Развитие Интернет у нас в последние два-три месяца, будучи в общем-то не слишком заметным, тем не менее приобрело массовый характер, в связи с чем я хочу посвятить сегодняшнюю беседу тем инструментам Интернет, которые не находятся на вершине айсберга (коей, естественно, являются браузеры), но все же обладающие серьезным потенциалом.
Пользователей становится все больше, но многие из них, пользуясь только браузером, даже не подозревают о таких вещах, как telnet, ping или finger.
Telnet
Telnet - мощный инструмент, позволяющий соединиться с удаленной машиной и творить там что душе угодно - запускать программы, работать с тамошней информацией, соединяться оттуда еще с чем-нибудь. Все это, разумеется, в разрешенных администратором пределах. Хотя вещь это исключительно полезная (telnet дает почувствовать все возможности Интернет), вряд ли он часто будет нужен рядовому пользователю, так как практически все сервисы (кроме самых глубоких и крутых) реализованы на Веб-технологии и автоматизированы. Тем не менее многие интернет-игры (допустим, те же MUD) требуют наличия telnet-соединения с хостом. Браузеры могут быть настроены на автоматический запуск telnet-клиента, чтобы веб-линки, требующие telnet-соединения, работали. Чтобы подключится к удаленной машине, вам нужно указать только ее адрес или IP, а дальше следовать подсказкам и отвечать на каверзные вопросы, такие, как просьба ввести логин и пароль, которые у вас должны быть. Если их нет, попробуйте тем не менее нажать на ввод. Может, сработает. Если нет, попробуйте вернуться туда, где взяли линк или адрес, и почитать ту лабуду на незнакомом языке, которую вы по привычке пропустили. В большинстве случаев там будет написан и логин и пароль (так было на каком-то сервере, где я пробовал играть в MUD). Как говорится, если ничего не помогает, прочтите, наконец, инструкцию. Или учитесь на хакера . Минус во всем этом telnet'е тот, что он хоть и под PleaseWait'95, но "кликать" и "драг-н-дропать" там не получится, то есть придется выучить несколько UNIX'овых команд. Но дело того стоит.
Ping
Если вам не удается попасть на какую-либо страницу или машину, очень полезно бывает проверить качество соединения, а в ряде случаев и вообще его наличие. Такие проблемы возникают в случаях, когда роутер провайдера отказывается работать без пива (для администратора), когда ремот-машина (дальний сервер) не на линии или перегружена либо что-то нехорошее происходит где-то посередине (тьфу 3 раза, дети в песочнице раскопали оптоволокно). Ping принципиально напоминает радар. Он посылает серию ICMP ECHO_REQUEST пакетов с определенными параметрами другой машине. Пакеты пронумерованы для того, чтобы определить количество пропавших без вести и тем самым определить качество связи. Если другая машина на линии, TCP/IP протокол обяжет ее ответить на эти пакеты (чем пользуются нехорошие привилегированные люди, имеющие возможность подключиться тем же telnet'ом к своему серверу и сказать ему делать ping заданного IP. Входящий трафик жертвы забивается, и она не может ничего сделать). По возвращении пакеты пересчитываются опять, и результат вы можете видеть и отлично в нем разобраться. Основные знания, которые нужны рядовому юзеру, это процент потерянных пакетов (например, 99% packet loss) и время, за которые пакеты сходили туда и обратно.
Пример :
Pinging terra.internet.no [194.19.110.1] with 32 bytes of data: Reply from 193.232.248.30: bytes=32 time=1690ms TTL=54
где
192.232.248.30 - gis.minsk.by
bytes=32 - длина пакета 32 байта
time=1690ms - столько времени пакет ходил между Осло и Минском
(между прочим, ping был сделан с норвежского сервера, куда я подключился telnet'ом - вот вам первая выгода)
Если ping не может пробиться - никто не сможет. Хотя иногда происходят чудеса и ping говорит "request timed out", а страница в браузере все же грузится, хоть и в час по чайной ложке. Правда, чудо, вероятно, объясняется большим тайм-аутом у http. Если ping отказывается вообще что-либо говорить, то проблема скорее всего имеет местный характер, а точнее, связь наличествует не дальше вашего компьютера - помехи в телефонной линии или, скажем, вас с нее уже полчаса как совсем сбросили, а вы и не заметили. Бывает и не такое.
Finger
Finger, в принципе, предназначен для получения информации от e-mail адреса, но область его применения гораздо шире. Некоторые почтовые программы, такие, как Eudora, имеют встроенный finger, но существуют и отдельные узкоспециализированные программы (я не говорю о разный UNIX'ах). Не все серверы позволяют себя finger'ить (тонкий намек), так как пользователи этих серверов могут не хотеть, чтобы все знали, на линии они или нет. Грамотные системы, все-таки позволяющие проделывать над собой такую манипуляцию, позволяют пользователю контролировать, что finger о них говорит. Иначе приходится проставлять пиво администратору, чтобы он поменял ваш ".plan"
Traceroute
Traceroute предназначен для отслеживания пути, по которому пакеты идут от компьютера к компьютеру. Попутно он сообщает обо всех промежуточных станциях, их IP, время соединения и прочие полезные вещи. Пример того, что можно увидеть:
>tracert www.gis.minsk.by Tracing route to www.gis.minsk.by [193.232.248.11] over a maximum of 30 hops: 1 16 ms 17 ms 15 ms 194.226.122.169 2 * * * Request timed out.
Где 30 hops - максимальное количество транзитных серверов, 16 ms, 17ms, 15 ms - время ответа, 194.226.122.169 - адрес следующего компьютера, к которому уходят ваши пакеты, а дальше должны в принципе быть следующие станции, но в данном случае связь была из рук вон плоха, что дало вам возможность узреть, как выглядит отсутствие связи. Tracert - один из самых полезных и часто используемых инструментов при работе в Интернет, так как он совмещает в себе функции ping и дает возможность отследить, как много машин вы облагодетельствовали своим попутным посещением, что влияет на скорость связи и количество потерянной информации, за которой придется вернуться, на что также требуется время... Все это очень полезно при выяснении причин проблемы плохой связи и, как следствие, повод для разборок с провайдером. Вот даже как.
Алексей АБОЛМАСОВ
Горячие темы