Хук справа. ATI против Matrox!

Нет, чтобы там ни говорили, а Internet - презабавнейшая штука. Вот только представьте себе, заглядываете вы на сервер ATI или Matrox и попадаете в какое-то дремучее средневековье: на смерть бьются Пересвет с Челубеем. Страницы так и пестрят взаимными обвинениями. В ходу такие выражения как "изъян" 3D акселерации в изделиях ATI, и ответные обвинения Matrox в помещении "лживой" информации. По всему видно, что в разгаре "здоровая" конкуренция. Суть конфликта сводится к тому, что Matrox, опираясь на результаты тестов Ziff Davis Lab 3D Winbench97, утверждает, что видеоакселераторы ATI на основе чипов Rage и Rage II (в т.ч. 3D Xpression, 3D Xpression+PC2TV, 3D Pro Turbo PC2TV) не осуществляют истинной аппаратной коррекции перспективы при помощи наложения текстур (perspective correct texture mapping). По мнению все той же Matrox подобным свойством обладает лишь Matrox Mystique и "большинство остальных графических чипов из представленных на рынке". ATI, не слишком акцентируя внимание на истинной сути используемого ею метода коррекции перспективы, представляет два новых видеоакселератора ATI XPERT@Play и ATI XPERT@Work, на фоне производительности которых всех прочих попросту не видно. Дочитав до конца эту статью, вы сами это увидите - результаты тестов приведены по версии ATI.

Очень хочется прояснить ситуацию с "истинной аппаратной под коррекции перспективы". Matrox считает, что ATI сумела реализовать лишь имитацию аппаратной коррекции перспективы за счет реализации метода квадратичной апроксимации (quadratic approximation). При его использовании обрабатываются не пиксели текстуры, а так называемые элементы изображения (picture elements), состоящие из 25-50 пикселей. Данный подход "может лишь уменьшить, но не уничтожить погрешности, вызываемые разбиением больших треугольников на маленькие", - говорится при этом. Помимо качества изображения, по мнению Matrox, страдает и производительность. Кроме этого, дается впечатляющее определение коррекции перспективы как таковой на примере асфальтовой дороги. Думаю, не лишним будет привести его целиком. Коррекция перспективы представляет собой математическое вычисление, обеспечивающее правильное наложение текстуры асфальтовой дороги в процессе создания видимого изображения независимо от направления взгляда наблюдателя. Создание видимого изображения трехмерного объекта без использования коррекции перспективы приведет к тому, что изображение дороги будет правильным, только если наблюдатель будет смотреть на нее сверху вниз. Если же наблюдатель будет видеть дорогу под колесами мчащегося автомобиля, и при этом его взгляд будет устремлен вдаль, то изображение будет достаточно сильно искажено. Данное определение показательно иллюстрируется, и вроде бы все точки над i расставлены, только вот изображение, приписываемое ATI 3D Pro Turbo PC2TV, искажено так сильно, будто над ним кто-то специально потрудился (рис.1). Не умаляя заслуг Matrox, могу сказать, что, имея определенный опыт общения с 3D Pro Turbo PC2TV, столь явных "ляпов" я не замечал.

Рис. 1. Слева — иммитация коррекции
перспективы ATI 3D Pro Turbo PC2TV;
справа — истинная коррекция
перспективы Matrox Mystique

Обе стороны в своей полемике, естественно, готовы использовать все средства, хотя и "опираются только на факты" в лице своих современных видеоакселераторов. Вот именно на этих фактах мне и хотелось бы заострить ваше внимание. Ввиду их достаточно большого количества будет уместно начать с выяснения позиций одной из сторон - ATI Technologies Inc.

Канадская фирма ATI Technologies Inc. (ее штаб-квартира находится в Торонто) давно и хорошо известна в мире персональных компьютеров. Основанная в 1985 году, она специализируется на разработке, производстве и продаже графических акселераторов и их компонентов. Кроме того, ATI отдает должное и прочим новомодным мультимедийным штучкам (как software, так и hardware), хотя это ее поле деятельности пока еще находится в тени основной специализации. Производственные мощности, располагающиеся на площади 145.000 кв. футов вблизи Торонто, солидный исследовательский потенциал и, главное, весьма добротная продукция ставят ATI в число лидеров среди производителей видеоакселераторов. Ее изделия известны пользователям не только РС, но и МАС`ов и неоднократно завоевывали призы самого высокого достоинства. В настоящее время компания имеет свои постоянные представительства в США, Ирландии, Германии, Японии и Великобритании.

Современный видеоакселератор от ATI можно охарактеризовать как мощное, высокоинтегрированное решение с впечатляющими возможностями. Да и сам факт, что ATI смогла бросить перчатку такому гранду как Matrox (хотя окончательного итога этой борьбы стоит еще подождать), говорит о многом. Итак, что же отличает продукцию ATI от изделий конкурентов? Являясь, как уже было сказано, производителем графических микросхем, эта канадская компания в своих новых 64-битных чипах 3D Rage II и 3D Rage PRO сумела объединить графический контроллер, ускоряющий 2D/3D операции и видео, а также мощный RAMDAC (170 и 230 МГц). По мнению многих специалистов, по широте аппаратной поддержки 3D функций чипы ATI занимают лидирующие позиции в своем классе, что, естественно, не дает покоя конкурентам. Добавьте к этому значительный объем быстрой памяти SGRAM (2-8МВ), в старших моделях TV кодер, аппаратную поддержку MPEG-2 в ATI XPERT@Play и ATI XPERT@Work, и общая картина приобретает вполне законченный и весьма аппетитный, учитывая приемлемую цену, вид.

Первым в списке рассматриваемых видеоакселераторов без всякого сомнения идет ATI XPERT@Play. Именно он представляет собой пресловутый "наш ответ Чемберлену" на "фальшивые заявления" Matrox. Оставим на совести ATI приведенные ниже диаграммы сравнительной производительности, ибо как всегда в таких случаях очень трудно понять, кто, что и каким способом измеряет (рис.2). Но одно не вызывает сомнений: чтобы достичь уровня ATI XPERT@Play конкурентам придется сильно попотеть. На сегодняшний день об этом видеоакселераторе известно следующее. Его сердцем является чип ATI RAGE PRO, относящийся к классу высокопроизводительных 64-битных графических акселераторов с расширенной поддержкой 3D функций и обеспечивающий вывод треугольников со скоростью 1,2 млн. треугольников в секунду. В ATI RAGE PRO интегрированы 4КВ-й текстурный кэш и DAC с пиксельной частотой 230 МГц. Плюс ко всему он аппаратно поддерживает воспроизведение MPEG-2. Еще больше впечатляет список реализованных в ATI RAGE PRO трехмерных функций: билинейная/трилинейная фильтрация; сглаживание кромок; комбинирование текстур; декомпрессия текстур; текстурный морфинг; освещение и затенение текстур; коррекция перспективы; Z-буферизация и двойная буферизация; поддержка специальных эффектов Alpha blending (прозрачность) и туман.

Рис.2

Видеоакселератор поддерживает следующие спецификации и операционные системы: Windows 95; DirectX; Direct3D; DirectDraw; Windows NT 3.51 & 4.0; OpenGL; Windows 3.1; DOS 5.0 и выше. BIOS совместим с VESA super VGA. Реализована поддержка DDC1/2b/2b, VESA DPMS. Предусмотрены варианты ATI XPERT@Play с 4MB-ми SGRAM, расширяемых до 6MB или 8MB, а также с 8MB SGRAM. TV кодер реализован в вариантах NTSC или PAL. Имеются композитный и S-Video выходы. В комплекте с ATI XPERT@Play поставляется образцовый набор 3D игрушек: FORMULA 1, Terracide, WIRL 3D Browse.

Наибольший же интерес представляют поддерживаемые этим видеоакселератором 2D и 3D разрешения (табл.1 и 2), а также частота кадровой развертки (Гц).

Табл.1. Поддерживаемые разрешения при работе с 2D графикой
Разре-
шение
640х480 800х600 1024х768 1152х864 1280х1024 1600х1200
256 200 200 150 120 90 85
65К 200 200 150 120 90 85
16,7М 200 160 120 85 85
Табл.2. Максимальные 3D разрешения
  4МВ 8МВ
65К 1024х768 1600х1200
16,7М 800х600 1280х1024

ATI XPERT@Work является своего рода младшим братом ATI XPERT@Play, оптимизированным для выполнения 2D операций (рис.3). По своим техническим характеристикам он не отличается от XPERT@Play, используя тот же чип, тот же RAMDAC 230 МГц и такую же SGRAM память. Похоже, что во всех новых видеоакселераторах ATI, TV кодер становится стандартным элементом. В этом смысле XPERT@Work не исключение. Нет ничего удивительного в том, что обе эти карты поддерживают одинаковые 2D/3D разрешения и кадровые развертки. Стоит также отметить, что начальный вариант этого видеоакселератора поставляется с 2МВ SGRAM с возможностью расширения до 4 или 6МВ.

Рис.3

Следующая рассматриваемая нами группа видеоакселераторов ATI построена на базе чипа Rage II. Список их открывает ATI Pro Turbo PC2TV. Это в целом весьма производительный акселератор, аппаратно поддерживающий билинейную текстуризацию, заливку по методу Гуро, двойную и Z-буферизацию, Mip-mapping текстуризацию. По поводу истинности коррекции перспективы вопрос продолжает оставаться открытым. Надеюсь, что вместе с Matrox разберемся и с этим. Мне показалось интересным привести здесь результаты замера 3D производительности данного видеоакселератора по версии самой ATI (рис.4). Pro Turbo PC2TV обладает удобным и функциональным набором утилит, обеспечивает весьма корректную работу с DirectX 3.0. Аппаратное ускорение видео обеспечивает полноэкранное воспроизведение клипов, в т.ч. и сжатых при помощи MPEG-1. Даже на компьютерах с не самым мощным процессором клипы проигрываются без рывков. К примеру, на Pentium-100 с 16МВ EDO частота кадров не падает ниже 24 кадров/с. В данном видеоакселераторе предусмотрена возможность захвата кадров, что многим покажется весьма любопытным свойством. TV кодер обеспечивает вполне приемлемое качество картинки на экране телевизора, что особенно привлекательно для любителей игр. При совместном использовании монитора и телевизора поддерживаются разрешения вплоть до 800х600. Здесь, однако, есть одно небольшое но... Если вы обладатель TV, который не поддерживает режимы NTSC и PAL с частотой 60Гц (а это подавляющее большинство отечественных телевизоров, работающих с частотой 50Гц), изображение на мониторе при разрешении 800х600 будет существенно меньше привычного. Но по большому счету это можно пережить, тем паче, что любой видеобластер стоит значительно дороже. В комплект с 3D Pro Turbo PC2TV входят видеокабель и переходник "SKART", так что вам не придется ломать голову над тем, как соединить видеоакселератор с телевизором. ATI Pro Turbo PC2TV стандартно поставляется с 4МВ SGRAM, расширяемой до 6/8МВ, и поддерживает разрешение 1600х1200 с частотой кадровой развертки 75Гц. При разрешении 1280х1024 вы можете работать с 16.7М цветов. Максимальное 3D разрешение составляет 1600х1200. Сама ATI позиционирует данный видеоакселератор как оптимальное решение для 3D, CAD и деловых приложений.

Рис.4

Видеоакселератор ATI 3D Xpression+PC2TV является несколько облегченной версией 3D Pro Turbo PC2TV (за счет использования RAMDAC 170МГц). Он поставляется с 2МВ SGRAM, расширяемой до 4МВ. Данный видеоакселератор с 4МВ поддерживает разрешение 1600х1200 при 65К цветах с частотой кадровой развертки 60Гц. Максимальное 3D разрешение составляет 1024х768 при 65К цветах. На ATI 3D Xpression+PC2TV также стандартно устанавливается чип TV кодера. 3D производительность 3D Xpression+PC2TV отражена на рис.5.

Рис.5

Видеоакселератор ATI 3D Xpression является вариантом рассмотренного выше 3D Xpression+PC2TV, но лишь с 2МВ SGRAM и без TV кодера.

В качестве заключения хотелось бы еще раз отметить, что в статье сделан упор на точку зрения только одной из сторон - ATI Technologies Inc. В одном из следующих номеров будет представлена более подробная информация о позиции Matrox, тем паче, что она подкрепляет свои утверждения достаточно убедительными результатами тестов. Но главный аргумент Matrox, без всякого сомнения, будет еще более весомым. Это давно уже ожидаемый видеоакселератор Millenium II, поддерживающий до 16MB WRAM и позволяющий работать с 3D и видео на разрешениях до 1920х1200.

Виктор МОРОЗОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

24 за 1997 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!