Что такое VRML?

Что такое виртуальная реальность, сегодня знает даже школьник. Другое дело, что многие термины, самым непосредственным образом с этой самой виртуальной реальностью связанные, сегодня уже в силу своей малой распространенности и естественного процесса вытеснения одних технологий другими стали уже своеобразным терминологическим раритетом. Но "Компьютерные вести" со своей ставшей уже традиционной рубрикой FAQ дают читателям возможность вспомнить эти термины. Ну или познакомиться с ними, если до сих пор вы никогда не сталкивались.

Аббревиатура VRML расшифровывается как Virtual Reality Modeling Language, или, говоря русским языком, язык моделирования виртуальной реальности. Фактически, VRML - это специальный язык разметки, позволяющий конструировать с помощью текстовых файлов настоящие трехмерные виртуальные миры. Сам формат является текстовым, но в силу достаточно больших размеров получаемых документов достаточно часто используется gzip-сжатие, и файл с VRML-данными, естественно, уже перестает быть текстовым.

VRML-файл состоит из описаний геометрических примитивов, включающих в себя тип объекта, его пространственные координаты, цвет (или текстуру), прозрачность и ряд других свойств (если они для данного типа объекта доступны). При этом объекты в VRML интерактивны (поскольку этот формат изначально был "заточен" под Интернет), то есть, при клике по каким-то объектам могли открываться гиперссылки, ведущие, например, на какие-то другие VRML-документы. Также объекты могут реагировать на действия пользователя анимацией, звуковым сопровождением. Есть также возможность добавлять к VRML-файлу программный код на JavaScript.

Давайте посмотрим, как выглядит VRML на практике. Например, VRML-файл, содержащий в себе один куб, будет выглядеть следующим образом:

#VRML V1.0 ascii
Cube {
 width 4
 height 3
 depth 7
}

Некоторое время тому назад формат VRML был очень широко распространен во Всемирной паутине, но необходимость использования сторонних плагинов для браузеров для просмотра VRML-файлов, а также финансовые сложности в компании SGI, которая, в основном, и занималась разработкой и продвижением этого стандарта. В связи со старением формата, который обновлялся своими разработчиками недостаточно оперативно, его практически полностью вытеснил конкурирующий формат X3D, и сейчас VRML используется редко.

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2010 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!