Adobe Premiere Pro CS3

Данный материал является логическим продолжением сразу двух серий статей "КВ", а именно - "Основы цифрового видео" и обзор по программным пакетам Adobe Creative Studio Master Edition CS3. Поэтому он имеет свое отдельное название.

Итак, долгое время, особенно на постсоветском пространстве, данная система монтажа и обработки видео является номером один. Для этого было много предпосылок, но главная из них состоит в том, что Premiere - практически первый профессиональный продукт для РС, и, кстати, не только для РС. Дело в том, что раньше очень многое делалось на "аппарате" с помощью специальных устройств и т.п. А Premiere позволяет работать со всем практически на программном уровне. Мало того, этот продукт не привязан ни к какой конкретной технике, что часто можно было наблюдать в данной нише раньше, то есть, это не часть некоего "программно-аппаратного комплекса", а просто отдельное решение. Единственное, что тут можно отметить, Premiere может работать взаимосвязано с другими продуктами от Adobe, что хоть и несколько громоздко, но все же дает ряд преимуществ, учитывая то, что профессиональных решений у компании очень много. Но нельзя не отметить, что изначально в Premiere хорошо решалась только видеочасть, а аудио присутствовало только в виде размещения звуков на нескольких дорожках и все. Со временем ситуация изменилась, и сейчас мы имеем полноценный профессиональный продукт.

Стоит сказать, что программа требует определенного обучения и приобретения навыков для работы с ней. Отдельно отметим для наших читателей, что она даже философски отличается от популярного ныне Sony Vegas, это проявляется сразу же во множестве подходов, а именно, это касается сведения двух видеоклипов между собой, что может происходить различными методами, осуществления различных вариантов переходов, внесения цветоразделения, работы с альфа-каналами и так далее. В принципе, очень много продуктов, которые вы можете наблюдать по современному ТВ, созданы благодаря именно этой программе.

По Premiere написано достаточно много книг, и вы можете взять в качестве основы знаний материалы по любой другой версии Premiere, ведь в CS3 мы имеем небольшие функциональные изменения плюс улучшенный интерфейс, но самое главное - это понять концепцию и научиться приемам. Например, для того, чтобы описать, как "вырезается" фон определенного цвета, а вместо него ставится другой, нужно выделять целый материал, и мы его сделаем, если у вас возникнет потребность (пишите). А, в общем и целом, Premiere - это достаточно громоздкий и профессиональный продукт. Свои концепции он берет из технологических реалий прошлого.


Интерфейс

К интерфейсу Premiere новичкам нужно привыкать. Все дело в том, что, уходя от нагромождения окон в прошлых версиях продукта, разработчики по-своему решили вариант трансформируемых закладок (что, к примеру, очень удобно реализовано в Vegas) и пошли несколько по другому пути, а именно - по пути создания трансформируемого многооконного интерфейса. Это удобно. То есть, можно без особых проблем подгонять рабочую область под свои нужды, нет никакого загромождения. Но отличий в подходах в формировании интерфейса, по сравнению с тем же Vegas, очень много.

А структурно все можно разделить на несколько ключевых областей: главное командное меню, область суммарных настроек проекта с окном предпросмотра (полный просмотр обычно производится на втором мониторе или телевизоре, подключенном к РС) и мультитрековая область Timeline. На самом деле, данное разделение чисто условно, поскольку все перекликается друг с другом.

Заголовки треков в Timeline лишены какой-либо большой функциональности, ведь основные объекты программы - это клипы, на них помещаемые. Над каждым из них имеется шапка, в которой и производятся (или устанавливаются) все основные события. То есть, та же панель эффектов большей частью привязана к ним.

По существу, в рамках Premiere реализован очень мощный монтажный стол, и хотя подмывает сказать, что само решение его реализации достаточно громоздко, невольно ловишь себя на мысли: а как это все можно реализовать иначе?

Ведь, по существу, Premiere основан на приемах: чтобы сделать то-то, выполните все по пунктам, согласно инструкции. Другими словами, практически отсутствуют варианты, когда один и тот же результат можно получить различными способами.

В принципе, это нормально. А если описать общее впечатление от общения с программой и ее графической оболочкой, все-таки чувствуется некий дисбаланс. Например, если эффекты относятся напрямую в клипы, то удобнее было бы поместить их в выпадающее меню для оных. Если для переходов - другое соответствующее меню, и так далее. А так все находится в одном и том же окне, и начинающим пользователям нужно лезть в документации и книги для того, чтобы выполнить хотя бы простейшие действия. То есть, сам интерфейс не является интуитивно-понятным, излишне запутанным.

Программа может работать в различных вариантах стандартов цифрового видео, включая современные HDV и видео для мобильных телефонов.


Форматы импортируемых файлов

Как сказано выше, клипы могут создаваться из записанных (либо оцифрованных) аудио/видео-фрагментов, что реализуется как в рамках самой программы, так и за счет импорта. Давайте рассмотрим второй вариант повнимательнее.

Видео и анимация:

Animated GIF (GIF), DV-AVI (AVI), Filmstrip (FLM) (только в Windows), Microsoft AVI Type 1 and Type 2 (AVI) (только в Windows), MPEG-1, MPEG-2 (MPEG, MPE, MPG, M2V), M2T, Netshow (ASF) (только в Windows), QuickTime (MOV), Sony VDU File Format Importer (DLX) (Только в Windows), Windows Media Video (WMV) (только в Windows)

Аудио:

Audio Interchange File Format AIFF (AIF), Audio Video Interleaved Audio (AVI), Audio Waveform (WAV), MP3, MPEG, MPG, QuickTime Audio (MOV; требуется QuickTime player), Windows Media Audio (WMA) (только в Windows).

Изображения, как единичные, так и хранящие в себе несколько или множество дополнительных специфических настроек (т.н. sequences):

Adobe Illustrator и Illustrator sequence (AI, EPS), Adobe Photoshop и Photoshop sequence (PSD), Adobe Premiere 6.0 Title (PTL), Adobe Title Designer (PRTL), Bitmap и Bitmap sequence (BMP, DIB, RLE), EPS, Filmstrip (FLM), GIF, Icon File (ICO) (только в Windows), JPEG и JPEG sequence (JPE, JPG, JFIF), PCX и PCX sequence (PCX) (только в Windows), PICT и PICT sequence (PIC, PCT), Portable Network Graphics (PNG), PSQ, PTL, PRTL (Adobe Title Designer), Targa и Targa sequence (TGA, ICB, VDA, VST), TIFF и TIFF sequence (TIF).

Файлы видеопроектов:

Adobe Premiere 6.x Library (PLB), Project (PPJ) и Storyboard (PSQ) (только в Windows), Adobe Premiere Pro (PRPROJ), Advanced Authoring Format (AAF) (только в Windows), After Effects Project (AEP), Batch lists (CSV, PBL, TXT, TAB), Edit Decision List (EDL).

Отдельно стоит отметить и пояснить третий пункт. Дело в том, что современные графические форматы уже переросли тот возраст, когда в них хранились только цифровые данные самого изображения и небольшой заголовок. Теперь это очень мощные инструменты, по существу, целые контейнеры, в рамках которых может указываться все что угодно и нужно специализированным приложениям. Таким образом, тот же TIFF может иметь множество информации, предназначенной только для работы в Premiere и так далее.


Аудио

Аудио-часть в Premiere решена достаточно интересным образом. Во-первых, кроме ASIO-драйверов, вы там сможете увидеть не что иное, как Premiere Pro Windows Sound. Это и есть некое подобие стандартных драйверов Windows. Многоканальность поддерживается до 5.1. Вернее, существуют только три варианта: моно, стерео и 5.1.

С точки зрения эффектов обработки, то именно в плане 5.1 ситуация не может не порадовать, поскольку таким арсеналом не всегда может похвастаться и иная звуковая программа. Хотя все и тривиально - максимайзеры, де-ессеры, ревербераторы и т.п.

Вообще, Premiere Pro в плане звука может активно сотрудничать с отдельным редактором/мультитреком Audition либо его усеченным вариантом Soundbooth, который и поставляется в рамках CS3. И, действительно, работать со звуковыми треками в рамках самой Premiere просто неудобно.


В завершение

Итак, у нас есть две крайности - профессиональный, но не эргономичный Premiere и чуть менее профессиональный и очень легкий в обучении и использовании Sony Vegas. Зачем об этом говорить? Просто очевидна некая переходная ситуация, то есть идеала нет. Например, если вы захотите сделать профессиональное видео со сложным монтажом, использованием bluebox и т.п., то штудируйте решение от Adobe, а если у вас в распоряжении видеокамера (или данные с нескольких) и у вас нет необходимости в чем-то сложном, то наилучшим вариантом окажется Vegas. Причем в обоих вариантах в названиях мы имеем слова "Pro" и "Professional". Так что же сейчас считать профессиональным? Чтобы забить гвоздь, можно использовать любое подручное средство типа старого утюга, молоток, специальный электроприбор или же станок для забивания гвоздей. Первое и второе в учет не берем, третье - это Vegas, четвертое - это Premiere.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2007 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Халецкий
Кристофер, а мне все-таки интересно отличие философий Vegas и Premier! Поподробнее! Потому как то, что ты написал в статье, а именно "сведения двух видеоклипов между собой, что может происходить различными методами, осуществления различных вариантов переходов, внесения цветоразделения, работы с альфа-каналами и так далее" есть и в Vegas даже в 6-ой версии.
Аватар пользователя Кристофер
Да, все очень просто. Vegas -- это чисто программное решение, имеющее концепцию, взятую от обычных мультитреков (причем как ты знаешь звуковых). Premiere намного старше, и в ее основе лежит программное повторение видео-монтажного стола. Таким образом, у них основными ключевыми объектами в работе являются не треки, а видеофрагменты (файлы и т.п.). Соотвественно, все управление монтажом и т.п. сосредоточено на них, совершенно по другому распределены функции в рамках интерфейса, он практически не является интуитивным.

Например, чтобы понять Vegas тебе не нужно читать никаких книг, разобраться можно самостоятельно просто "потыкав". С Premiere такой фокус не пройдет.Во вторых они не равны по возможностям.

Попробуй вставить/заменить фон, передать изображение в какой-либо рамке и т.п. в Vegas'е. Интеграция с другими Adobe'вскими продуктами также дает ряд плюсов. В общем, это долго и много объяснять. Во вторых, я что-то не видел в Vegas возможность работы с цветоразделением и альфа-каналами, ты там можешь сделать определенный цвет прозрачным?