Одна из лучших рабочих станций в мире
Ответить на вопрос, какая из программных рабочих станций в области pro-звука является лучшей, нелегко. Хотя многие аналитики могут сказать определённо - Cakewalk SONAR 8.
Не удивительно, но на рынке звукового ПО американская волна начинает качественно сменять немецкую. Впрочем, от "немецкой" мало что осталось, ведь Steinberg и Native Instruments уже давно с натяжкой можно причислять к германским брендам. Что касается Cakewalk, то последняя новость о данной компании, которую мы широко обсуждали, - переход фирмы под крыло Roland. Причём тогда стоял животрепещущий вопрос: что же из этого объединения получится в итоге? Ведь позиции как у самих Cakewalk, так и у Roland не выглядели блестящими. Причём Cakewalk, пока они были ещё независимыми, постоянно требовались инвестиции на развитие их планов (основной упор делался на SONAR), а одним из главных инвесторов выступала Roland. В конце концов, Roland уже было выгоднее вместо очередного предоставления денег выкупить американского разработчика.
В начале октября этого года на выставке съезда Общества Аудио Инженеров (AES) в Сан-Франциско под брендом Cakewalk активно продвигалась программно-аппаратная система SONAR V-Studio 700. Как казалось на первый взгляд, что там особенно обсуждать? Сейчас очень многие компании сделали ставки на программно-аппаратные комплексы либо программные системы "всё-в-одном". Но... специалисты и аналитики обратили внимание на другую очень интересную вещь - какой стала программа SONAR в её новой восьмой версии. Если честно, она просто всех удивила своей целостностью, современностью и огромной мощью. Об этом написало сразу несколько ведущих специализированных изданий, а многие сразу же выдали медали "Editor's Choice". Вот вам и "Cakewalk by Roland".
О современности и "всё-в-одном"
На самом деле ваш покорный слуга неспроста призывает молодых авторов писать в звуковые рубрики компьютерных изданий, нужен взгляд и с позиции пользователя местного рынка. Потому как по мере необходимости сам я занят производством музыкальной продукции на инструментарии и технологиях, которые опережают на два года те, что распространены в массовом секторе сейчас.
Поэтому, например, для вашего покорного слуги переход части софта на внутреннюю обработку на уровне 64 бит не явился чем-то неожиданным. Наоборот, этого требовали технологии ещё пять лет назад, а то и более. Причём для не(!)специалистов поясню, что речь идёт не о переходе на 64-разрядные ОС и процессоры, а о 64-разрядной обработке аудиоданных.
Почему это так важно? По существу, выборка временных отсчётов (частота дискретизации) на качество звука не влияет, если выполняются критерии Найквиста (теорема Котельникова). То есть, её увеличение хоть до 384 КГц не скажет вам, что вы получите суперкачественный звук. Хотя простые обыватели думают, что чем чаще выбираются значения, тем более приближено цифровое представление сигнала к его аналоговому виду. По существу, это не так.
Самый важный параметр - это разрядность аналого-цифровых преобразований, внутренних вычислений и так далее. Для наглядности приведу простой пример. У вас есть диапазон значений некоего изменяющегося сигнала от 0 до 1 и однобитный преобразователь, который имеет только два значения - 0 и 1, то есть 0 соответствует минимуму, а 1 - максимуму. На практике сам сигнал выражается в изменениях некоторой характеристики в диапазоне 0,2-0,3. Что будет происходить с АЦП при выборке? Он всё время будет присваивать значение 0. Что будет, если в результате некоторых расчётов мы получим значение характеристики в конкретной точке, равное 0,41235478? Присвоится значение 0. Так вот, сколько бы вы временных отсчётов не делали, с какой бы частотой дискретизации не производили бы выборку, вы всегда для этих примеров получите 0. Именно поэтому наиболее важной является разрядность.
Вообще все эти технологии сопряжены с достаточно сложной системой уравновешивания взаимоотношений, поэтому далеко не всем разработчикам под силу написать 64-разрядный движок сведения, алгоритм обработки и так далее. Сам переход на 64 бита затянулся надолго. При этом сейчас в ходу и такой новый термин, как "64-bit audio quality", а встретить вы его можете достаточно редко.
Второй момент касается современного подхода к рабочему процессу. На самом деле собирать студию по отдельным программным модулям позволяют себе только энтузиасты или специалисты, владеющие достоверной информацией, что им нужно конкретно. В большинстве же случаев пользователи не знают, какой им необходим компрессор либо эквалайзер. И хотя сейчас описывается самый тривиальный случай, но это так! Поэтому нужны программные системы "всё-в-одном", где пользователю даётся весь необходимый набор, который собран специалистами от фирмы-разработчика. Такую тенденцию можно проследить практически во всём профессиональном звуковом ПО 2008 года - программные компании объединяют усилия, а продвижение продуктов идёт совместно.
