Еще пять лет назад эти технологии казались фантастикой, три года назад - дорогой игрушкой, сегодня - одним из вариантов компактного решения акустической системы (далее - АС) для домашнего кинотеатра. Причем, очень многие об этом читали, но поскольку звуковые проекторы (иногда есть и другое название - "звуковые прожекторы", и есть вариант - "звуковые панели") не лежат на полках обычных магазинов, представление об этом типе устройств расплывчатое. Введем определение: звуковой проектор - это небольшое устройство, излучающее узконаправленные звуковые лучи в определенных направлениях, те, в свою очередь, отражаются от естественных препятствий (стен), и в месте расположения слушателя при определенной настройке получается объемный многоканальный звук. То есть, многоканальность получается за счет отраженных звуковых лучей.
И хотя эта тема слабо представлена именно на нашем рынке, данными технологиями, их разработкой активно занимается много известных фирм, и сейчас вы можете найти уже готовую к употреблению продукцию от Sony, Samsung, Philips, Denon, Yamaha, Panasonic, Marantz и других производителей. Сами технологии не являются простыми в реализации, поэтому на рынке дешевых устройств более бюджетных альтернатив сейчас нет. Что касается цен, то более-менее удобоваримые по качеству модели начинаются примерно от $700, что сравнимо с обычными АС, которые в описаниях называются "hi-end", в то время как проекторы будут ассоциироваться с "Hi-Fi". Между тем, звуковые проекторы - это наиболее компактное решение, что особенно актуально для обычных квартир. Хотя... отметим один очень важный момент.
На сегодня (!), в 2010 году, звуковые проекторы - это не просто акустические системы, а многофункциональные устройства, включающие в себя конвертор видео с возможностью чтения с различных источников (по существу, это универсальный стыковочный элемент между плеером и телевизором), AM/FM-тюнер, MP3-плеер с возможностью коммутации с популярными портативными устройствами и мобильными телефонами.
Плюс к этому, очень много современных моделей выпускаются в виде подставок или тумбочек под телевизор.
Немного истории
Сама технология использования узконаправленных звуковых лучей не нова и известна по ноу-хау-шутке изобретателя Роберта Вуда (19 век). Он сделал рупор диаметром около полуметра и длиной около трех, в результате чего мог передавать звук на большое расстояние, причем в строго указанное место. Это один из первых известных экспериментов в данной области. Вуд направлял свой рупор на какого-нибудь прохожего, произносил фразу, тот ее слышал, оборачивался, но никого вокруг не видел. Причем никто из окружающих также не слышал сказанной фразы. Это самая простейшая технология, причем она подразумевает создание узкой направленности за счет увеличения длины излучателя. Причем она (эта длина) должна соответствовать длине волны. В варианте от Вуда все работало, начиная от частоты 100 Гц (длина волны считается как скорость звука, поделенная на частоту). То есть, в этом изобретении все хорошо подходило для диапазона человеческого голоса. Но в современном практическом применении такое устройство трудно себе представить.
И тут история сыграла интересную штуку... Во время первой мировой войны, а также в начале второй использовалась обратная изобретению Вуда технология, а именно - акустические радары. Это были те же длинные узконаправленные рупоры, но с их помощью определяли более-менее точное расположение военной техники и самолетов.
Причем обычно использовался не один рупор, а несколько, в результате чего можно было более точно определить месторасположение вражеского объекта.
Далее радары начали активно технологически совершенствоваться, изначально было реализовано обычное сканирование неба узконаправленным лучом, как это делают те же сонары, а после, когда скорости самолетов значительно выросли, было решено изменить саму конструкцию, то есть, современные радары состоят из тысяч или сотен мелких радаров, а при изменении фазы сигнала можно быстро фокусировать суммарный луч в определенно заданном месте и эмулировать сразу несколько мощных радаров одновременно. Именно по такой технологии работает большинство современных звуковых проекторов.
Несколько слов о конструкциях
Перенесение данной технологии (современных радаров) на звук первой произвела компания 1Ltd, и после на базе ее изобретения фирмами Motorola и Texas Instruments были созданы чипы кодировщиков. Это было начало новой эры в области акустических систем для домашних кинотеатров. Причем чипы Motorola использовались в первых звуковых проекторах от фирмы Pioneer, а Texas Instruments легли в основу ныне популярных моделей от Yamaha. Схематическая суть работы последних отображена на рисунках.
Сейчас еще дополнительно изобретен ряд технологий и стандартов, имеется множество ноу-хау, а в основном, если говорить о конструкторском исполнении, используется некий массив из нескольких усилителей и широкополосных СЧ/ВЧ динамиков, специальные DSP управляют фазой для каждого из них, в результате чего формируются узконаправленные лучи. Большинство технологий в этой области являются закрытыми за семью печатями ноу-хау. Более-менее открыты объяснения технологий Yamaha.
Каждый звуковой проектор имеет собственную систему настройки (калибровки) устройства, в большинстве случаев предусматривается наличие специального измерительного микрофона.
Ахиллесова пята звуковых проекторов - низкие частоты. Эта проблема решается как присутствием в конструкции НЧ-динамиков, так и возможностью подключения сабвуфера.
Что указывается в спецификациях?
Основные параметры такие (напомним, что это актуально для базовой технологии звуковых проекторов с отражениями):
- Суммарная мощность усилителя, либо указываются мощности усиления для каждого из каналов (иногда их называют пучками).
- Количество динамиков. Часто указывается при описании мощности, например: "21х2 Вт, 2х20 Вт".
- Используемая технология. Например, по описанию "21х2 Вт, 2х20 Вт" не трудно догадаться, что речь идет о запатентованной технологии от Yamaha. Многие звуковые проекторы предусматривают собственные ноу-хау, где может использоваться 4, 5, 6 и т.д. динамиков.
- Количество каналов. Многие, подразумевая звуковые проекторы, думают, что речь практически всегда идет о реализации 5.1. На самом деле это не так. В низком бюджетном диапазоне вы можете столкнуться с 2.1, 3.1 и т.п.
- Решение для низких частот.
- Аудио входы/выходы. Здесь обратите внимание на варианты подключения сабвуфера, многие модели предусматривают Blutooth.
- Поддерживаемые стандарты объемного звука (иногда просто перечисляют режимы работы). Плюс к этому обратите внимание на специальные режимы воспроизведения, например, есть варианты "ночное" и так далее.
- Технологии настройки многоканальной системы.
- Интерфейс ТВ, видеовходы/выходы. Дело в том, что современные звуковые проекторы в большинстве случаев предусматривают не только подключение к ТВ, но и работу в качестве устройства чтения/конвертирования видео различных стандартов. То есть, если описать простыми словами, они подразумевают функционал ТВ-тюнера. Плюс к этому, в варианте наличия ТВ-интерфейса (чаще всего HDMI) меню настройки выводятся на экран. В этом случае обратите внимание на наличие русскоязычного варианта.
- AM/FM-тюнер.
- Коммутационные возможности. Технологии подключения внешних устройств: USB, AirWired (беспроводная передача звуковых PCM-данных без сжатия и потерь), Wi-Fi, Bluetooth, решения для специфических устройств, например, плееров Walkman, iPod, DVD, Blu-Ray, смартфонов iPhone и т.п., SCART, звук - оптический/коаксиальный S/PDIF, аналоговые входы/выходы и так далее.
- Специальные алгоритмы обработки звука: улучшение звучания МР3, энхансер, увеличение объема, выравнивание громкости, усиление басов и так далее. Во многих звуковых проекторах имеются так называемые "программы", то есть заранее подготовленные настройки для прослушивания музыки, просмотра кино и для геймеров.
- Наличие собственного DVD-привода. Есть далеко не во всех моделях.
- Поддерживаемые стандарты видео.
- Поддерживаемые стандарты аудио.
- Дополнительные возможности.
- Дополнительные аксессуары.
- Способы крепления (обычно дается настенный кронштейн).
Обратите внимание на то, что в большинстве спецификаций вы не встретите такую характеристику, как ширина частотного диапазона. Этому есть ряд причин, в том числе и одна чисто специфическая, согласно технологии. Дело в том, что многое зависит от стен, материала и шероховатости их поверхности. Во-вторых, по схематике устройства достаточно сложны, включают множество элементов, и, чтобы привезти звуковые проекторы на пользовательский рынок с демонстрацией более-менее невысоких цен, на некоторых комплектующих приходится экономить. То есть, если в очень дорогих моделях используются высококачественные широкополосные динамики в большом количестве, то в бюджетном диапазоне хитрят. И такие решения по качеству находятся на уровне обычного Hi-Fi. Хотя, впрочем, частотные характеристики динамиков при желании найти можно, если они что-то могут дать.
Также очень редко приводятся значения параметров общих гармонических искажений (THD) и стоит сказать, что у данного типа устройств они велики и составляют порядка 10%.
Вообще, тут не всегда действует правило: чем дороже устройство, тем оно качественнее. Часто деньги берутся и просто за ноу-хау. Многое зависит от технологий и поведения конкретного производителя.
В следующей части материала мы рассмотрим несколько конкретных моделей.
Кристофер,
christopher@tut.by,
www.gigamark.com
Комментарии
Ну это вряд ли. Запятую, что ли при вёрстке пропустили?
Впервые о звуковом проекторе я читал в середине семидесятых в польской "Электронике", там он назывался "дргайОнца сьцЯна". Задержки обеспечивались аналоговыми фазовыми контурами.
Кстати, акустические ФАР используются на субмаринах очень давно.