"TripleDAT имеет
больше возможностей, работает
быстрее и обладает лучшей
ценой на рынке... Качество звука
настолько хорошее, что лучше
уже быть не может." Mark G. Pinske, Майами, июль 1996 г. (аудио инженер, работал с такими грандами, как с Frank Zappa (6 лет), Weather Report, David Lee Roth, Terence Trent D'arby) |
Появление в 1996 г. на рынке профессиональных систем хард-диск рекординга продукта немецкой фирмы CREAMW@RE "TripleDAT" v.2.0, а затем и последующих его редакций вплоть до v.2.4, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Все серьезные издания, пишущие о профессиональной музыкальной аппаратуре (Keys, Keyboards, Studio Magazin, Audio Professional, Electronic Musician) вплоть до конца года публиковали восторженные отзывы музыкантов, звукорежиссеров и студийных аудио инженеров о потрясающих достоинствах этой системы. CREAMW@RE - достаточно небольшая компания, к тому же сравнительно недавно вышедшая на крупный рынок, и поэтому все эти хвалебные речи трудно объяснить давно и хорошо спланированной агитацией в духе Microsoft, Intel и им подобных. Причина кроется в другом: TripleDAT действительно представляет собой первоклассный продукт. Я думаю, читатели поймут, с каким интересом я принял любезное приглашение студии Олега Тиунова воочию увидеть и, главное, услышать, что же реально представляет собой эта легендарная система.
Итак, что же такое TripleDAT. Не скрывая эмоций, могу сказать, что это то, что превратит ваш компьютер в законченную студию звукозаписи. В предшествующих публикациях, посвященных использованию компьютерной техники в музыке, я лишь вскользь касался собственно профессиональной аппаратуры (главным образом, ввиду ее дороговизны и весьма ограниченного применения). Однако TripleDAT заставил меня несколько изменить эту точку зрения. При помощи данной системы вы можете, не вставая из-за компьютера, записать, сделать компьютерную обработку, осуществить качественный мастеринг аудиоматериала и, наконец, при наличии CD-рекордера выжечь компакт-диск по "красной книге" (если нет, то можно просто "скинуть" готовую фонограмму на DAT-магнитофон). Все это с гарантированно студийным качеством. Здесь многие могут подумать: "В чем же тогда преимущества TripleDAT, если на многих студиях звук сразу пишут на тот же DAT-магнитофон?". Должен заметить, что качественная цифровая запись живого звука, не говоря уже о его последующей обработке, занятие весьма деликатное и очень дорогое. Как это ни странно, но традиционная студия, работающая со множеством отдельных устройств записи и обработки звука (многоканальные DAT магнитофоны, компрессоры, лимитеры, гониометры, спектральные анализаторы, эквалайзеры, модули эффектов и т.д.) стоит неизмеримо дороже, чем компьютерная система - от 40.000 до 100.000$ и более. До недавнего времени у подобных средств работы со звуком было одно несомненное преимущество: они позволяли все операции осуществлять в реальном времени. Также у них был и продолжает оставаться весьма крупный недостаток: огромное количество подчас в прямом смысле золотых проводных соединений. Теперь посмотрим, как со всем этим обстоит дело у TripleDAT. Цена - от 2000 до 3500$ со всевозможными примочками; обработка звука в реальном времени и программная реализация множества необходимых устройств (в т.ч. и вышеперечисленных, что стало возможным за счет использования специализированного сигнального процессора); минимум проводных соединений. Комментарии тут, по-моему, излишни.
TripleDAT интегрирует в себе в равной степени и hardware, и software элементы. Без всякого сомнения, сердцем системы является аудиокарта, которая вставляется в свободный ISA-слот компьютера (рис.1).
Рис. 1 |
На карте находятся мощный DSP, работающий с 32-битным кодом, аналоговый вход и выход, цифровые входы и выходы (коаксиальные и оптические), возможна установка цифрового интерфейса AES/EBU. Все это позволяет получить 4 физических канала записи-воспроизведения. Более подробные технические характеристики представлены в таблице 1.
