Для людей, окончивших технический ВУЗ по какой-либо строительной или транспортной специальности, слово контроллер прочно ассоциируется со средством управления башенным краном К-14 или же обыкновенным трамваем. Надо заметить, что эти предметы в силу своего предназначения никак не связаны с музыкой, да и играют на них вовсе не "трепетные руки с длинными нервными пальцами". Словом, если бы MIDI и все, что с этим связано, было бы придумано в долинах Свислочи или Березины, то такого занятного термина попросту не существовало бы. Тем не менее, в данной статье, в дополнение к ранее опубликованным материалам, мы попытаемся разобраться с существом и употреблением MIDI-контроллеров, сменой программных голосов, изменением характеристик послекасания и прочими премудростями обработки ваших произведений применительно к использованию MIDI на PC. Вопросы, возникающие в связи с употреблением той или иной терминологии, постараемся решать непосредственно по тексту. Однако терминология MIDI, как нам кажется, это весьма запутанная штука, так что уж не обессудьте...
В связи с последней фразой сошлюсь на глоссарий Cakewalk, где содержится ремарка приблизительно такого содержания: "Заметьте, - пишут Cakewalk'овцы, - что производители употребляют невероятное множество жаргонных словечек для обозначения всего лишь патча, включая "программа", "голос" и другие термины. Мы (т.е. авторы Cakewalk) выбрали патч, так как это слово со стажем и не имеет других значений в электронной музыке". От себя добавлю: чего же ждать от всего остального... Радует хоть то, что в данном литературном произведении (имеется в виду вышеупомянутый help) обещано в следующей версии ответить на вопрос, в чем же заключается смысл жизни.
Как вы уже, наверное, знаете MIDI-клавиатура и компьютер "общаются" друг с другом при помощи MIDI-сообщений (MIDI Messages). Некоторые из этих сообщений содержат информацию об изменении параметров MIDI-событий (MIDI Event), в просторечии нот, т.е. носят специфический управляющий характер. Такие сообщения принято называть MIDI-контроллерами. Каждый контроллер имеет свой номер и соответствует определенной функции. MIDI-спецификации многие стандартные функции обозначают конкретными номерами контроллеров: например, №1 соответствует регулятору модуляции, №7 - громкости, №8 - баланса, №10 - акустической панорамы, №64 - педали сустэйна, №92 - регулировке глубины тремоло, №93 - регулировке глубины хора и т.д. (здесь приведены отнюдь не все существующие контроллеры, а почему, будет понятно из сказанного ниже). Эти конкретные номера, в основном, касаются спецификаций General MIDI, и тут мы подходим к ряду существенных оговорок. Достаточно неприятным моментом является то, что среди производителей электронных музыкальных инструментов и MIDI-оборудования нет должного единства по поводу номеров контроллеров и соответствующих им регулировок. Дело усугубляется еще и тем, что достаточно регулярно по мере совершенствования технологии текущие спецификации уточняются, ведущие в отрасли фирмы делают попытки внедрить свой расширенный стандарт. На практике это приводит к сильной зависимости музыканта от конкретной аппаратуры, с которой он работает. С другой стороны, эти замечания, в основном, касаются профессионального подхода к данному вопросу, а если опуститься на землю, то недорогие MIDI-клавиатуры (и потому самые распространенные) позволяют работать с минимальным числом контроллеров, и поэтому такие проблемы остро не стоят.
Каждому контроллеру соответствует значение в пределах от 0 до 127, причем, в большинстве случаев 0 соответствует положению "минимум", а 127, соответственно, положению "максимум". Если же контроллер соответствует регулировке, работающей по принципу "включено - выключено", то любое отличное от нуля значение показывает, что данная регулировка работает.
В продолжение разговора о контроллерах будет уместно остановиться на их использовании. В принципе, при записи конкретного трека музыкант имеет дело с регулировками, находящимися непосредственно на клавиатуре. Понятие контроллер появляется позднее, когда наступает этап обработки записанного материала или же когда необходимо изменить звучание трека или его части, но нет необходимости его переписывать. В качестве примера возьмем несложный рэгтайм и попытаемся придать ему знакомое по вестернам звучание расстроенного пианино (так называемое "пьяное пианино"). Сделать это достаточно просто: надо промодулировать звучание рояля в диапазоне где-то 80-95 (выбор конкретного значения - дело вашего вкуса). Я остановился на значении 87. Используя вышеупомянутый секвенсор Cakewalk, необходимо щелкнуть по пункту меню "Вставить" (Insert) и выбрать опцию "Серии контроллеров" (Series of Controllers). В появившемся окошке (рис. 1) в разделе "Что" (What) указываем необходимый тип контроллера -"1 - модуляция (modulation)", в разделе "Диапазон значений" (Value Range) указываем начальное и конечное значения контроллера - 87, Begin и End соответственно (Cakewalk позволяет использовать плавное изменение значения контроллера в сколь угодно широких пределах, что является очень удобной штукой), в разделе "Диапазон времени" (Time Range) указываем время начала и окончания использования контроллера (номер и доли такта) (From и Thru соответственно) - в нашем случае 1:01:000 и 19:02:000.
Cakewalk предоставляет удобное средство контроля использования контроллеров. Это окошко "Контроллеры" (Controllers), где на соответствующем графике по оси абсцисс отображается длительность музыкального произведения, а по оси ординат - величина соответствующего контроллера. Для того, чтобы увидеть все это, достаточно указать стрелкой мыши нужный трек, щелкнуть третью кнопку и выбрать одноименную опцию.
Здесь есть на чем задержаться взгляду. Секвенсор позволит вам, даже не особо вникая в детали, просто нарисовать необходимый контроллер или их серию. Рискуя утомить читателя, проиллюстрирую и такой подход. Допустим, вам пришло в голову в какой-то части "нашего" рэгтайма обеспечить плавное перетекание звука справа налево и наоборот. Перед вставкой контроллера не помешает открыть нотную линейку соответствующего трека (Staff) и разместить ее и окошко контроллеров одно под другим, синхронизировав выбранный нами участок, используя тактовую разметку. Это должно помочь уберечь нас от ненужных неточностей. Далее в окошке контроллеров выбираем
10-й контроллер, соответствующий панораме, указываем № необходимого канала и щелкаем иконку с прямой линией (Line Draw). Затем жмем первую кнопку мыши и, не отпуская ее, в выбранном нами диапазоне рисуем пилообразную линию, соединяющую начала соседних тактов, но с противоположными значениями контроллера (рис. 2).
В случае рассматриваемого примера стоит еще несколько оттенить партию левой руки, сделав ее чуть громче партии правой руки. Для этого используем 7-й контроллер, соответствующий громкости. Подробно описывать процедуру не буду - ее механика аналогична уже описанным. Если же вы не планируете менять громкость на протяжении длительности трека, то постоянные значения громкости еще проще указать в графе "Громкость" (Vol - сокр. от volume) непосредственно на трек-листе. Используя
64-й контроллер можно также подкорректировать параметры сустэйна, а если техника позволяет, то и еще чего-нибудь.
Завершая разговор о контроллерах, следует отметить, что в один и тот же момент времени не стоит пытаться использовать сразу несколько значений одного контроллера. Об этом следует помнить, указывая необходимые характеристики. Вы всегда сможете себя проконтролировать, если обратите внимание, что в верхней части описанных нами окон есть последовательность цифр, отображающая временные характеристики MIDI-события, на который указывает мышь. Кроме того, многие не столь продвинутые в этом плане секвенсоры не позволяют сразу указывать диапазон применения контроллера. В этом случае для того, чтобы отменить однажды поставленный контроллер, надо его повторить в соответствующем месте, но со значением 0.
В рамках газетной статьи безусловно нельзя рассмотреть все аспекты использования контроллеров, да такая задача и не ставилась. Именно по этой причине мы коснулись только наиболее общих и доступных практически всем моментов. В продолжении данной темы мы планируем рассмотреть и другие упомянутые во вступительной части элементы обработки MIDI-материала, но, как и в этой статье, преимущественно с позиций существа дела.
Виктор МОРОЗОВ
Горячие темы