SONAR 8
Cakewalk SONAR 8 - профессиональный программный рабочий комплекс, позволяющий работать со звуком с качеством на уровне 64 бит, при этом не только в рамках сведения. С программой поставляются 64-разрядные процессоры обработки. Выпускается всё в двух версиях: стандартной SONAR 8 Studio за $369 и расширенной профессиональной SONAR 8 Producer (или PE, то есть, Producer Exclusive) за $619. Отдельно стоит сказать, что установка не предусматривает вариант ОС Windows XP x64, а можно только Windows XP (32 бита) либо Windows Vista (32 или 64 бита). Минимальные требования к процессору: Intel Pentium 4 1.3 ГГц или AMD Athlon XP 1500+; оперативной памяти: 512 Мб; разрешению экрана: 1024х768. Как вы прекрасно понимаете, чем больше, тем лучше.
Достаточно большое внимание разработчиков было уделено оптимизации программы, и результаты оказались весьма неплохими. Восьмая версия оказалась менее требовательной к ресурсам аппаратуры при выполнении сложных операций, нежели предыдущая 7.0.2. Причём речь идёт не о каких-нибудь 1-2%, а о 20-30%, что существенно.
Пользовательский интерфейс не претерпел каких-либо ярких изменений, хотя это только на первый взгляд, поскольку "внутри" есть много добавлений. Но сама организация, концепция и философия рабочего процесса остались прежними. Для тех, кто мало знаком именно с этой программой, отметим, что речь идёт о мультитрековом аудио/MIDI-секвенсоре старого поколения. Как отличить старое от нового? У старого всегда есть отдельное окно микшера. Впрочем, в данном случае мы имеем конкретное логическое разделение, то есть то, что связано непосредственно для работы с данными проекта (аудио или MIDI), располагается в рабочем окне мультитрековой области, а всё, что касается коммутаций и т.п., - в окне микшера, в рамках программы оно называется Configurable Console (конфигурируемая консоль).
В принципе, всё сделано на интуитивно-понятном уровне, и тем, кто когда-нибудь профессионально работал в любом из аудио/MIDI-мультитреков, освоить SONAR не составит большого труда. Что касается начинающих и обучения с нуля, то... да, эту программу можно рекомендовать, потому как она располагает к быстрому освоению и не перегружена запутанными логическими связями. То есть, если вы хотите произвести некую задуманную цепь действий, решение, очевидно, будет лежать на поверхности. Пожалуй, это одна из самых лёгких для обучения программ.
SONAR 8 позволяет полноценно работать с 30-ю форматами многоканального аудио, правда, что касается кодеров, то некоторые из них даются в рамках ознакомления (полнофункциональный trial на 14 дней для Dolby Digital и Dolby Pro Logic II).
Включённые инструменты
Музыкальные инструменты - не самая сильная часть SONAR 8, хотя в хороших руках всё может зазвучать. Для общего представления пробежимся по тому, что есть.
В достаточно интересном фразовом модуле Beatscape вы можете оперировать 16-ю падами, генераторами и 48-ю эффектами для создания грувов, битов и т.п. Это очень практичный, внешне не сильно нагруженный инструмент для получения интересных ритмических и мелодических loop'ов, и, если рассматривать конкурирующие в этом сегменте программы, то всё выполнено на высоком уровне. То есть, для производства тех же ремиксов, современной танцевальной и электронной музыки данная вещь может оказаться незаменимой. Специально для этого модуля поставляется банк объёмом в 4 Гб.
TruePianos Amber - красивое прозрачное акустическое фортепиано/рояль. Что интересно, в нём нет того призвука пластмассы, который режет слух, например, когда музыканты играют на синтезаторах, и в данном случае речь идёт о моделировании инструмента с учётом специфики оборудования, с которым работает пользователь. Например, можно отдельно указывать динамический диапазон для клавиш и так далее. Вообще, продукция 4front (truepianos.com), а данный VSTi-модуль принадлежит им, не очень широко известна на нашем рынке, хотя само имя на слуху. В общем, в данном случае мы имеем урезанную версию с вариантами использования 7 различных моделей, плюс 30% скидку, если вы захотите приобрести полную версию TruePianos впоследствии.
Session Drummer 2 - обновлённая версия ритм-машины. Очень тривиальная вещь, результаты такие же.
Cyclone - это не что иное, как грув-секвенсор, то есть, небольшой модуль, в рамках которого можно создавать loop'ы, совмещать их с другими, причём в качестве импорта подходят и ACID'овские варианты.
Pentagon I - достаточно известный 4-осцилляторный синтезатор от rgc:Audio. Также в комплекте поставки SONAR 8 имеется ещё несколько модулей от этого же разработчика - Z3TA+ (waveshaping-синтез), SFZ (сэмплер со стандартом SoundFont).
PSYN II - субтрактивный синтез.
RXP - плеер сэмплов и loop'ов в формате REX. Конечно, удивительно, что он ещё существует, по крайней мере, для РС-сообщества. Но разработчики, наверное, решили настоять на перспективности стандарта и даже добавили библиотеку с 250 Мб REX-loop'ов. Как говорится: "Здравствуй, молодость!". Помимо этого, есть и ещё один специализированный модуль DropZone, который работает непосредственно с REX-форматом.
