Как создать свою социальную сеть? Наверное, этот вопрос приходил в голову каждому, кто хоть раз слышал о популярности социальных сетей и о том, какими известными и богатыми людьми становятся их создатели. Поэтому сегодня давайте посмотрим, что нужно, чтобы создать в современных условиях свою социальную сеть.
А стоит ли?..
Конечно, нужно сразу быть готовым к тому, что социальная сеть, стартующая сегодня, - это вовсе не то же самое, что социальная сеть, стартовавшая хотя бы года три назад. То есть вам уже не стать не то что Марком Цукербергом или Павлом Дуровым, но даже с социальными сетями второго и третьего эшелонов на первых порах конкурировать будет тяжеловато. Думаю, что если вы найдете какую-то "фишку", которая привлечет пользователей, и сумеете сформировать основной костяк сетевого сообщества, то на свой кусок хлеба с маслом, а то и на булочку с изюмом от заинтересовавшихся вашей социальной сетью рекламодателей рассчитывать вполне можно.
С чего начинать?
Начинать лучше всего с идеи, а затем уже, отталкиваясь от неё, писать требования к своей социальной сети. Это аксиома - если начать сразу с технической части, то получится, что нужно будет очень много переделывать, когда вдруг вы поймете, что первоначальная идея не так хороша, как казалось. Вопросы, на которые вы должны ответить, звучат примерно так: "Для кого я это делаю?", "Чем я буду отличаться от других?", "Как я буду зарабатывать на этом деньги?". Если хотя бы на один вопрос вы не сможете найти правдоподобный ответ, ваш проект будет нежизнеспособен.
Финансовые вопросы на старте
После того, как вопросы решены, нужно подумать, подойдет ли вам какой-то из уже присутствующих на рынке движков социальной сети или нужно писать что-то радикально новое. Соответственно, оцените затраты на переделку того, что уже есть, под ваши нужды, и подумайте, откуда можно взять требуемую сумму. Даже если вы сами можете всё переделать благодаря наличию навыков программиста, дизайнера баз данных, web-дизайнера, HTML-кодера и архитектора программных продуктов, будет совсем не лишним посчитать, в какую сумму вам обошелся бы час труда такого многопрофильного специалиста и сколько часов потребуется. Очень часто это отрезвляет и позволяет отказаться от сомнительных проектов в пользу более перспективных, с финансовой точки зрения, занятий. Если нужных навыков у вас нет, и работу нужно отдавать на аутсорсинг, полезно подумать, где взять деньги на оплату труда наемных сотрудников. На инвесторов, как и на банковские кредиты, сегодня в деле создания социальной сети надеяться вряд ли стоит - но можно попробовать предложить сотрудникам долю "шкуры неубитого медведя". Однако для этого нужно, чтобы они поверили в ваш проект, необходимым (но недостаточным) условием чего является ваша собственная вера в него.
Выбор движка
Если вы всё-таки решили не разрабатывать собственный "движок", что, в общем-то, вполне разумно, когда ваша социальная сеть не обременена каким-то экзотическим для данного класса сайтов функционалом, нужно, прежде всего, сформулировать требования, которые вы будете предъявлять к готовому движку. Например, предполагается, что количество пользователей должно заметно вырасти в обозримом промежутке времени - тогда стоит выбрать "лёгкий" и хорошо масштабируемый движок. Если социальная сеть должна быть новостной (в духе "Хабрахабра"), нужно и движок также искать "заточенный" именно под это. Если предполагается, что, помимо социальной сети, на сайте будут присутствовать и другие сервисы, имеет смысл ориентироваться на какую-то многофункциональную портальную CMS, где социальная сеть будет выступать только одной из многих частей портала.
Сейчас мы с вами посмотрим, какие специализированные и общие CMS есть сегодня на рынке.
Drupal
www.drupal.ru
Наверное, эта CMS не нуждается в дополнительном представлении нашим читателям, потому что она применяется на таком количестве самых разных сайтов, что подсчитать их точное число не представляется возможным. Конечно, социальные сети - далеко не главное предназначение этой CMS, которая как раз относится к многофункциональным решениям. Но если вы хотите сделать не свой Facebook, а нечто вроде коллективного блога с прикрученным к нему форумом, доской объявлений и прочими вещами, то это именно то, что нужно. Модульная архитектура, огромное количество дополнительных модулей, возможности по "допиливанию" и популярность в русскоязычном сегменте Сети в данном случае являются безоговорочными плюсами Drupal. В том случае, если нужна социальная сеть "из коробки" и, кроме самой социальной сети, особо ничего не нужно, имеет смысл посмотреть в сторону каких-то других вариантов.
