Пески, Пряность и Власть

В мировой культуре "Дюниверс", или вселенная "Дюны", созданная американским писателем Фрэнком Гербертом, занимает особое место. Она оказала на литературу примерно то же влияние, что и "Властелин колец" Джона Толкиена, своим появлением установив в жанре научной фантастики новую, практически недостижимую планку качества. "Дюне" уже больше сорока лет, за это время появилось огромное количество sci-fi-шедевров, превосходящих её по остроте сюжета, по проработанности персонажей, по детализации мира, по философскому наполнению или по ещё какому-нибудь показателю, но сравниться с талантом Герберта по совокупности всех характеристик ещё не удалось никому.


Литературное наследие

Книга, удивившая мир, была опубликована в 1965 г. До неё НФ воспринималась, скорее, как художественная иллюстрация научных идей. Тогда ставили на первое место лишь оригинальную мысль, а, собственно, литературное оформление считали чем-то вторичным. Здесь брали начало шаблонность персонажей, примитивность диалогов, простота сюжетов и прочие "болячки", присущие даже гениальным писателям-фантастам того времени. Фрэнк Герберт же черпал вдохновение из образцов классической литературы, изучал приёмы, которыми пользовались великие писатели прошлого, соединял их со своими знаниями в биологии, истории, математике, науке, религии и вплетал между строк собственную Идею.

В результате на свет появилась "Дюна", не просто знаменитое фантастическое произведение, а книга, ставшая классикой Большой Литературы, по глубине не уступавшая романам Достоевского и пьесам Шекспира, а по размаху - таким героическим эпосам, как "Одиссей" и "Рамаяна".

Поначалу читателю кажется, что он имеет дело с очередной историей о борьбе "Бобра с Ослом". Но за противостоянием коварных Харконненов и благородных Атрейдесов стоит нечто большее. Главной задумкой Герберта было показать природу абсолютной власти, её тупую, жестокую, беспощадную сущность. В романе было блестяще показано обожествление человека толпой. Со всех сторон положительный персонаж Пауль Атрейдес волей судьбы становится Мессией-Муад'дибом и, свергнув императора Шаддама IV, занимает место главы государства. Но, заняв трон, он сам невольно превращается в тирана. По мнению автора книги, моральные качества правителя не имеют никакого значения. Хороший он или плохой, но, дорвавшись до безграничной власти, он вынужден создать бюрократический аппарат, который рождает чудовищ.

Практическое воплощение этой мысли не поместилось в одну книгу, поэтому Герберт написал ряд продолжений. Романы "Мессия Дюны", "Дети Дюны", "Бог-Император Дюны", "Еретики Дюны" и "Капитул Дюны" более широко раскрыли тему Власти и затронули ряд других социально-философских проблем. Гексалогия охватывает немалый кусок в истории человечества: почти 5000 лет. Фантаст планировал написать ещё седьмую, завершающую эпическую серию книгу, но смерть помешала его планам.

Уход из жизни создателя вселенной, однако, не стал причиной её консервации. Эстафету приняли Брайан, сын Фрэнка Герберта, и профессиональный писатель-фантаст Кевин Андерсон, которые совместно написали ряд приквелов к Дюне. Сначала появилась трилогия "Прелюдия к Дюне". Затем была создана трилогия "Легенды Дюны", рассказавшая о Батлерианском Джихаде, войне, произошедшей за десять тысяч лет до событий "Дюны". В планах у них ещё одно трёхкнижие - "Герои Дюны". Но самый амбициозный их проект - издание седьмой книги Фрэнка Герберта, ставившей жирную точку в сюжетной линии космической саги. Её прозвали "Дюна 7". По большому счёту, она уже давно написана, но лишь на уровне черновиков. Брайан и Кевин довели их до ума. Из-за большого объёма роман пришлось разделить на два тома. Первый, "Охотники Дюны", увидел свет в прошлом году, второй, "Песчаные Черви Дюны", будет опубликован в августе текущего года. Соавторы так увлеклись, что точку превратили в запятую, однажды обронив, что "сага ещё далека от завершения".


Мир Дюны

"Дюниверс" - это мир далёкого будущего, в котором живёт человечество, отказавшееся от искусственного интеллекта и любой вычислительной техники. "Да не построишь машины, наделенной подобием разума людского" - таков девиз этого общества. Разработка компьютеров и даже простейших калькуляторов находится под запретом. Взамен люди начали изучать собственное тело и смогли раскрыть многие его сверхъестественные способности. В результате этих изысканий появились ментаты, люди-компьютеры, способные в уме проводить невероятно сложные и точные расчеты. Такое положение дел сложилось после Батлерианского Джихада, во время которого человечество еле-еле смогло побороть восставших роботов, вознамерившихся истребить на корню весь вид homo sapiens.

