Популярнейший журнал Remix в преддверии выставки NAMM выделил лучшие устройства и программы за 2007 год. Представленный список интересен с точки зрения современности.
Грандиозные церемонии награждений, коими являются m.i.p.a. на Musikmesse и TEC Awards на осеннем AES, больше направлены в сторону обобщения профессиональных решений. Там в голосовании принимает участие много людей из различных сфер звукоиндустрии, и разброс в технологиях весьма велик. Эта глобализация имеет множество плюсов, хотя есть и минусы. Например, ни одна из данных церемоний не может полностью удовлетворить интересы того или иного профессионального сообщества, и все хватается по верхам.
Вместе с тем достаточно интересно выглядят варианты признания лучших продуктов от специализированных модных журналов, представляющих некие более конкретные сообщества. Например, Remix (remixmag.com) собрал вокруг себя современных электронных музыкантов, ди-джеев, ремиксеров. И, в частности, по тематике он гораздо ближе к тому, о чем пишем и мы. Данный журнал уже в шестой раз выделил лучшие продукты для своих читателей, а сам факт того, что все это уже приняло ежегодный характер, может говорить о популярности самого начинания. И, боюсь, как бы это не стало в дальнейшем основной церемонией награждений для выставки NAMM, ведь у нее таковой пока нет.
Перечисление победителей
Сами критерии отбора не озвучены, хотя в большинстве случаев попадание стопроцентное.
Лучшая ди-джей система - Native Instruments Traktor Scratch. Что ж, тут нет ничего удивительного, ведь продукты от "вторых великих немцев" (первые, безусловно, Steinberg) в данном сегменте идут просто без всякой серьезной конкуренции. Отдельно отметим для наших читателей, что в конце прошлого года NI выпустила на базе Traktor бесплатный медиа-плеер, который очень хорошо подойдет для тех, кому нужно что-то более продвинутое, нежели Winamp. Что касается Traktor Scratch, то это программно-аппаратный комплекс, со стороны софта в котором выступает Traktor 3, а в "железе" мы имеем интерфейс AUDIO 8 DJ - коммутационный блок (8х8) со встроенными АЦП/ЦАП.
Лучший MIDI-контроллер - Novation ReMote 25SL Compact. К сожалению, продукция Novation очень слабо представлена на нашем рынке, хотя в ее рамках предлагаются действительно уникальные и необходимые решения. Например, ReMote 25SL Compact - это не просто мини-фортепианная клавиатура на 25 клавиш плюс некоторые возможности. Тут предусмотрено все, включая собственный дисплей для отображения необходимых параметров плюс восемь специальных кнопок, за которыми можно закреплять определенные звуки. Что хочется сказать отдельно: ReMote 25 SL сразу же готов к работе, то есть в нем есть уже наcтроенные пресеты для работы с самыми популярными программными синтезаторами и мультитреками. Вам и настраивать ничего не нужно будет.
Лучшее инновационное аппаратное устройство - JazzMutant Dexter. Вот это действительно инновация. Представьте себе внешнее устройство управления, выполненное на основе технологий в области сенсорных дисплеев. Это и есть Dexter - внешний модуль управления-микшер, повторяющий все возможности программных вариантов от Cubase/Nuendo, SONAR и Logic. Здесь вы управляете всем не курсором мыши или с помощью какого-либо примитивного контроллера, а пальцами на сенсорном экране. Кроме стандартного управления в рамках первичной панели с множеством фэйдеров, можно входить и "внутрь" каждого из каналов, регулировать настройки эффектов и плагинов для них. Для тех, кто привык все делать с помощью курсора, могу сказать, что это несколько отличается от реальной работы в студии с аппаратным микшером, где вы можете двигать одновременно несколько ползунков и т.п. В данном случае эта ситуация воссоздается. В общем, очень интересная система. Кстати, в другой схожей номинации "Лучшее дистанционное управление рабочей станцией" победил очень неплохой пульт Frontier Design Group AlphaTrack. В этом случае вообще можно "лежать на диване" и работать.
Лучший звуковой редактор - iZotope RX. Новинка, представленная на осеннем AES в 2007-м. Сейчас продается только standalone-версия, и вообще, трудновато представить, какие мощности от компьютера потребуются при переходе этого софта в плагинный вариант. Речь идет о мощнейшей и наисовременнейшей системе реставрации. Такого еще не было, хотя список достаточно стандартен: де-нойзер, де-кликер, де-клиппер, удаление гула. А если копнуть глубже, то можно встретить и такую вещь, как Spectral Repair, то есть анализ спектра и детектирование его артефактов, если нужно, то и исправление. Отдельно стоит сказать о де-клиппере. Это устройство, которое позволяет исправлять всевозможные искажения, возникающие после сильного сжатия лимитерами при мастеринге и так далее. Отдельно стоит отметить великолепное графическое (дизайнерское) исполнение. В этом iZotope всегда были на голову впереди всех. И тут основным рабочим экраном, кстати, является сонограммное представление звуковой волны. На самом деле оно гораздо удобнее, чем обычный амплитудно-временной вид, и, возможно, мультитреки будущего перейдут на такой вариант. По крайней мере, такие подвижки уже есть и в WaveLab, и в Audition, да и в самой реализации такого представления нет ничего сложного. Нужно отметить, что продвинутая версия RX Advanced стоит, ни много, ни мало, а $1199.
Лучшие мониторы - Dynaudio Acoustics BM 12A. Активные мониторы среднего поля, если не ошибаюсь, впервые были представлены на NAMM прошлого года. Это двухполосное решение, причем на каждую из полос имеется отдельный усилитель (100 Вт на НЧ и 50 Вт на ВЧ). Ну и дальше... как всегда, у Dynaudio некоторое количество ноу-хау, сделавших ее продукцию победителем.
Лучший микрофон - Blue Woodpecker. Вот вам и латвийцы! Мартинс Саулеспуренс закончил рижский политех, он - настоящий фанат своего дела, большой аудиофил, любитель джаза. Работая инженером в рижской музыкальной академии, активно занимался разработкой и конструированием микрофонов, после в Амстердаме встретил своего будущего партнера, а ныне президента компании американца Скиппера Вайза. Так они образовали свою фирму, которая сейчас просто побеждает пресловутые Neumann, AKG и т.п. Причем сами микрофоны Blue, шикарные в плане дизайна, всегда являются украшением выставок. Ваш покорный слуга помнит, какое столпотворение некогда было среди посетителей "Музыка-Москва" около 4 лет назад именно около стенда Blue. Как оказалось через короткий промежуток времени, этот дизайн оценил и весь мир. То есть, помимо безупречных технических характеристик, данные устройства представляют собой и коллекционную ценность.
Наушники - Audio-Technica ATH-M50. Профессиональные наушники закрытого типа, новинка-2007. В своем новом "флагмане" компания-производитель применила ряд новаций, которые касаются как эргономики, так и, собственно, самих излучателей. Журнал Remix не единственный, кто по праву оценил эту модель. Звучание действительно очень качественное, частотный диапазон расширен до 15-28000 Гц. И это все при достаточно низкой цене (чуть меньше 200 у.е.).
Лучший аппаратный синтезатор - Moog Music Little Phatty Stage Edition.
Лучшая цена - Blue Sky EXO 2.1. Речь идет об акустической системе 2.1 плюс дополнительный настольный блок коммутации/управления. На нашем рынке она продается чуть меньше, чем за 500 у.е. Сама акустическая система предназначена для качественного стереомониторинга в рамках домашних/проектных студий и состоит из двух двухполосных колонок плюс сабвуфер.
Наиболее инновационное ПО - Modartt Pianoteq 2. Физическое моделирование. Суммарный "вес" всего продукта составляет 15 мегабайт. МЕГАбайт! Впрочем, в современном мире это одни из самых дорогих программных мегабайт, поскольку Pianoteq 2 стоит 249 евро. Физическое моделирование фортепиано. Звучание очень реалистичное. Достаточно послушать примеры и/или скачать демо на www.pianoteq.com. Скорее всего, данная программа не будет дешеветь, об этом говорит даже то, что ее разработчики успешно поучаствовали в NAMM этого года. А с другой стороны, стоит отметить, что уже есть несколько схожих и гораздо более дешевых продуктов, которые впоследствии могут составить конкуренцию.
Лучшая цена на ПО - Apple Logic Studio. 7-я версия продукта стоила $999, а восьмая с достаточно большим количеством добавлений - $499. Для американца или европейца за ключевую программу для своей студии - деньги очень маленькие, учитывая, что плагин реставрации от iZotope стоит $1199, а тут целый мультитрек с большим количеством синтезаторов и эффектов. Вообще, очень интересный шаг от Apple. Скорее всего, речь идет и о переманивании профессионалов от звука на свою платформу.