LiveStreet
www.livestreetcms.com
По популярности, конечно, этому движку достаточно далеко до Drupal'а и других CMS общего назначения, но, тем не менее, в узких (к сожалению, в последнее время всё менее узких) кругах создателей социальных сетей он хорошо известен. Он, как правильно написано на его русскоязычном сайте, предназначен для "блого-социальных сетей". Конечна, такая социальная сеть должна быть рассчитана на определенный контингент пользователей, которым интересна содержательная информация, а не статусы друзей и поиск музыки "В контакте", зато полная бесплатность движка, стабильность его работы и удобство интерфейса позволят построить для таких пользователей действительно качественную социальную сеть.
Dolphin
www.boonex.com/dolphin
Уже не совсем бесплатная, в отличие от первых двух, CMS. Зато и более подходящая для создания того, что сегодня среднестатистический гражданин любой страны со свободным доступом в Интернет привык называть социальной сетью. Демонстрацию возможностей этого движка можно увидеть по адресу www.boonex.us. Для некоммерческих проектов (если они, конечно, вас интересуют) можно использовать бесплатную версию этого движка, благо, все ограничения заключаются в наличии баннеров, которые иметь коммерческому проекту на своей главной странице всё-таки не к лицу. Впрочем, цена базовой коммерческой версии тоже не такая уж кусачая, 100 у.е. Про функциональность и прочие вещи долго рассказывать не буду - лучше самому посмотреть один раз "демку", чем три раза прочитать рассказ про неё. Скажу лишь, что Dolphin заслуженно уважаем и любим русскоязычными создателями социальных сетей, как, впрочем, и англоязычными.
SocialEngine
www.socialengine.net
Ещё одна удобная CMS для создания "классической" социальной сети а-ля Facebook. Движок тоже весьма известный и популярный, но, в отличие от того же LiveStreet'а, коммерческий до мозга костей. Демонстрацию его возможностей можно увидеть по адресу demo.socialengine.net. По своему дизайну этот движок гораздо более "фэйсбуковский", чем Dolphin, хотя сказать, хорошо это или нет, лично мне сложно - наверное, всё зависит от проекта. Авторы обещают 100%-й незашифрованный PHP-код, простую инсталляцию (простую, видимо, только за деньги) и множество плагинов, расширяющих функциональность (опять-таки, за отдельную плату). Базовая стоимость лицензии на SocialEngine составляет $250, так что, как видите, Dolphin несколько дешевле. Но если вам горит создать именно "классическую" социальную сеть для самых разных пользователей, эта CMS будет гораздо более предпочтительным вариантом.
Joomla
www.joomla.org
Ещё одна CMS общего назначения, любимая создателями социальных сетей. Как и в случае с Drupal'ом, имеет смысл использовать эту CMS в тех случаях, когда есть не только социальная сеть как набор сообщений, посылаемых пользователями друг другу, а достаточно широкий диапазон средств удовлетворения их жажды активности. Но, как пишут те, кто использовал эту CMS на нагруженных проектах, при большом количестве пользователей производительность этой CMS заметно падает, что, конечно, негативно воспринимается пользователями.
Конечно, было бы наивно думать, что такой проблемы нет ни у одной другой CMS из представленных в нашем обзоре, но, судя по отсутствию жалоб на них, можно предположить, что возникают они при существенно больших нагрузках, чем в случае с Joomla.
Handshakes
www.dzoic.com
Движок, по виду и функционалу очень похожий на SocialEngine и даже стоящий ровно столько же. Демонстрацию функциональности можно увидеть на handshakes.dzoic.com. В принципе, особо рассказать про этот движок не буду, потому что ничем особенным он на общем фоне не выделяется.
Ещё раз извечный вопрос
И всё-таки, глядя на предложенные в обзоре системы управления контентом, предназначенные для создания социальных сетей, хочется ещё раз поставить вопрос о разработке собственного решения. Да, долго, да, дорого - но на готовых компонентах ничего инновационного, к сожалению, построить не удастся и придётся довольствоваться крохами с барского стола тех, кто первым смог предложить что-то новое и интересное рынку. Конечно, затраты могут не окупиться (и, скорее всего, сначала именно так и будет). Но, с другой стороны, кто не рискует, тот, как известно, не пьёт шампанского, да и риск - дело благородное, если рисковать обдуманно. Впрочем, дело ваше - может быть, и на готовых скриптах удастся создать что-то уникальное и привлекательное для пользователей.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
[email protected]
Комментарии