и их синхронизации с другими типами музыкальной аппаратуры. Она совместима с MPU-401, имеет по 2 независимых MIDI-входа и выхода, специальный буфер для уменьшения загрузки центрального процессора в процессе записи в реальном времени, "понимает" тайм-код SMPTE (LTC) и имеет независимые специализированные процессоры для обработки MIDI- и SMPTE-данных. Данная плата прекрасно зарекомендовала себя у профессиональных музыкантов, которые в силу известных причин не могут позволить себе сверхдорогое оборудование.
Совсем недавно Roland Corporation сделала еще один шаг в этом направлении, выпустив плату Super MPU II/АТ (рис.2).
Рис.2 |
Ко всем несомненным достоинствам S-MPU/AT здесь добавлено немало очень впечатляющих новшеств. И если на таких из них, как PnP и игровая совместимость, можно в принципе и не заострять внимание, то о вещах, определяющих "лицо" данной платы, умолчать просто нельзя. К двум независимым MIDI-портам, позволяющим иметь 32 MIDI-канала, теперь добавлена возможность совместной работы двух плат Super MPU II/АТ, что расширяет систему до 4 MIDI-портов и 64 каналов. Теперь ничто не помешает вам организовать впечатляющую мини-студию с большими возможностями и небольшими затратами (рис.3).
Рис.3 |
Существенно увеличена нотная разрешающая способность: плата позволяет получить до 960 долей ("тиков") на четвертную ноту. Данное свойство позволит вам передать даже малейшие нюансы в процессе записи в реальном времени. Использование Super MPU II/АТ устраняет характерное для более дешевых плат пропускание нот и флуктуацию темпа. Кроме того, плата позволяет синхронизировать вашу систему в соответствии с более современным стандартом МТС (MIDI Time Code). Это позволит вам обойтись без специального конвертера при сопряжении ваших MIDI-инструментов с самыми современными хард-диск-рекордерами (сама Roland Corporation "ненавязчиво" рекомендует в качестве такового свой собственный VS-880). В одной из недавних публикаций я уже касался существа используемых сегодня способов синхронизации и в данном материале не буду подробно касаться этого вопроса. Единственное, что хотелось бы добавить, так это то, что использование МТС вместо LTC позволит вам сэкономить дорожки (одна из них уходила на запись временной информации) и избавит от бесконечной прокрутки ленты вперед-назад при редактировании за счет нелинейного доступа к данным (рис.4).
Рис.4 |
Есть еще одна область, которую хотелось бы затронуть в данной статье. Поскольку речь идет не о самых дешевых изделиях, основное предназначение которых заключается в озвучивании игрушек и воспроизведении уже готовых wave- или MIDI-файлов, а об аудио решениях, делающих возможной полноценную самостоятельную работу с музыкальной информацией, следует понимать, что никакой полноценной работы в отсутствие MIDI-клавиатуры или какого-либо другого устройства, способного выполнять функции ввода информации и управления, у вас просто не получится. На сегодняшний день существует великое множество вариантов решения данной проблемы, но я остановлюсь всего лишь на двух из них. Оба, как вы наверное уже догадались, принадлежат Roland Corporation. Речь идет о двух MIDI-клавиатурах или, как их еще именуют, клавишных MIDI-контроллерах: PC-200mkII и А-33. На мой взгляд, это достаточно показательные изделия, иллюстрирующие собой различные подходы к использованию MIDI. PC-200mkII представляет собой компактную, недорогую, универсальную MIDI-клавиатуру с 49 динамическими клавишами и минимумом дополнительных органов управления - кнопками Octave Shift, позволяющими расширить нотный диапазон вверх или вниз, педалью сустэйна, джойстиком модуляции/питч-бенда и слайдером. Существуют и еще более компактные клавиатуры, например PC-160 c 32 клавишами, но в этом случае ваши исполнительские возможности сведены практически к минимуму. А-33, напротив, начинает собой уровень профессиональных инструментов. Она обладает 76 чувствительными к силе нажатия клавишами (кстати, степень чувствительности можно изменять в достаточно широких пределах), 32 предустановленными патчами, развитой системой органов управления. Помимо общепринятых функций она идеально приспособлена к управлению GS-устройствами: обеспечивает доступ к вариациям патчей, осуществляет транспонирование, позволяет управлять эффектами реверберации и хоруса и т.д. Кроме того, А-33 имеет 2 MIDI-выхода и MIDI THRU. Единственным "но" здесь является следующий момент. Если вы хотите полноценно задействовать все возможности А-33, вам придется приобрести и одну из интерфейсных карт Roland Corporation (вот и верь после этого надписям типа "MPU-401 compatible" на разного рода популярных аудиоплатах!).
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в силу ограниченного объема газетной публикации в настоящей статье были рассмотрены далеко не все продукты Roland Corporation, пригодные для использования совместно с компьютером. В частности, не нашел своего отражения материал о достаточно "пожилой" плате RAP-10, о звуковых модулях, о синтезаторах серии XP и многом другом - приоритет отдавался наиболее современным и доступным в финансовом плане изделиям. Также, очевидно, многим читателям было бы интересно посмотреть на продукцию Roland Corporation в сравнении с изделиями ее единственного серьезного конкурента в этой области - компании Yamaha. Сознавая справедливость этого, в одном из следующих номеров планируется поместить материал об аналогичной продукции и этой фирмы.
Виктор МОРОЗОВ
Горячие темы