Честно сказать, ваш покорный слуга скрещивает пальцы, чтобы программа Mackie Tracktion ни в чем таком не побеждала, а то цены на нее взлетят... стоп! Заходим на сайт Mackie, у Tracktion уже три премии "висит"... По-до-ро-жа-ла, хотя все равно в два раза дешевле Logic Studio. Также дешевле "этой замечательной программы" от Apple - Steinberg Cubase 4 Studio, Digidesign Pro Tools M-Powered 7.3, Cakewalk SONAR 6 Studio Edition. Поэтому в данном случае можно говорить о продвижении бренда Apple в рамках премии, не более того.
Лучший аудиоинтерфейс - Apogee Symphony Mobile. Пользователи РС могут пока не вздрагивать, данный профессиональный комплекс (32 канала, 24 бита/192 КГц) только для MacBook Pro.
Лучшее внешнее устройство - Universal Audio DCS Remote Preamp. Двухканальный микшер-предусилитель. Может управляться дистанционно (с расстояния до 120 метров через кабель CAT-5). Цифровой контроль аналогового сигнала производится через DCS-Link.
Лучший интерфейс/контроллер для ди-джеев - M-Audio Torq Xponent. Об этой новинке написано уже много, она была представлена и на прошедшей NAMM. Поэтому рассматривать более близко ее не будем, ведь тот, кто интересуется вопросом, уже знает, о чем речь.
Лучший гитарный продукт - Roger Linn Design AdrenaLinn III. Речь идет о стандартной (не компьютерной) "примочке" с эмуляцией до 40 усилителей и всевозможными другими наворотами. Пользователям РС марка Roger Linn должна быть знакома благодаря ее плотному взаимодействию с M-Audio в рамках продукта Black Box.
Лучшая рабочая станция - ... Угадайте! Конечно, Apple Logic Pro 8. А что еще может победить в рамках американского издания? Учитывая то, что лучшей по цене у них оказалась программа Apple Logic Studio, а звуковой интерфейс - Apogee Symphony Mobile, который только для Мак'ов.
Лучший гибрид ПО/железо - Muse Research Receptor. Выбор вполне понятен, у Receptor очень малая цена, по сравнению с конкурентами, причем данную разработку активно поддерживают и другие производители, например, те же Native Instruments. Хотя стоит напомнить, что само устройство по своей сути - это компьютер. То есть, такого же успеха вы можете добиться, подключив к своему РС второй такой и распределив нагрузку - один сводит, другой обрабатывает.
Портативный рекордер - Korg MR-1. Уф-ф, "однобитную запись", в том числе и для стандарта SACD, я уже как-то устал комментировать. Дело в том, что сигма-дельта преобразователи (это те, которые обычно обозначаются 24/192 и так далее) также изначально используют высокоскоростное однобитное преобразование, а затем, с помощью работающего в реальном времени дециматора и другой необходимой обработки, конвертируют данные в многобитный сигнал. То есть, в самой "однобитной технологии" никаких революций и нет, просто по-другому все описано, завернуто в упаковку "новой технологии" и... Пропускаем эту номинацию и еще несколько, и сократимся до того, что интересно.
Лучший программный синтезатор - Native Instruments Absynth 4. Учитывая, что речь идет о синтезаторе, а не о сэмплере, можно согласиться.
Лучшая инструментальная станция - Propellerhead Reason 4. Любим визуальные эффекты :).
Лучшая программная ритм-машина - XLN Audio Addictive Drums. Сама идея практически ничем не отличается от Toontrack EZ Drummer, даже интерфейсы очень похожи. Правда, в данном случае добавлена возможность обработки, редактирования сэмплов, добавления эффектов плюс большое количество ритмических рисунков, сбивок и так далее.
Лучшая библиотека сэмплов - Sample Magic Electro-House.
Лучший сэмплерный инструмент - Vienna Symphonic Library Appassionata Strings.
Лучший эффект-процессор - Sonalksis TBK3 Uber Compressor. Тут по-другому показан сам график компрессии, непривычно, но, как заверяют сами разработчики, более удобно и реально отображаются происходящие процессы.
В завершение
В общем и целом, какие сложились впечатления... Хорошо отображено состояние американского рынка. Европейских продуктов на нем много, и они пользуются популярностью. Это в лишний раз подчеркивает тот факт, что сам рынок по обе стороны Атлантики интернационален. Причем, как всегда, большой спрос на новые идеи, откуда бы они не исходили. Именно за них пользователи готовы выкладывать большие деньги (ведь не с потолка же iZotope и Modartt устанавливают такие высокие цены). Еще церемония награждений Remix интересна тем, что она не тянет за собой старый воз, а именно: очевидно, что очень многое в современном звукопроизводстве увязано на компьютерах.
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы