Монитор – это то устройство, которое напрямую влияет на комфорт работы за компьютером. В нашем материале мы расскажем, как выбрать монитор для компьютера, и на что нужно обратить внимание в первую очередь.
Размер экрана
На сегодня наиболее распространены мониторы с диагоналями от 18.5 до 27 дюймов. Отдельные модели могут иметь экраны с диагональю 30 и более дюймов.
Небольшие мониторы (18.5-20.1 дюйма) покупаются чаще всего из соображений экономии) либо как офисный вариант для работы в основном с текстовым редактором).
Мониторы с диагоналями 21.5-24 дюйма – самый популярный вариант, так как позволяют с комфортом работать с текстом, программами для обработки изображений, смотреть кино, играть в игры.
Мониторы диагональю от 27 дюймов приобретают, как правило, для просмотра кино либо работы в фото- или видеоредакторах. Среди таких внушительных устройств встречаются и изогнутые модели, которые позволяют лучше погрузиться в игру или фильм.
Помимо диагонали важным фактором является соотношение сторон монитора. Мониторы формата 4:3 или 5:4 встречаются сегодня не слишком часто и в основном в бюджетных небольших моделях.
Пользователи, как правило, предпочитают формат 16:9. Многие игры, программы и сайты сейчас оптимизируются именно под это соотношение сторон. Кино на таких мониторах смотреть приятно, но по вертикали помещается меньше информации при работе с браузером или офисными программами. Поэтому производители выпускают также мониторы 16:10 – с ними при просмотре фильмов снизу и сверху будут видны черные полосы, зато работать и путешествовать по интернету гораздо удобнее.
В мониторах с очень большой диагональю (30 и более дюймов) иногда используется формат 21:9. На таких широкоформатных моделях удобно работать с графикой и видео. С другой стороны - многие пользователи предпочитают приобретать для этих целей 2 или 3 монитора.
Разрешение
Следующий важный параметр – разрешение дисплея. Для небольших экранов до 21.5 дюйма вполне подойдет разрешение от 1366x768 пикселей и выше, 24-дюймовые модели лучше выбирать с разрешением не меньше 1920x1080 пикселей, а 27-дюймовые мониторы – с разрешением не ниже 2560x1440 пикселей (значения приведены для формата 16:9).
На рынке уже сегодня присутствуют большие мониторы с разрешением 3840x2160 пикселей, однако контента для них пока почти нет. Если вы занимаетесь обработкой фото или видео, то возможно и имеет смысл присмотреться к таким моделям, чтобы не пришлось через несколько лет обновлять технику. Однако стоить они будут значительно дороже своих собратьев с меньшим разрешением, кроме того, будут иметь высокие требования к процессору и видеокарте.
Еще один параметр, влияющий на комфорт работы за компьютером, – это зернистость экрана (размер самой маленькой точки изображения). Мелкие шрифты лучше читаются на мониторах с крупных зерном, что особенно важно для людей с плохим зрением. Проблему недостаточной четкости мелких шрифтов, а она часто возникает на мониторах с мелким размером зерна, можно решить масштабированием. Хотя не на всех сайтах и не во всех программах оно работает корректно. Кроме того, при масштабировании может снизиться четкость шрифтов.
С другой стороны, при отображении плавных линий, на фото например, крупное зерно не очень радует глаз. Для 24-дюймовых Full HD-мониторов размер зерна составляет обычно 0.27-0.28 мм, и это считается одним из наиболее комфортных вариантов.
Кроме того, в некоторых моделях может проявляться так называемый кристаллический эффект, при котором пользователь видит нечеткие границ отдельных пикселей изображения. Кристаллический эффект зависит от индивидуальных особенностей восприятия каждого пользователя. Так что определить, есть он или нет, в каждом конкретном мониторе можно только вживую.
Тип матрицы монитора
На сегодня самыми распространенными типами матриц мониторов являются TN и IPS матрицы.
TN матрицы привлекают невысокой ценой и малым временем отклика, к недостаткам относятся не слишком хорошая передача черного цвета и меньшие углы обзора по сравнению с матрицами IPS.
IPS (PLS в Samsung) матрицы стоят дороже. Они (в среднем) медленнее TN-матриц. При этом у них лучше контрастность и цветопередача, выше углы обзора. Так что такие матрицы хорошо подходят для работы с изображением.
*VA матрицы хорошо отображают черный цвет, имеют отличную контрастность и приемлемую цену. Их недостаток - ограничения по горизонтальным углам обзора.
Лучше, чтобы углы обзора монитора были не менее 170 градусов по горизонтали и 160 по вертикали. Так искажения, даже когда вы смотрите на монитор не под прямым углом, будут минимальны.
Характеристики монитора
Время отклика монитора (то, как быстро пиксель может изменить свою яркость) вместе с частотой обновления картинки влияет на качество отображения динамичных сцен. Для мониторов, которые приобретаются для игр, эти параметры имеют большое значение. Для таких моделей лучше, чтобы значение частоты обновления равнялось 120-144 Гц, а время отклика не превышало 10, а лучше 5 мс.
Кроме того, на рынке присутствуют модели с переменной частотой обновления экрана (технологии G-Sync и FreeSync), которая соответствует игровой частоте в определенный момент времени. На таком мониторе подергиваний в игре не должно быть заметно и на частотах 60 Гц.
Мониторы с технологией G-Sync стоят дорого и совместимы только с видеокартами NVidia, а мониторы FreeSync совместимы с видеокартами AMD и более доступны.
Еще один параметр, на который нужно обратить внимание при выборе монитора для компьютера, – коэффициент контрастности, то есть значение яркости при отображении белого к значению яркости черного цвета. Этот параметр в характеристиках монитора производители часто подменяют динамическим контрастом, когда яркость чёрного замеряется на минимальной яркости подсветки, а белого – на максимальной.
Хорошо, если яркость монитора находится на уровне 220-250 кд/кв.м, а статическая контрастность при этом не ниже 1000:1.
Если монитор вы приобретаете для любительской работы с изображениями, то надо обратить внимание на цветовой охват, который должен быть максимально приближен к пространству sRGB. Если по форме «треугольник» монитора мало отличается от эталона и при этом занимает более 80% внутри него – это неплохой показатель. Но в целом, как выбрать монитор для компьютера, чтобы профессионально работать с графикой – это тема отдельной статьи.
Покрытие
Матовое покрытие или глянец? В большинстве случаев особенно при наличии разных источников света в комнате лучшим вариантом будет матовое покрытие. С другой стороны, матовых мониторах чаще встречается кристаллический эффект.
Эргономичность
Регулировка монитора по высоте и изменение угла наклона пригодятся практически каждому пользователю. Также существует немало моделей, в которых экран можно поворачивать вертикально. Отдельные мониторы предусматривают также возможность крепления на стену.
Если монитор будет использоваться совместно с другими мониторами, то лучше выбирать модель с узкими рамками, чтобы они были незаметны в работе или играх.
Еще один момент, на который надо обратить внимание – порты для подключения компьютера и другого оборудования, которое вы планируете использовать вместе с монитором.
Если вы выбираете монитор вживую, то стоит проверить равномерность подсветки.
Монитор – это то, от чего во многом зависит здоровье ваших глаз. Чаще всего он покупается не на один год, так что к выбору лучше подойти со всей ответственностью. Определившись с конкретной моделью, стоит почитать отзывы о ней на форумах и посмотреть обзоры.
Комментарии
вот после этого читать перестал
вы издеваетесь?
некоторых моделях?
наличие кристаллического эффекта зависит в первую очередь от покрытия матрицы
у полностью матовых он есть всегда
у полуматовых может быть заметен, но не явно бросаться в глаза
наконец глянцевые лишены этого эффекта вообще
но изза адского бликования сегодня их почти не выпускают
зато большой популярностью у производителей сегодня пользуются именно полуматовые, как отличный компромисс между умеренным "кристаллом" и приемлемым контрастом
да и углы обзора у va-матриц более чем нормальные
не хуже IPS
их проблема - фиговое время отклика и нестабильная цветопередача у более дешевых моделей матриц
опять же - ни слова про glow-эффект - болезнь всех IPS без исключения
даже дорогих
в общем - материал для ВаБанка, но не для КВ