Учитесь бороться с информацией, иначе вы будете ей поклоняться. |
Признаемся: Голливуд не балует компьютерную индустрию своим вниманием. Мода на хакеров уже прошла, киберпанк (за исключением "Матрицы") так и остался элитарным кино, а больше и вспомнить, вроде, нечего... Тем более удивительным лично для меня было обнаружить фильм "Antitrust", снятый студией Metro Goldwyn Mayer (режиссер Питер Хьюитт). Сам фильм 2001 года, но на русский язык его, похоже, перевели совсем недавно - по крайней мере, мне он прежде не попадался. Название русскоязычной версии фильма - "Опасная правда Microsoft". Понятно, что перевод абсолютно неточный, зато русская версия названия очень точно отражает сюжет фильма. По крайней мере, именно под таким названием я обнаружил фильм в собственной домовой сети. В продаже на DVD "Опасную правду Microsoft" я не видел ни разу, но, думаю, пожелавший отыскать - отыщет.
Судя по антуражу и репликам героев, дело происходит где-то в самом конце 90-х годов в Калифорнии. Фильм начинается с появления успешного IT-предпринимателя, миллиардера Гари Уинстона, основателя и руководителя компьютерной и телекоммуникационной корпорации NURV. Гари Уинстон похож на Билла Гейтса, как принято говорить, "до степени полного портретного сходства", а его заместитель столь же сильно напоминает Стива Баллмера. Появляющаяся в конце фильма жена Гари буквально срисована с Мелинды Гейтс, даже имя звучит похоже. Офисно-жилой городок NURV в фильме полностью повторяет аналогичный городок Microsoft в Редмонде - по крайней мере, насколько я могу судить после прочтения полудокументальной книги "Рабы Microsoft".
В начале фильма на какой-то презентации глава NURV заявляет (опять-таки, перефразируя Гейтса): "Любой ребенок, который работает в гараже в любой стране мира, может вытолкнуть нас из этого бизнеса - если у него есть хорошая идея". Дело в том, что корпорация готовится запустить по всей планете единую спутниковую сеть передачи мультимедийных данных Synapse, закрепив тем самым свою монополию. До запуска "Синапса" остается всего полтора месяца, но разработчики неожиданно столкнулись с проблемой сжатия данных. И вот главный антигерой Билл Гейтс, пардон, Гари Уинстон начинает в спешном порядке повсеместно собирать (т.е. скупать) молодые "светлые головы" - талантливых разработчиков с собственными оригинальными идеями.
В это самое время группа молодых людей - выпускников факультета информатики колледжа - обосновывается в гараже в Силиконовой долине, чтобы создать стартап и заниматься разработкой ПО с открытым кодом (в фильме акцентируется именно открытый код). Этот гараж, к слову, точная копия гаража, в котором начиналась компания Google. Главный герой, Майло, - один из этих молодых людей с горящими глазами, создающих свой стартап. Неожиданно он получает предложение лично от Гари Уинстона перейти на должность ведущего разработчика в NURV. Соблазненный большой зарплатой, дорогой машиной, собственным домом и прочими благами, наш герой оставляет друзей и уходит в корпорацию. В тот самый момент, когда Майло уже перебирается "под крылышко" Гари Уинстона, к нему приходит сотрудник Департамента юстиции и предлагает э-э-э... негласное сотрудничество. Главный герой гордо отказывается и начинает работать в рамках проекта Synapse.
Дело продвигается, но тут происходит неожиданное: друга Майло по "гаражному стартапу" Тедди неожиданно убивают - прямо в том самом гараже. Причем происходит это сразу после того, как он находит решение проблемы, над которой безуспешно бьются программисты NURV. В самом начале фильма Тедди отказался вместе с Майло идти работать в NURV, предпочтя независимость и работу с открытыми кодами. За что и поплатился...
Начав соображать, что к чему, главный герой разворачивает настоящую партизанскую деятельность в стенах Micros... пардон, NURV. И очень быстро выясняет, что "гениальный" Гари Уинстон попросту ворует перспективные разработки "гаражных", стартапов, причем поставил это дело буквально на конвейер. Более того, Уинстон готовит своего рода "информационный захват мира" при помощи Synapse. К счастью, у создателей фильма хватило ума не выдвигать этот тезис напрямую, так что фильм все-таки можно смотреть.
Майло пытается найти помощь в Департаменте юстиции, но обнаруживает, что тамошние чиновники тоже куплены вездесущим Гари Уинстоном. Герою ничего не остается, кроме как в одиночку начать плести интриги против Уинстона. Правда, старые и неожиданные новые друзья немного помогают. Ну, конечно, по ходу там еще любовная интрижка с изменами - все как положено в Голливуде. Концовка - этакий технотриллер, то есть клавиатуры вместо пистолетов и летающие телекоммуникационные спутники вместо льющейся крови.
Не знаю как у других, а у меня в какой-то момент просмотра возникло крайне мерзостное ощущение. Просто поставил себя на место главного героя, вдруг обнаружившего, что любимая девушка - на самом деле нанятый агент, который просто играет роль, и вообще кругом одни враги, шпионы и Билл Гейтс, и довериться никому нельзя, несмотря на милые улыбки окружающих и высокую зарплату. Важная тема киберпанка 90-х - раздвоение окружающего тебя мира. Вещи и люди вокруг - совсем не то, чем они кажутся. Эта тема достигла своего апофеоза в "Матрице" и "экЗиСтенЦии", но начала разрабатываться еще в "Бегущем по лезвию бритвы" и "Диких пальмах". В "Опасной правде Microsoft" тема двойственности окружающей действительности раскрыта по-простому, без спецэффектов и излишнего пафоса. Как говорится, "пошел мальчик Коля в магазин за кефиром, а там ТАКОЕ!!!".
В общем, фильм достаточно незатейливый, без спецэффектов (вообще) и слишком крутых поворотов сюжета. Обычная американская сказка: даже простой программер в одиночку может противостоять целой Microsoft, наше дело звездно-полосатое, мы победим. Один раз посмотреть можно, и даже с удовольствием, но на второй раз вас уже вряд ли потянет.
Ну разве что на последние кадры - где человек, похожий на Билла Гейтса, уже в наручниках...
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии