Разобравшись на страницах прошлого номера "КВ" с MIDI-контроллерами, представляется логичным обратиться к ряду MIDI-команд, которые были упомянуты как прочие, что, впрочем, вовсе не умаляет их важности.
Одной из наиболее часто применяемых MIDI-команд является так называемая "смена патча" (patch changes) она же "смена программного голоса" (program change). Ее применение позволяет в пределах одного и того же трека, но, разумеется, в различных его участках, использовать звучание разных инструментов. При дальнейшем описании конкретных процедур "смены патча" я воспользуюсь примером музыкального произведения, уже рассмотренным в статье о контроллерах, а также знакомым многим читателям секвенсором Cakewalk. С 1-го по 4-й такты двух мелодических треков нашего рэгтайма (это своего рода вступление) очень неплохо будет звучать патч "Voice Oohs" (точная привязка к партитуре нашего примера ввиду описательного и достаточно схематичного характера статьи, в общем-то, не имеет смысла). Результат, при наличии у вас патча приличного качества, должен напоминать звучание какого-нибудь вокального коллектива в духе известного у нас "Вокал Бэнд". Как сделать так, чтобы с 1-го по 4-й такты звучала вокальная группа, а дальше рояль, не используя при этом дополнительных треков? (Попутно придется разобраться с модуляцией и другими контроллерами, но в данной статье мы на этом акцентировать внимания не будем.) Если не выходить за рамки идеи рассматривать всё с позиций работы при помощи компьютера, то при использовании упомянутого секвенсора Cakewalk могут возникнуть определенные трудности. Дело заключается в том, что "смена патча" в нем реализована не самым очевидным образом - специальной опции для этого нет. Если вам нужно изменить инструмент на каком-то участке трека, то следует открыть окошко "Список событий [MIDI]" (Events List), щелкнув для этого третьей кнопкой по нужному треку и выбрав одноименную опцию. Далее установите курсор на то MIDI-событие, перед которым вы хотели бы осуществить смену патча (в подавляющем большинстве случаев это, конечно же, определенная нота, но не обязательно - решать вам), щелкните по пункту меню "Вставить" (Insert), затем "Смена банка/патча" (Bank/Patch Change) и выберите желаемый "Voice Oohs" (рис. 1). О банках патчей, их организации, смене и т.п. в данной статье мы говорить не будем, тем паче, что если вы их не создавали самостоятельно, то в используемых по умолчанию не запутаетесь - их всего два: банк мелодических инструментов и банк ударных инструментов, причем, к последнему вы получаете доступ только на 10-м MIDI-канале. Естественно, что при необходимости вы можете внести коррективы в характеристики "смены патча" как MIDI команды: можно изменить № трека; время начала события - часы, минуты, секунды и т.д.; то же время, но выраженное в долях такта; вид события и его значение. Следует повторить вышеописанные действия, но уже перед началом партии рояля (выберите подходящий "тик" 4-го такта), изменив соответственно патч "Voice Oohs" на "Acoustic Grand Piano".
В качестве альтернативы коротко опишу ту же процедуру, но применительно к также достаточно распространенному секвенсору "Recording Session". Щелкните по пункту меню "Вид" (View), затем "Список MIDI [событий]" (MIDI List). Указав необходимый трек, щелкните кнопку "Вставить" (Insert), а затем "Смена программы" (Program Change). В графе "Значение" (Value) следует указать порядковый номер желаемого патча (рис. 2). В общем-то, аналогия налицо, разве только в последнем случае чуть больше заботы о неискушенном пользователе.
Если вы обратили внимание на необычное изменение параметров панорамы в статье о контроллерах, то могу сказать, что сделано было это с дальним прицелом. Наше произведение только выиграет, если данный участок трека зазвучит голосом гавайской гитары. В случае отсутствия соответствующего патча можно использовать патч "Electric Guitar (jazz)" с параметрами модуляции в пределах 110-115 (рис. 3).
До сих пор все проходило гладко, и, возможно, это несколько насторожило читателей, привыкших к моим частым оговоркам, исключениям и т.п. Не буду вас разочаровывать. За внешней простотой, как это обычно и бывает, скрывается немало подводных камней. Вам никогда не доводилось слушать MIDI-файлы, в которых музыкальные инструменты "орут не своими голосами"? Уверен, что доводилось, и в большом количестве. Использованный фразеологический оборот следует понимать буквально. Дело заключается в том, что производители различных электронных музыкальных инструментов до внедрения стандарта General MIDI располагали используемые патчи произвольным образом, организуя их в соответствующие группы или же обходясь без этого, применяя свой собственный порядок следования групп инструментов и т.п. И если в стане клавиатур, сделанных в соответствии с вышеупомянутым стандартом, порядок вроде бы навели (за всех производителей по понятным соображениям ручаться не могу), то в случае звуковых карт, по моим наблюдениям, до этого пока еще далеко. Если в рекламе указано, что ваша карта поддерживает General MIDI - это, скорее всего, означает, что вы получаете возможность использовать имена патчей в соответствии с этим стандартом и только. На практике это приводит к тому, что, например, патч № 69 "English Horn" на проверку может оказаться вовсе не английским, а то и вовсе не рожком. Отсюда и многочисленные проблемы при воспроизведении MIDI-файлов (хотя не стоит исключать и возможности использования при записи MIDI-файла инструмента со специфической организацией патчей). С несоответствием номеров патчей можно по мере сил бороться. Если ваше общение с MIDI не ограничивается MIDI-плейером, то вы должны были заметить, что при описании треков, как правило, используются названия соответствующих инструментов. Остается только проконтролировать соответствие описания загруженным патчам и разобраться с MIDI-каналами. Разумеется и здесь есть свои сложности. Например, если автор использовал рассмотренную в данной статье номерную "смену патча", да еще и неоднократно, вам придется разбираться на уровне MIDI-событий и руководствоваться, в основном, своим вкусом.
Здесь же будет вполне уместно коснуться и такого занятного явления как System Exclusive или Sysx (переводить на русский не рискнул по причине слишком уж большой многозначности). Сообщение о загрузке System Exclusive часто предшествует воспроизведению MIDI-файлов. System Exclusive представляет собой MIDI-данные, являющиеся, как правило, описанием патчей и (или) конфигурации MIDI-системы, используемые только какой-либо конкретной моделью электронных музыкальных инструментов. Вся "пикантность" ситуации заключается в том, что секвенсоры могут получать, передавать, хранить эту информацию, но смысла ее не понимают. С System Exclusive можно поладить только одним способом - приобретя соответствующий синтезатор. Но по большому счету непонимание вашим секвенсором подобной информации принципиально не помешает уловить суть музыкального произведения. С другой стороны, польза Sysx для тех, кто серьезно работает с MIDI (имеет приличную MIDI-систему и не "гнушается" Cakewalk) очевидна: нет необходимости каждый раз заниматься конфигурированием системы для конкретного произведения. Cakewalk позволяет оперировать с 256 банками данных Sysx, которые можно редактировать, хотя и не самым удобным способом - в шестнадцатеричном виде.
Еще одной достаточно экзотической MIDI-командой является так называемое "послекасание" (aftertouch). Суть его заключается в том, что "послекасание" представляет собой описание силы приложенной к уже нажатым клавишам MIDI-клавиатуры. В случае акустического инструмента этому явлению более или менее соответствует понятие "тугой" (или не очень) клавиатуры. В рамках данной статьи мы не будем рассматривать употребление "послекасания", т.к. подавляющее большинство недорогих клавиатур попросту не отвечают на эту команду. Отмечу лишь то, что "послекасание" бывает двух видов: "послекасание" клавиш или полифоническое (key/polyphonic/aftertouch) - когда каждая клавиша посылает информацию, соответствующую "послекасанию" независимо от других, и "послекасание" канала (channel aftertouch) - когда все клавиши посылают одно и то же соответствующее "MIDI-сообщение" (MIDI message).
В заключение хотелось бы сказать пару фраз о том, а зачем, собственно, нужны нормальному человеку все эти "контроллеры", "смены" и "послекасания"? Ведь современные секвенсоры позволяют управлять значительной частью рассмотренных параметров при помощи микшерного модуля, хотя и не столь гибко. Все это так, но в последнем случае вам наверняка будет предложено сохранить ваше произведение в каком-либо уникальном, свойственном только конкретному секвенсору формате, например, "*.sng" - Recording Session. Естественно, что для воспроизведения вашего файла на любом другом компьютере потребуется наличие соответствующей программы, а ее может там не оказаться. В то же время описанные в статье команды позволят вам, сохранив всю полноту музыкальной информации, уложиться во всем известный и всеми понимаемый формат "*.mid" - тип 1.
Виктор МОРОЗОВ
Горячие темы