Таблица 1 | |
PC ISA карта, AT совместимая | I/O адрес: 290, 300 или 310;Прерывания: 10, 11, или 15 |
Число каналов | 4-х канальный вход/4-х канальный выход, (2 аналоговых + 2 цифровых) |
Поддерживаемая частота сэмплирования | 48кГц, 44.1кГц или 32кГц |
Аналоговый вход/выход | Линейный стереовход/линейный стереовыход, несимметричный (RCA) |
Цифровой вход/выход | Оптический S/PDIF (TOS-Link); Коаксиальный S/PDIF, несимметричный 75Oм (RCA); Опционально может устанавливаться AES/EBU, симметричный 110 Oм (XLR) |
MIDI интерфейс | IN; OUT, (5 pin DIN) |
Временной код I/O (вид синхронизации) | MTC или MC |
ДУ DAT магнитофоном | IR-LED или проводное |
Потребляемая мощность | 3,5 W |
Особого внимания заслуживает качество исполнения 18-битных АЦП и ЦАП, использованных в TripleDAT. Отношение сигнал/шум, замерянное при помощи аудио-анализатора RHODE & SCHWARZ составило соответственно >87dB и >90dB, коэффициент нелинейных искажений 0.004% и 0.002%.
Карта через соответствующие MIDI-разъемы может быть соединена с любым MIDI-устройством. Чуть забегая вперед, скажу, что программное обеспечение TripleDAT даже без какого-либо дополнительного оборудования позволяет воспроизводить стандартные MIDI-файлы (SMF). Несколько слов об использованном в данной системе виде синхронизации. В настоящее время общепринятыми являются SMPTE и MTC, причем очень часто первый понимается как синоним любого тайм-кода и синхронизации вообще. Постараюсь внести ясность: еще в 1969 году обществом кино- и телевизионных инженеров (Society of Motion Picture and Television Engineers или SMPTE) был разработан и стандартизирован метод синхронизации для новых средств записи аудио- и видеоданных. Тайм-код SMPTE предполагает запись временной информации в часах, минутах, секундах и кадрах в виде кодированного цифровым способом сигнала на одном из треков многодорожечной аудио или видео ленты. Относительно недавно, в связи с появлением различных MIDI-устройств был введен стандарт MIDI Time Code (MTC), который использует временную информацию со структурой аналогичной SMPTE, но адаптированную для нужд MIDI. Тайм-код SMPTE может быть записан на аудиотрек как лонгитюдный тайм-код (Longitudinal Time Code или LTC), а также как часть видеосигнала (Vertical Interleave Time Code или VITC). Тайм-код MTC генерируется и читается "на лету", причем таким образом, что при этом нет необходимости записывать его на MIDI- или аудиодорожку. МТС является основным видом синхронизации, используемым в TripleDAT. Однако, в связи с тем, что структура информации и в случае SMPTE, и в случае МТС одна и та же, при использовании специального конвертера можно осуществить синхронизацию и по SMPTE.
Теперь самое время перейти к рассмотрению программного обеспечения, которое входит в состав TripleDAT. Оно совершенно обоснованно носит название Audio Workstation, так как практически не требует дополнительных программных средств: CREAMW@RE позиционирует TripleDAT как законченное решение для музыкальной студии в диапазоне от домашней до вполне профессиональной. Основное рабочее окно носит название Arranger. Как и всё программное обеспечение от CREAMW@RE, этот программный модуль обладает удивительно удобным и понятным интерфейсом. Здесь нет ничего неожиданного и нелогичного, а те музыканты, которые имеют опыт работы с программой Steinberg Cubasis 3.0, и вовсе будут чувствовать себя как дома. Слева - перечень и характеристики аудиотреков, справа - графическое изображение их содержания в виде прямоугольников (т.е. сами сэмплы), причем, при желании может быть показана и форма волны. Все это отлично масштабируется, есть возможность использования маркеров и временной сетки с необходимой размерностью. Содержимое треков можно резать, перемещать, копировать, склеивать, привязывать к конкретному моменту времени и т.д. Пользуясь опцией зуммирования, при достаточном увеличении нужных треков вы получаете возможность управлять параметрами громкости и панорамы, а также переключения выходной точки (цифровой или аналоговой). TripleDAT позволяет одновременно воспроизводить достаточно большое количество треков. Очень привлекательным является и следующий момент: количество одновременно воспроизводимых треков определяется только возможностями компьютера. Здесь заложена очень большая перспектива для дальнейшего расширения возможностей данной системы. В идеале ваша аранжировка может включать до 256 стереотреков. Продемонстрированный мне Р-133 с 32МВ ОЗУ и TripleDAT, устойчиво воспроизводил 16 аудиотреков одновременно.