Roland GrooveSynth - грувовые синтезаторы Roland. Конечно же, в данном случае мы будем говорить о культовых устройствах фирмы - TR-808, 909 (TR-Transistor Rhythm), TB (Transistor Bass) и так далее. Если честно, то в данном случае не очень хочется давать комментарии по звучанию, потому как и прототипы, и эмуляции принадлежат одной и той же фирме со славным прошлым, но всё-таки у сторонних разработчиков можно найти получше.
Roland TTS-1 - набор инструментов стандарта General MIDI 2 с 9-ю наборами ударных. То есть, если вы не забыли, что такое General MIDI, милости просим. В ряде случаев эта вещь незаменима, по крайней мере, звучит лучше, чем Windows'овский MIDI Mapper.
Dimension Pro - wavetable-синтезатор. В принципе, если вам не нравится звучание программных MIDI-синтезаторов, в данном случае предлагается решение проблемы. То есть, тут присутствует широкий набор более качественных инструментов: пианино, духовые, органы, скрипки, оркестры... Общая библиотека модуля займёт 8 Гб дискового пространства, причём, что самое интересное, среди всего прочего там имеется и Hollywood Edge Sound FX.
Rapture LE - лёгкая версия синтезатора Rapture. В одно время он очень сильно рекламировался, по принципу действия и сути чем-то напоминает Native Instruments Massive.
Обработка
Перво-наперво стоит отметить, что в комплект поставки входит Native Instruments Guitar Rig 3 LE, то есть лёгкая версия лучшей гитарной программы в мире, дополнительно предусмотрены эмуляции лампового звука и записи на магнитную ленту - Amp Sim, Tape Sim.
Обычная динамическая обработка может производиться в рамках одного из пяти, кстати, достаточно неплохих модулей - Sonitus:Compressor (sidechaining), Sonitus:Gate (sidechaining), Sonitus:Multiband, Sonitus:Surround Compressor, DSP-FX Compressor. Обычная эквализация - Sonitus:Equalizer и DSP-FX Equalizer.
Но, помимо этого, стоит учесть, что на каждый канал имеется специальный гибридный модуль обработки VC-64 Vintage Channel 1.5 (sidechaining) от знаменитых Kjaerhus Audio, эта компания наделала много шума своей продукцией несколько лет назад. В данном случае вы производите не только динамическую обработку, но и, например, используете "де-ессер" для вокальных треков и так далее.
Плюс к этому для каждого трека имеется развёрнутый модуль стерео-дилэя Channel Tools L/R, а для surround-варианта используется Sonitus:Surround.
Что касается эффектов, в простейшем виде мы имеем Sonitus:Delay, Sonitus:Modulator, Sonitus:Phase, DSP-FX Delay, DSP-FX Flanger, Perfect Space Convolution Reverb (от Voxengo, кстати, это россиянин), Sonitus:Reverb, DSP-FX Reverb, в более продвинутом - ревербератор Lexicon Pantheon, TS-64 Transient Shaper, Z3TA+ FX (синтезатор используется как мульти-эффект-процессор), Roland V-Vocal 1.5 (выравнивание вокала по типу Celemony Melodyne), MPEX Time/Pitch Processor (правда, не совсем понятно, какая именно версия MPEX), Pentagon I (синтезатор используется как вокодер).
Отдельно стоит сказать о SurroundBridge, который позволяет включать любой стереоэффект как surround.
И напоследок о мастеринге:
- LP-64 EQ linear phase mastering EQ;
- LP-64 Multiband linear phase multiband limiter/compressor;
- Boost 11 peak limiter;
- TL-64 Tube Leveler;
- POW-r Dithering.
Под "64" в названиях подразумеваются 64-разрядные вычисления.
Общие впечатления
Честно сказать, сама тенденция 2008 года, когда, покупая одну программу, вы ещё получаете множество демонстрационных либо урезанных версий продуктов от сторонних разработчиков (читай: рекламного материала), не очень интересна. В некоторых случаях возникает ощущение, что новую версию того или иного крупного продукта выпускали не разработчики, а маркетологи. Ведь, по существу, самих обновлений главной части, за которую и платятся деньги, получается не много. И неужели программистам, написавшим основной движок, который делает сведение на 64 битах, так трудно создать свой вариант лампового компрессора и т.п., причём все алгоритмы шаблонны? Поэтому...
Плюсы SONAR 8:
- удобный интерфейс;
- оптимизация;
- 64 бита внутренней обработки, наличие 64 битных плагинов;
- решения в области Surround;
- наличие базового комплекта для профессиональной работы (ритм-машины, синтезаторы, гитарная обработка, исправление вокала).
Минусы:
- наличие LE- и trial-версий в базовом комплекте поставки;
- нестыковка профессиональных уровней некоторых дополнительных программ и самого SONAR 8.
Расшифруем последнее. SONAR 8 - классный продукт, но при чём здесь SoundFont'ы, REX, синтезаторы, которые больше похожи на поделки, собранные в SynthEdit? За всем этим хламом чаще всего нельзя увидеть основного. Так оно чаще всего и происходит.
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы