В заключительной части материала, посвященного рассмотрению различных сторон построения и использования MIDI-устройств, мы коснемся некоторых практических аспектов работы с MIDI-информацией. Хотя, как уже было сказано, MIDI делает возможной коммуникацию самых различных типов инструментов и устройств, это еще не означает, что абсолютно все инструменты могут полноценно реализовать все возможности и преимущества, предоставляемые MIDI. Например, соединенные вместе синтезатор (с которого осуществляется управление) и модуль эффектов совсем не обязательно могут обеспечить нужное поведение желаемого эффекта. Точно так же использование синтезатора с питч-бендером вместе с электропиано не обязательно обеспечит желаемое изменение высоты тона последним. Практика показывает, что в случае применения системы из нескольких устройств для успешной работы бывает недостаточно соединить их MIDI-кабелем. Для того, чтобы хотя бы два инструмента успешно "общались" друг с другом, они оба должны обладать возможностью "понимать" соответствующие особенности MIDI-информации.
Рис. 1 |
На рисунке 1 изображена уже, наверное, набившая многим оскомину наша показательная MIDI-система, состоящая из синтезатора (главное устройство) и электропиано (подчиненное устройство). При попытке озвучить вводимую с синтезатора информацию при помощи электропиано мы обнаружим, что они могут обеспечить коммуникацию только в области "а". Синтезатор, имеющий, помимо этого, питч-бенд, портаменто и послекасание, посылает через MIDI OUT соответствующую информацию электропиано, которое в свою очередь не имеет таких функций. Таким образом, электропиано не получает и не воспроизводит информацию об использовании питч-бенда, портаменто и послекасания. С другой стороны, у него есть ряд функций, имитирующих использование педалей, которыми не обладает синтезатор и информацию о которых он также "не понимает". Отсюда становится видно, что в ряде случаев необходимо проверить, какую информацию может передавать и получать используемый вами инструмент (инструменты). Для этого входящее в комплектацию любого MIDI-устройства руководство содержит так называемую "таблицу принадлежности MIDI (MIDI Implementation Chart)".
Данная таблица имеет следующую структуру. В ее левой части перечислены различные типы MIDI-информации. Разделы "передача/прием" показывают возможность устройства передавать или принимать соответствующие типы информации (символ "О" обычно означает наличие такой возможности, символ "Х" - ее отсутствие). В случае если возможность передачи/приема какой-либо информации зависит от дополнительных факторов, в таблице приводятся необходимые пояснения.
Таблица имеет также две колонки для описания используемых каналов (Basic Channel). Они называются "устанавливаемый при включении (Power On)" и "может быть установлен (Can be set)". В первой графе указывается номер MIDI-канала, который устанавливается сразу после подачи на устройство питания. Подавляющее большинство инструментов способно запоминать номер MIDI-канала, на котором оно работало в последний раз, и автоматически вызывать его из памяти после нового включения. В этом случае в таблице обычно есть ссылка, что "память функционирует и после отключения питания". Во второй графе указываются номера MIDI-каналов, которые могут использоваться данным устройством (обычно 1-16).
Кроме этого, "таблица принадлежности MIDI" имеет 3 колонки для описания используемых режимов (Mode). Они носят следующие названия: "при включении (Power On)", "сообщение (Message)" и "другое (Alternative)". Первая колонка показывает, какой режим устанавливается после подачи на устройство питания. Вторая - может ли инструмент получать "режимные сообщения (Mode messages), или же может ли он после получения такого сообщения изменить режим. Третья графа используется только для инструментов, которые способны принимать сообщения, переключающие их в какой-либо особый режим: в какой именно и указывается в данной графе.
Колонка "количество нот (Note Numbers)" показывает диапазон нот, которые конкретный инструмент может принимать и передавать. Обычно это количество соответствует числу клавиш на инструменте, а в случае возможности сдвига на величину, кратную октаве, учитывается и этот фактор. Некоторые инструменты могут получать очень высокие или низкие ноты и воспроизводить их в пределах своего нотного диапазона, т.е. в другой октаве - это также указывается в графе "количество нот".
Для описания параметров "скорости нажатия и освобождения нот (Velocity)" (с некоторыми оговорками "скорость" может быть сопоставлена с громкостью нот) рассматриваемая таблица имеет следующие две колонки. Они называются "нота включена (Note On)" и "нота выключена (Note Off)". В этих колонках указывается, может ли данный инструмент передавать или принимать сообщения, соответствующие этим параметрам. При чтении данной части таблицы следует помнить, что речь здесь идет не о самой возможности принимать сообщения "нота включена/нота выключена", а именно о "скорости". Если в одной из этих колонок вы видите символ "Х", то это значит, что инструмент будет воспроизводить ноты, но не будет "понимать" сообщения, описывающие как быстро вы эти ноты нажали и отпустили.
Колонка "послекасание" (After-touch) показывает, имеет ли данный инструмент возможность передавать или принимать соответствующие сообщения. Если в конкретной таблице нет разделения "послекасания" на "поканальное (Channel After-touch)" и "полифоническое (Polyphonic After-touch)", то практически всегда подразумевается "поканальное послекасание".
В колонках "смена высоты тона (Pitch Bend)", "смена параметров управления (Control Change) (подразумевается то, что обычно именуется MIDI контроллерами), а также "смена программы (Program Change) указывается все та же возможность передачи или принятия инструментом соответствующих сообщений. Для "смены программы" могут указываться и номера, используемые конкретным инструментом.
В колонке "System Exclusive" указывается, какого рода информация может быть передана или получена в качестве System Exclusive Messages.
Кроме того, существует еще и так называемая "общесистемная секция (System Common)". Она предназначена для MIDI-систем на базе секвенсора и показывает, может ли инструмент "понимать" MIDI Song Position Pointer, т.е. может ли он решить, с какого именно такта нужно начать воспроизведение, а также может ли он "понимать" MIDI SONG Selection, чтобы правильно выбрать сонг для воспроизведения.
Отдельного упоминания заслуживает графа "системное время (System Real Time). В ней указывается способ MIDI-синхронизации. Если в данной графе стоит слово "часы (Clock)", то это означает, что данный инструмент может быть синхронизирован с остальными по всем параметрам. Если же там находится слово "команда (Command)", то инструмент "понимает" только сообщения о начале и окончании воспроизведения.
Завершает "таблицу принадлежности MIDI" колонка "вспомогательные сообщения (Aux Messages)". Она используется для отображения способности инструмента получать информацию, которая может помочь вам избежать разного рода MIDI-проблем. Здесь находятся всевозможные исключения из правил: например, если какие-либо функции инструмента меняются при определенном значении какого-либо параметра, это указывается в данной графе.
Чаще всего потребность в данной таблице возникает уже после возникновения ситуаций "непонимания" инструментами друг друга. Этого вполне можно избежать еще до приобретения того или иного устройства путем простого сопоставления "таблиц принадлежности MIDI". Дело облегчает даже то, что данные таблицы специально выпускаются одинакового формата: вам остается всего лишь совместить раздел "передача (Transmit)" таблицы главного MIDI-устройства с разделом "прием (Receive)" подчиненного. К примеру, если в графе "питч-бенд" какого-либо из устройств будет стоять символ "Х", то коммуникации по данному параметру не произойдет.
MIDI позволяет усилить выразительность вашей музыки при помощи различных средств. Это может быть использование послекасания, питч-бенда, синхронизации вашего инструмента с другими и т.д. Однако все это предполагает обмен очень большим количеством данных, что, естественно, увеличивает вероятность ошибок. Кроме того, неожиданные ошибки могут быть вызваны неправильным соединением, отсутствием необходимых знаний и множеством прочих факторов. На некоторых из них, причем, самых общих и простых, мы сейчас и остановимся.
Возвращаясь к проблеме соединения MIDI-инструментов в систему, добавлю лишь пару примеров, что называется, явной глупости. Не следует соединять MIDI OUT и MIDI IN одного и того же инструмента. Также не следует соединять MIDI THRU подчиненного устройства и MIDI IN главного (рис.2).
Рис. 2 |
Ни к чему хорошему такие варианты не приведут. Самым разумным решением здесь будет отключить питание и соединить устройства правильно. Не стоит выдергивать или подключать кабели при включенном питании: в этом случае есть вероятность, что вы не сможете остановить воспроизведение. Некоторые инструменты не могут изменить MIDI-канал, пока нажата какая-либо нота, так что перед сменой канала лучше на какую-то долю прервать исполнение.
Существует и еще одно правило, которое может облегчить вам жизнь. Всегда включайте главное MIDI-устройство последним. Это связано с тем, что главное устройство после включения посылает подчиненным соответствующее режимное сообщение, узаконивающее их статус. В случае, если вы включаете подчиненное устройство после главного, оно не получает этого сообщения и переходит в режим по умолчанию. В ответственный момент даже такие небольшие заминки могут очень сильно подвести.
Следует также иметь ввиду, что хотя MIDI и позволяет передавать информацию об изменении высоты тона или послекасании, в действительности различные устройства оперируют с данными о том, насколько изменился уровень высоты тона или как изменилась степень нажатия клавиши. Эти данные на главном и подчиненном инструментах не всегда полностью адекватны, так что лучше всего сразу определиться с действительным диапазоном использования этих эффектов на обоих устройствах.
Есть свои особенности и при использовании в MIDI-системах ритм-машинки. Чаще всего последние используются как источник звука для MIDI-клавиатуры (синтезатора) или же синхронизированными с секвенсором. В случае если ваш синтезатор является подчиненным устройством, а ритм-машинка главным, то для изменения ее звучания достаточно только нажать другую клавишу. Если же вы хотите задействовать изменение звучания самого синтезатора, то для этого следует воспользоваться сообщением "смена программы". В случае использования ритм-машинки совместно с секвенсором для нее лучше всего выделить отдельный, неиспользуемый другими устройствами MIDI-канал (во избежание возможности получения некорректной нотной информации).
Некоторые MIDI-инструменты обладают параметром "местный контроль (Local Control)". Когда данный параметр активизирован (Local On), ваш инструмент использует для воспроизведения звуки из собственной памяти. Когда же он выключен (Local Off), инструмент передает информацию вовне, не используя собственных звуков. Проиллюстрируем это следующими примерами. Допустим, мы имеем какой-либо синтезатор с клавиатурой. В данном случае информация с клавиатуры поступает для воспроизведения на звукогенератор (рис.3).
Рис. 3 |
Если переключатель местного контроля будет находиться в положении "выключено", то вы ничего не услышите, хотя данные все равно будут поступать на MIDI OUT. С другой стороны, положение "выключено" как нельзя лучше подходит для совместного использования данного инструмента с секвенсором, обладающим способностью микширования информации с MIDI IN и MIDI OUT (рис.4).
Рис. 4 |
Данная функция получила название SOFT THRU. Когда она активизирована (SOFT THRU ON), вы получаете возможность слышать как свою собственную игру на клавиатуре, так и содержимое дорожек секвенсора.
В заключение хотелось бы отметить, что в современных MIDI-инструментах большинство рассмотренных функций, а иногда и несколько разнотипных устройств интегрированы в одном корпусе.. Это, безусловно, освобождает исполнителя от необходимости следить за правильной коммутацией и предоставляет ему гораздо большую гибкость в работе. В то же время основные моменты построения даже таких сложных устройств основываются на достаточно простых принципах, рассмотренных в данном цикле статей. В дальнейших публикациях, посвященных MIDI, мы планируем коснуться непосредственно практической стороны дела, в т.ч. поговорить и об особенностях тех или иных недорогих устройств, которые можно приобрести у нас в республике.
Виктор МОРОЗОВ
Горячие темы