Очень удобно реализовано использование команды fade (fade in, fade out, crossfade). В начале и в конце каждого трека имеется маленький квадратик, перетаскивая который в нужном направлении и тем самым меняя форму прямоугольника на трапецию, вы получаете желаемое плавное изменение громкости. Для точной регулировки параметров fade достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши по одному из квадратиков и вызвать соответствующее контекстно-зависимое меню.
Однако по большому счету все эти вещи являются стандартными для мощных программ обработки звука. Тот же Steinberg Cubasis 3.0, Sound Forge 4.0 или SAW позволят вам, быть может, и не с такими удобствами и не обязательно в реальном времени, но достаточно уверенно осуществить все те же операции. TripleDAT и здесь остается на уровне. В окне Cutter вы получаете возможность работы со структурой сэмпла. Дважды щелкнув мышью по выбранному вами треку и попав после этого в Cutter, можно выделять, вырезать, копировать, перемещать, закольцовывать и заглушать элементы сэмпла, не нарушая плавности воспроизведения. Имея некоторый опыт (правда, на любительском уровне) записи и обработки аудиоданных, но не имея карты с мощным DSP, я очень часто ломал голову, каким образом избежать щелчков и искажений при осуществлении подобных операций даже при использовании Sound Forge. Представьте мое изумление, когда выяснилось, что у TripleDAT такой проблемы попросту не существует! Кроме того, в нем прекрасно реализованы средства графического построения громкости и панорамы, а количество точек изгиба может быть сколь угодно большим. Всем этим возможности модуля Cutter не исчерпываются, но думаю, что сказанного вполне достаточно для того, чтобы читатели могли в полной мере оценить потенциал TripleDAT.
Теперь мы подходим к тому, чего практически нигде, кроме TripleDAT, нет: к впечатляющему набору разнообразных эффектов, опять-таки работающих в реальном времени. Модуль эффектов носит название WaveWalkers и способен заменить собой не одну стойку обычных "рековых" модулей. Как и все остальные элементы TripleDAT, Wave Walkers очень удобен в использовании и сочетает возможность графического управления изменением параметров с точными регулировками посредством шкал и цифр. Что же это за эффекты? Первым в списке идет 4-х полосный, прошу обратить внимание, параметрический эквалайзер с регулировкой частоты, добротности и уровня. За ним следует полная динамическая обработка. Она включает компрессор, лимитер, гэйт, экспандер и деэссер (последний предназначен для обработки фонем, содержащих звук "с"). В процессе динамической обработки вы получаете возможность регулировать параметры порога (threshold), отношения (ratio), атаки, затухания, стереоразделения, громкости и др. Далее мы имеем "имитатор помещений", представляющий собой не что иное, как хорошо всем знакомый ревербератор. Он позволяет изменять тип помещений, их размер, время реверберации, величину свободного пространства в помещении (liveness), ВЧ затухание и микс-уровень. Имеется и впечатляющий набор эффектных пресетов. Задержка имеет шесть отражений, регулировки панорамы, ВЧ затухания и микс-уровеня. Помимо этого, имеются и такие "навороты", как продвинутый 64-х полосный спектральный анализатор, корреляционный измеритель, предназначенный для исследования сигналов на моносовместимость, а также возможность сжатия времени без изменения высоты тона (timestretching/pitch) и обратная ей процедура. Самым удивительным является то, что TripleDAT позволяет одновременно работать с большим количеством разнообразных эффектов, из которых даже можно создавать соответствующие группы. Но и это еще не все. В режиме Warp эффекты можно использовать и без записи звука при помощи TripleDAT: система позволяет осуществлять обработку звука с любого внешнего источника, т.е. использовать ее как обычный модуль эффектов.