Важнейшим веществом во вселенной является "спайс", пряность, также известная как меланжа. Спайс - это наркотическое вещество, которое может употребляться в пищу и существенно продлевать срок человеческой жизни. Жизнь межзвёздной цивилизации полностью зависит от меланжи, так как её используют навигаторы для предсказания маршрута и управления звездолётами. Без него невозможны дальние космические перелёты. Это вещество добывается только на Арракисе, третьей планете системы Канопус.

Де-факто сложился стереотип, что чем больше планет является местом действия космооперы и чем больше разумных рас в ней представлено, тем она считается проработаннее и "круче". Фрэнк Герберт наплевал на эти условности, противопоставив количество качеству. Рас, произошедших не от Адама (или обезьяны, кому как нравится), в его вселенной нет вообще. Ему вполне хватило одних только людей. Видовое разнообразие у него достигается наличием мутантов и жертв генетических экспериментов. То же самое и с планетами. Действие в "Хрониках Дюны" происходит преимущественно на одном только Арракисе, десяток-другой планет лишь упоминается. Продолжатели дела Фрэнка Герберта расширили список примечательных планет вселенной, а в "Энциклопедии Дюны", изданной в 1984 г., их количество и вовсе измеряется сотнями.

Но самой известной был и остаётся Арракис, жаркий пустынный мир, прозванный Дюной. Именно здесь находятся единственные на свете залежи спайса и обитают гигантские песчаные черви, ставшие визитной карточкой "Дюниверса". Достигающие в длину до 400 м, они запросто могут скушать харвестер, занимающийся сбором меланжи. Кстати, сам спайс является продуктом жизнедеятельности Шаи-Хулуда: так называют червя аборигены-фремены. Cтолица планеты и, по совместительству, самый крупный его город называется Арракин. Судьба Дюны драматична и печальна. Когда династия Атрейдесов стала во главе Империи, Арракис подвергся активному преобразованию, целью которого было превращение его из пустыни в цветущий сад. Эта задумка почти удалась, но выяснилось, что этот путь ведёт к экологической катастрофе: практически все черви вымерли, поскольку боятся воды. Кто теперь будет давать Империи спайс? Пришлось возвращать всё на свои места. В книге "Еретики Дюны" Арракис был уничтожен Достопочтимыми Матронами.


Дома и организации

Во вселенной "Дюны" человечество живёт в квазифеодальной Империи, во главе которой стоит Падишах-Император. Его деятельность ограничена лишь Ландсраадом, аналогом современного парламента, и амбициями крупнейших Домов, наиболее известные из которых: Атрейдесы, Харконнены, Коррино и Ордосы. У каждого из этих кланов в подчинении была, как минимум, одна планета и собственная армия. Атрейдесы издавна славились своим благородством и храбростью, именно они являются главными героями большинства книг. Им противостоят жестокие и беспринципные Харконнены, которые были уничтожены во время Арракийского восстания, организованного Муад'дибом. Род Коррино также пресёкся после этого события. А до того он почти десять тысяч лет был у руля Империи, нося титул Императорского Дома. Свою власть и имя династия получила в Битве за Коррин, решившей исход Батлерианского джихада. Ордосы же в книгах не упоминаются: этот Дом был придуман создателями знаменитой стратегии Dune 2 и пошёл кочевать практически по всем "дюническим" играм. Только вот в литературу его почему-то не пускают.

Но не одними только Домами славится "Дюниверс". В нём достаточно большую роль играют различные организации и сообщества. Бене Гессерит, школа ментально-физического тренинга, состоящая исключительно из женщин, достигла больших высот в области постижения возможностей человеческого тела и разума. Сёстры Бене Гессерит необычайно ловки, они умеют подавлять боль, телепатически передавать информацию, подчинять себе чужую волю и многое, многое другое. Также в рамках программы по созданию сверхчеловека Квисатц Хадераха они занимаются генетическими экспериментами и, по сути, селекцией людей. Если Бене Гессерит хотя бы декларирует, что её цель - улучшение генофонда человечества, то другая, патриархальная организация, Бене Тлейлакс, занимается генетическими опытами над людьми и другими существами исключительно в своих, корыстных целях. Они создают "искажённых" ментатов, клонируют людей и выводят различных монстров. Тлейлаксианцы-лицеделы способны менять свой облик, полностью копируя внешность, голос, а порой и личность другого человека. Ещё одна из наиболее влиятельных сил - конфедерация Икса, главный производитель техники и электроники в Империи.

После гибели Бога-Императора, который правил три с половиной тысячи лет, власть в Империи держалась на балансе сил между этими тремя организациями. Ситуацию круто изменило появление агрессивного матриархального общества Достопочтимых Матрон, атаковавшее Бене Гессерит. Последней, впрочем, удалось одержать верх, в результате эти две силы слились в одну, получившую название Новое Сестринство. Их совместные умения и возможности существенно усилили позиции "женской фракции".

Помимо уже упомянутых, во вселенной "Дюны" существует ещё огромное количество различных сект, политических группировок и организаций, борющихся за власть.

Мир Фрэнка Герберта очень глубок и многогранен, его невозможно описать в одной небольшой статье.


Восток - дело тонкое

В отличие от Джона Толкиена, который, мягко говоря, не очень любил Восток, Дюна Фрэнка Герберта буквально переполнена арабскими, исламскими и прочими восточными чертами. Муад'диб, Шаи-Хулуд, джихад... Фременки носят абу, традиционное мусульманское женское платье. Фременские бойцы-смертники называются федайкинами. Братство всех фременов Арракиса - "Ихван Бедуин". В "Еретиках Дюны" один из героев настаивает, что песчаного червя надо называть Шайтаном. Образ фременов, с помощью которых Пауль Атрейдес-Муад'диб захватил власть, вообще практически подчистую списан с кочевников-бедуинов. Это видно по их племенному общественному устройству, знанию пустыни, кодексу чести, обычаям и традициям.

Востокоподобен не только Арракис. (Кстати, одна из расшифровок названия планеты: "Ирак-ис".) Арабские черты чувствуются во всей вселенной "Дюны". "Должность" главы Империи полностью называется Падишах-Император. Его элитная стража - садауркары. Башар, кайд, бурсег - военные чины садауркаров.

Писатель демонстрирует прекрасное знание Ближнего Востока, вообще, и ислама, в частности. Правда, большая часть использованной им терминологии не соответствует своему значению в оригинале. Но знать все мельчайшие детали чужой культуры невозможно, к тому же Фрэнк Герберт часто любил играть словами.


Компьютерные игры о барханах

Компьютерные игры, выпущенные по лицензии мира Герберта, можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам одной руки. Тем не менее, магическое слово "Дюна" может оставить равнодушным редкого любителя стратегий в реальном времени. Но обо всём по порядку.

Первая игра, местом действия которой был Арракис, появилась в 1992 г. Она носила незатейливое имя Dune, была выпестована французской Cryo и представляла собой классическую адвенчюру. Красивую, стильную, но одну из многих.

Однако в этом же году вышла Игра, перевернувшая наши представления о стратегиях. Это была легендарная Dune 2: The Building of a Dynasty, творение не менее легендарной Westwood. По правде говоря, это не была первая RTS. Первые представители этого жанра вышли в далёком 1985 г., но особой славы не снискали. Dune 2 же стала действительно популярной, спровоцировав настоящий бум RTS в игровой индустрии. Бум, почти похоронивший жанр адвенчюр и квестов и, по сути, вытеснивший их в резервации.

Dune 2 стала последней яркой звездой из серии игр про Арракис. В 1998 г. Westwood выпустила Dune 2000: Long Live the Fighters!, ремейк игры 1992 г. Фанаты вселенной были в восторге, все остальные остались равнодушны - за 6 лет жанр RTS прошёл уже довольно большую эволюцию, а тут подсовывают продукт из старых зачерствевших ингредиентов. Вышедший в 2001 г. Emperor: Battle for Dune освоил третье измерение, но, в целом, был лишь немногим лучше своего предшественника.

В конце 2001 г. вышел стелс-шутер от третьего лица Frank Herbert's Dune. Главное его достоинство, пожалуй, лишь в том, что это единственный шутер по вышеозначенной вселенной. Общий уровень этой поделки крайне невысок.

Это всё. Конечно, количество не впечатляет, но, перефразируя классика, хотелось бы закончить такими словами: "Я "Дюну" прочитал бы только за то, что она подарила миру Dune 2"!

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

29 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!