Предложение приводов CD-ROM в конце мая

Казавшиеся „роскошью" еще каких-нибудь пару лет тому назад устройства CD-ROM в настоящее время становятся столь привычными, что о их существовании часто бывают осведомлены люди, абсолютно далекие от мира компьютеров. А среди тех, кто успел уже влиться в огромную даже в нашей республике армию "пользователей", едва ли найдется кто-то, кто не желал бы уже в самое короткое время оснастить свой ПК приводом CD-ROM или заменить старый "тихоходный" привод на более "крутую" модель. Белорусский рынок дает таким пользователям довольно большие возможности. Здесь есть из чего выбирать. В настоящее время на рынке регулярно предлагаются устройства CD-ROM около двух десятков различных марок, как правило, от известных и самой широкой публике производителей. Но именно это обилие моделей приводит к тому, что большинство пользователей при покупке данных устройств, пожалуй, лишь в последнюю очередь обращают внимание на их марку. Обычно в первую очередь их интересуют две вещи: цена и скорость считывания, которая в рекламных объявлениях выражается в единицах некоторой, теперь уже абсолютно условной, скорости. Что это за скорость - покупателю, как правило, знать не надо. Все, что он должен знать - это то, что чем выше указываемая кратность скорости считывания, тем, естественно, лучше. Мне кажется, что именно эта психологическая установка покупателей спровоцировала производителей на своего рода „игру" в быстрый технологический прогресс в данной области с каким-то очень уж регулярным повышением кратности небольшими шажками и соответствующей корректировкой цен в сторону их повышения. Хотя реальный прогресс привел к развитию и внедрению новой DVD-технологии, пока практически никак себя не проявляющей на нашем рынке.

В этом смысле само присутствие или отсутствие на нашем рынке определенной марки CD-ROM определяется, скорее, тем, насколько цена на наиболее „модную" (т.е. ту, которая в данный момент „на слуху" у массового пользователя) модель близка к некоторой психологически в данный момент приемлемой величине. Поэтому структура предложения приводов CD-ROM разных марок претерпевает постоянные изменения, отражающие изменения конъюнктуры на конкретном локальном рынке. Структура предложения по этому показателю отражена на Диаграмме 1 (приводятся данные на конец мая - начало июня. Для анализа были использованы данные прайс-таблиц еженедельников: „Компьютерные вести", „Компьютерная газета", „Конъюнктура рынка" и „Белорусский рынок"). Как видно на диаграмме, половина всех предложений приходится на устройства 4 марок: Samsung, Panasonic, Acer и Mitsumi. Две из них (Samsung и Mitsumi) определяли „облик" данного сектора рынка и в сентябре прошлого года (см. „КВ" № 43, 1996), а Panasonic и Samsung - в апреле этого года (см.: „Белорусская деловая газета" № 28, 1997). Так что, похоже, Samsung имеет на нашем рынке наиболее устойчивые позиции.

Изменение структуры предложения устройств с различной скоростью считывания более „правильное": это постоянное увеличение доли более скоростных моделей. Текущее положение дел отражено на Диаграмме 2. Так, заняв лидирующие позиции на нашем рынке еще в сентябре прошлого года, приводы с 8-кратной скоростью сохранили их и в конце мая. Но главное изменение коснулось области более старших моделей. Теперь и у нас представлены устройства с 12-ти, 16-ти и даже 20-ти кратными скоростями, которых рынок осенью прошлого года еще не знал. А приводы с 12-кратной скоростью уже вполне конкурируют с моделями с 8-кратной скоростью. И, похоже, что именно приводы с 12-кратной скоростью в ближайшее время могут стать доминирующими на нашем рынке.

К числу изменений, которые прежде всего волнуют покупателей, относится поведение розничных цен на разные модели приводов. К несомненной радости многих пользователей, средние розничные цены на данные устройства сохраняют устойчивую тенденцию к понижению. Структура средних розничных цен на модели с разными скоростями считывания показана на Диаграмме 3.

Для сравнения для некоторых моделей приведены также средние цены сентября. Как видно, отличие цен весьма ощутимое. При этом реально сейчас можно купить необходимую модель по цене, значительно более низкой, чем средняя. Так, привод с 4-кратной скоростью можно купить за 60 USD, с 6-кратной - за 80 USD, с 8-кратной - за 79 USD, 10-кратной - за 105 USD, 12-кратной - за 90 USD (!), 16-кратной - за 125 USD и 20-кратной - пока только за 259 USD. Однако хотелось бы отметить одну любопытную закономерность: какие бы изменения не происходили с розничными ценами и как бы не менялось соотношение долей моделей с более низкими и более высокими скоростями, условная цена, получаемая усреднением по всем предлагаемым в данный момент моделям, имеет тенденцию к сохранению. По моим оценкам, для данного сектора рынка эта средняя цена удерживается на уровне примерно 110 USD. Так было в сентябре прошлого года, такое положение дел сохраняется и теперь. На мой взгляд, это обусловлено как нечеткостью различий между разными поколениями приводов CD-ROM, так и быстрой сменяемостью самих поколений. Т.е., похоже, что подобная ситуация реализуется в динамически развивающейся подсистеме рынка и в общем случае (в любом секторе рынка) она не имеет место. Нечто похожее можно отметить для сектора готовых ПК, где постоянный сдвиг некоторой „стандартной" (т.е. наиболее типичной из предлагаемых) конфигурации в сторону более производительных моделей и постоянное снижение цен на большинство моделей сопровождается своеобразной привязкой к ценовому уровню в 1000 USD для конфигураций, близких к „стандартной", что я уже отмечал по соответствующему поводу. Еще один такой показатель - это почти магический барьер в 500 USD для так называемых сетевых компьютеров, который дает надежды на то, что они станут со временем более массовыми, чем даже телевизоры. Возможно, подобного рода показатели отмечают своего рода психологический барьер, переступить который оказывается трудно прежде всего массовому покупателю и на который вынуждены ориентироваться производители и поставщики оборудования и комплектующих.

Сергей САНЬКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

23 за 1997 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!