Начиная с версии 2.4, Audio Workstation включает в себя микшерный модуль (Track Mixer Window). Как и всякий микшер, он позволяет регулировать громкость и панораму каждого трека. Однако и здесь есть своя изюминка: для того, чтобы назначить какой-либо эффект на выбранный трек, вам достаточно просто перетащить его на соответствующий трековый модуль. Каждый трековый модуль имеет список активных на данный момент эффектов, а дважды щелкнув по ним, вы получите возможность редактировать их параметры.
Если вы собираетесь при помощи TripleDAT осуществлять мастеринг ваших фонограмм, то это достаточно удобно делать непосредственно из окна Arranger. Причем, длина ваших треков тут не играет существенного значения - по крайней мере, сама CREAMW@RE заявляет, что для TripleDAT просто "естественно" работать с объемами, сравнимыми с объемом CD. Однако следует помнить, что для качественного осуществления мастеринга ваш компьютер должен обладать процессором, быстро выполняющим операции с плавающей точкой (лучше Pentium, чем AMDК5, не говоря уже о 486-м), иметь емкий и быстрый винчестер (порядка 2ГБ, 10mc, предпочтительнее SCSI). Также не помешает 16-32МВ ОЗУ. Для ориентировки приведу следующие цифры: на компьютере с Pentium-166 и 32МВ ОЗУ вы можете работать в реальном времени с 16-28 монотреками или 12-20 стереотреками.
Как уже было сказано выше, программное обеспечение TripleDAT (начиная с версии 2.3) позволяет при наличии CD-рекордера самостоятельно записать готовые фонограммы на компакт-диск для последующего тиражирования. Поддерживаются практически все популярные модели CD-рекордеров (около 25). Если ваш компьютер достаточно хорош, то TripleDAT позволит записать CD "на лету" - соответствующего микширования в реальном времени не потребуется. Также нет необходимости в создании дополнительного имидж-файла при объемах менее 800МВ. Поддерживается и запись на 4-х кратной скорости. В целом утилита CD Writer для TripleDAT является одним из наиболее мощных инструментов для записи аудио CD на PC.
В настоящее время CREAMW@RE выпустила два модуля расширения для программного обеспечения TripleDAT (так называемые plug-in). Это пакеты "FireWalkers" и "Osiris". Пакет "FireWalkers" появился в продаже в январе 1997 года по цене 495$. Он представляет собой весомую добавку к уже рассмотренным эффектам WaveWalkers. "FireWalkers" включает в себя: 8-ми полосный полностью параметрический эквалайзер, графический спектральный анализатор, мультимодуляционный хорус, стерео фленжер, панорамный модулятор, прецизионнокалиброванный генератор сигнала, динамическое транспонирование (к сожалению, не работающее в реальном времени) и VU-измеритель.
"Osiris" увидел свет совсем недавно (в марте 1997 года) и продается по цене 498$. По своему назначению он относится к модулям обработки аудиоданных. В нем реализованы наиболее передовые на сегодняшний день алгоритмы шумоподавления (denoising), устранения всевозможных щелчков и треска (declicking/decracking), эксайтинга (exсiting) и улучшения обработки и воспроизведения басов (subbass enhancement). Как и все программные продукты CREAMW@RE, "Osiris" способен функционировать в режиме Warp.
В плане информации хочу отметить, что CREAMW@RE выпускает и несколько облегченную версию TripleDAT, которая называется MasterPort. В состав MasterPort входят аудиокарта и программное обеспечение, аналогичное используемому TripleDAT, но с более ограниченными возможностями: число треков записи-воспроизведения не превышает 16, а большинство эффектов не функционирует в реальном времени. MasterPort ориентирован на работу с аудиоданными и MIDI-секвенсором. Добавьте к этому цену всего в 995$ и вы поймете, почему MasterPort многие считают идеальным решением для домашней студии.
У нас в республике система TripleDAT установлена в студиях уже названного О.Тиунова и В.Раинчика. Кроме того, при записи своих песен TripleDAT активно используют такие известные артисты, как Н.Богуславская и В.Вуячич. В качестве заключения хотелось бы просто привести весьма остроумную и показательную фразу американского издания EQ Magazin: "...возможности TripleDAT просто sehr, sehr gut!".
Виктор МОРОЗОВ