Звук в ПК

Пользователи очень часто обращаются с вопросами об особенностях того или иного мультимедийного оборудования. Поскольку вопросы не отличаются разнообразием, то и ответы звучат достаточно однообразно. Желание избавить вас от необходимости задавать подобные вопросы, а нас от рутинного труда на них отвечать и привело к созданию данного материала.


В: Саундбластеры каких фирм Вы могли бы порекомендовать ...

О: SoundBlaster (далее SB) - зарегистрированная торговая марка компании Creative Labs, и использование данного словосочетания для обозначения продукции других фирм, по крайней мере, некорректно. К тому же, название саундбластер неуместно применять к звуковым платам, производимым такими лидерами отрасли, как AVM, Turtle Beach, DigiDesign, поскольку эти устройства, обладающие весьма высокими техническими характеристиками, зачастую не рассчитаны на использование в играх и прочих DOS-приложениях. Тем не менее, SB, SB PRO, SB 16 являются стандартом отрасли де-факто, и если Вы используете DOS-приложения, совместимость с SB является важным критерием при выборе звуковой платы для мультимедийного компьютера (МРС). При использовании приложений Windows 95 достаточно совместимости с Windows 95.


В: В чем различие между звуковыми платами, совместимыми со стандартом SB PRO и SB 16?

О: Отличие, главным образом, заключается в способности SB 16 воспроизводить 16-битный стереозвук в DOS-приложениях - SB PRO 2.0 воспроизводит 8-битный стереозвук. Большинство представленных на рынке звуковых плат совместимы именно с SB PRO 2.0 и нельзя утверждать, что совместимость с 16-битными стандартами гарантирует более высокое качество звука в DOS-приложениях. Так, 8-битный звук на малошумящей, малоискажающей плате может звучать лучше, чем 16-битный на плате, имеющей дешевую, низкокачественную аналоговую часть.


В: В чем различия между 16-ти и 8-битным форматами записи звука?

О: Аналоговые электрические сигналы звуковой частоты (непрерывно изменяющаяся громкость - непрерывно изменяющееся напряжение) могут быть представлены в цифровой (дискретной) форме. При оцифровке аудиоинформации специальное устройство - аналого-цифровой преобразователь (АЦП) с определенной частотой (частота дискретизации) и определенной точностью (разрядность АЦП) измеряет уровень аналогового сигнала и передает результаты цифровому записывающему устройству. При воспроизведении имеет место обратный процесс - цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) с заданной частотой дискретизации устанавливает на аналоговом выходе напряжение, соответствующее числовому значению, полученному от цифрового воспроизводящего устройства. От разрядности преобразователя зависит насколько подробно описана форма аналогового сигнала (8 разрядов дают 256 уровней, 16 разрядов - 65536 уровней, аналогично количеству градаций цвета в графическом адаптере). От частоты дискретизации зависит диапазон вопроизводимых\записываемых частот (при частоте дискретизации 22кГц максимальная воспроизводимая\записываемая частота составит ~10кГц, при 44кГц - ~21кГц).


В: Какие звуковые платы являются 32-битными?

О: Никакие. Имеет место результат ловкой маркетинговой политики производителей звуковых плат для МРС - вслед за устройствами, способными воспроизводить 16-ти битный звук, появились модели тех же устройств с 32-х голосовым WaveTable-синтезатором. Нельзя утверждать, что производители не имели права обозначить их как SoundMusic 32 PRO (Gold De Lux), неприятно лишь беззастенчивое использование общечеловеческого заблуждения - "Больше - значит, лучше".


В: В чем разница между FM- и WaveTable-синтезом?

О: FM-синтез (ЧМ синтез). Использует процесс, называемый частотной модуляцией, для создания сложной звуковой волны из комбинации нескольких простых. FM-синтез очень хорошо показывает себя при создании "колокольчикообразных" звуков: ксилофон, электропиано и т.п. Неплохо также получаются и "синтетические" тембры. Звуковая плата SB и все, совместимые с ней, обязательно имеют "на борту" синтезатор OPL3 фирмы Yamaha, использующий именно этот метод синтеза.

WaveTable-синтез (волновой синтез, синтез по волновым таблицам) - термин, употребляемый, в основном, в компьютерной отрасли. Музыканты называют этот метод Sample Playback (воспроизведение сэмплов). Идея метода очень проста: в памяти синтезатора в цифровой форме хранятся записанные фрагменты звуков реальных инструментов (сэмплы). Под управлением компьютера синтезатор проигрывает сэмпл. Изменение высоты тона достигается увеличением или уменьшением скорости проигрывания. Звук, получаемый таким методом, зачастую трудно отличить от натурального звучания инструмента. Ничего удивительного в этом нет, поскольку вы действительно слышите запись звука реального инструмента. Этот метод является сегодня основным, его использует подавляющее большинство выпускаемых цифровых синтезаторов (в том числе и встроенных в звуковые платы).


В: Какие дополнительные возможности предоставляют звуковые платы, реализующие полный дуплекс?

О: Full duplex (полный дуплекс) - способность звуковой платы одновременно воспроизводить и записывать звуковые сигналы. В большинстве случаев использование полнодуплексных плат ограничено приложениями типа Интернет-телефонии (возможность одновременно говорить и слушать при голосовой связи через Интернет), что предъявляет не очень высокие требования к аппаратуре - обычный в таких случаях формат представления аудиоинформации 8бит х 11кГц моно. Многие производители, например Creative Labs, реализуют полный дуплекс программно, при помощи драйверов, полагаясь на возрастающую производительность домашних компьютеров. Тем не менее, существуют звуковые платы с аппаратной реализацией полного дуплекса, совместимые с профессиональным программным обеспечением и позволяющие производить микширование как минимум четырех звуковых дорожек с одновременной записью пятой в реальном времени.


В: Существуют ли звуковые платы для шины РСI?

О: В большинстве мультимедийных приложений не возникает потоков данных, которые было бы невозможно передать по шине ISA. Для шины РСI производятся комбинированные мультимедийные устройства ("звук и видео в одном флаконе") и звуковые платы профессионального применения (многоканальная запись).


В: Как передается звук по MIDI?

О: По MIDI (Musical Instrument Digital Interface - Цифровой интерфейс музыкальных инструментов) не передается, собственно, звук. Передаются только команды - информация о том, какой звук в какой момент должен прозвучать. Последовательность команд может выглядеть следующим образом: на канал номер 1 установить громкость 100, переключиться на банк звуков номер 2, выбрать звук номер 86, в момент времени такой-то воспроизвести ноту 121 со скоростью 105, в момент времени такой-то прекратить воспроизведение ноты номер 121 и т. д.


В: Смогу ли я прослушивать аудио CD, если дисковод CD-ROM подключен не к звуковой плате, а к материнской плате компьютера?

О: Для воспроизведения аудио CD не важно, к какому EIDE-контроллеру будет подключен дисковод CD-ROM - к контроллеру, находящемуся на материнской плате или к контроллеру звуковой платы. Рекомендуется, тем не менее, подключать дисковод к контроллеру материнской платы. Для воспроизведения аудио CD дисковод CD-ROM должен быть соединен со звуковой платой специальным аудиокабелем, поставляемым, как правило, в комплекте с платой.


В: В моем компьютере установлено 16 Мб оперативной памяти и звуковая плата Gravis Ultrasound РпР. Насколько необходимо устанавливать дополнительную память на звуковую плату?

О: Системная память компьютера и оперативная память звуковой платы являются независимыми банками памяти, используемыми для различных целей. Оперативная память звуковой платы используется для загрузки собственных звуков или для динамической загрузки звуковых патчей в процессе воспроизведения музыки (в случае Gravis Ultrasound РnР). От объема оперативной памяти звуковой платы зависит количество звуков, которые можно загрузить в нее одновременно.


В: Что такое Roland MPU-401 ?

О: В настоящее время Roland MPU-401 (midi processing unit) является аппаратным стандартом на MIDI-интерфейс. Этот стандарт поддерживают практически все современные звуковые платы. MIDI-интерфейс необходим для ввода и вывода в компьютер MIDI-сообщений, связи с клавиатурами, внешними секвенсорами и прочими MIDI-устройствами. Для подключения к компьютеру внешнего MIDI-устройства, например клавиатуры, необходимо иметь специальный MIDI-адаптер, представляющий из себя шнур, на одном конце у которого находится 15-штырьковая вилка, а на другом - 15-штырьковый разъем для подключения джойстика и стандартные 5-штырьковые разъемы MIDI In и MIDI Out (иногда и MIDI Thru).


В: Можно ли конвертировать MIDI в Wave и Wave в MIDI?

О: Для преобразования MIDI в Wave достаточно записать музыку, воспроизводимую синтезатором звуковой платы в аудиофайл. При этом можно воспользоваться программой Audio Rendering, предназначенной именно для таких целей. Для преобразования аудиофайла в MIDI-файл необходимо пользоваться специальным программным обеспечением, например, программой Auto Score. В MIDI-формат можно преобразовать только одноголосный аудиофайл.


В: Чем необходимо руководствоваться при выборе звуковой платы?

О: Прежде всего, необходимо руководствоваться целями, для которых вы будете использовать звуковую плату. Если плата нужна только для игр, то не стоит тратить лишние деньги на платы со специальными музыкальными возможностями (наличие оперативной памяти). Если звуковая плата нужна для занятий музыкой, то стоит рассмотреть высококачественные решения с возможностью расширения оперативной памяти и хорошими аудио параметрами.

Во второй части статьи будут приведены основные технические параметры звуковых плат и рекомендуемые сферы их применения.

А. СУПРУНЮК,
тел.: 2-100-557,
фирма BostLine

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 1997 год

Рубрика: 

Вопрос - ответ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!