Устройства, которые нас удивили

На сервере белорусской электронной музыки "Электросфера" (emusic.boot.by) каждый месяц музыканты отвечают на вопрос месяца. На этот раз вопрос звучал так:

Какие программные и аналоговые средства за последний год стали для вас настоящим открытием и, возможно, изменили ваш взгляд на создание электронной музыки?

Удивительно, но ответов я получил не так много, как на предыдущий вопрос. Даже появилось ощущение, что наши электронщики за последний год вообще ничего нового не видели и не слышали. Это они такие тертые калачи или просто мало чем интересуются? Я склоняюсь ко второму варианту. Сидят по домам, клепают треки из сэмплов и ждут, когда же их гениальность заметит публика. Как можно творить новую музыку, не открывая вокруг себя ничего нового? Это риторический вопрос. Грустно. На сервере представлено свыше ста электронных белорусских коллективов, а смысл? Интересно, им самим это надо? Конечно, есть деятельные люди, которые постоянно находятся в поиске, и не только среди тех, кто все-таки ответил на вопрос. Также нашлись честные товарищи, которые признались, что просто не разбираются в вопросе, и это вполне понятно. Но остальные?

Если же говорить о моих собственных открытиях, то у меня их было несколько. Во-первых, программа Melodyne. Да, я знаю, что появилась она относительно давно, но действительно научился с ней работать только в этом году. Такой мощный и удобный инструмент для корректировки вокала должен быть у всех! Да, я считаю, что вокалисты обязаны петь чисто и ровно сами, но когда работаешь с многоголосием, то Melodyne помогает экономить время и нервы. Во-вторых, это сайты last.fm и youtube.com. Возможно, к созданию музыки этот сайт имеет опосредованное отношение, но вот к продвижению - самое прямое. Стольких контактов с интересными людьми, благодаря использованию этих сайтов, я не находил за все предыдущие годы вместе взятые.

Теперь давайте все же вернемся к ответам наших музыкантов.

 


Егор Куновский, группа Dreamlin (www.dreamlin.com) и промо-группа Electrokids (www.electrokids.org):

- К сожалению (или к счастью?), моя околомузыкальная деятельность не имела практически никакого отношения к тому, что я назвал бы "созданием электронной музыки". Точнее, какие-то звуки создавались и извлекались, но проходило это, в основном, в формате диджеинга из своих и чужих композиций с импровизированным подыгрыванием на всём, что подвернётся. Ну или с использованием аппаратуры и софта, скорее, для создания саундтрека к текущему моменту, чем для чего-то, что останется в записи. Соответственным был и набор впечатлений от программных и аппаратных решений. На самом деле никаких значительных открытий этот год не принёс, но в памяти он останется 3-й версией Traktor DJ Studio, переходом на внешние звуковые карты, а также знакомством с музыкальным софтом для Pocket PC, cd-деками с возможностью скретчинга и обширным набором midi-контроллеров.


Женя "Indra", известный организатор вечеринок и open-air мероприятий был абсолютно краток:

- Edirol R-09.

Поэтому я за него поясню. Edirol R-09 - это профессиональный диктофон с функцией MP3-плеера и сменными картами памяти. Оснащен сдвоенным стереомикрофоном, способным записывать звук с характеристикам до 24 бит и 48 кГц. Помимо этого, диктофон может кодировать записанный звук в MP3-формат с битрейтом до 320 kbps. Также имеется OLED-дисплей, на котором отображается вся информация о записи и воспроизведении звука. Диктофон Edirol R-09 может быть также использован как MP3-плеер. Для синхронизации с компьютером используется порт USB. К диктофону можно подключить внешний микрофон и наушники через стандартные 3,5-дюймовые разъемы. Чем этот прибор так поразил Женю, мне сказать сложно. Пользуясь случаем, хочу пожелать Жене скорейшего выздоровления и выхода из больницы.


Участник новополоцкого проекта The Playfellow так ответил на вопрос:

- Открытием этого года для меня стал плеер accorp. Если на него записать сигнал через его встроенный микрофон, а потом оцифровать этот сигнал, то получится красивейший distortion a-la overdrive с приятным потрескиванием на верхних частотах. А если во время записи плеер чуть подальше отнести от источника сигнала, то к distortion добавится еще и reverb room!!!


Вот ответ от участника проекта Monochrome:

- Честно говоря, я не столь искушен в новостях, но, на мой взгляд, все довольно предсказуемо и ожидаемо - появляются инструменты и плагины с более высоким качеством и большими возможностями настройки (и бОльшими требованиями к ресурсам компа), но чтобы взять и кардинально поменять сам процесс создания электро... Наверное, все же нет, хотя guitar rig 2 впечатлил.


Сергей Даймонт, проект Electrical Spirit.

- Думаю, вряд ли можно кого-либо чем-либо сильно удивить в наше время. Принципы действия большинства синтезаторов давно известны, интерфейсы новомодные изобретать тоже, видимо, нету смысла, так как люди уже привыкли к определенному стандарту. Что же касается приятного вообще, то мне лично из того, что я в последнее время пробовал, понравился программный синтезатор Rapture как приятным интерфейсом, так и небольшими возможностями. Также приятно удивила своим внешним видом и обновленным звучанием новая версия старого синта Pentagon. Еще интересным показался синтезатор с богатейшими возможностями Cameleon 5000. Из новых версий программ-секвенсоров отмечу SONAR6.


Наш старый знакомый, Тима Крамской, проект Sex Drive.

- Настоящее открытие этого года началось с осознания того, что вдохновение любит настигать меня в самых странных местах, в том числе и на работе. Таскать с собой повсеместно синтезатор - занятие полезное разве что с точки зрения физического развития. Даже вполне компактный и абсолютно универсальный Nord Modular весит примерно 7 килограммов, что нисколько не способствует вечерним романтическим прогулкам после работы. Поэтому мною было принято решение поближе ознакомиться с рынком программных синтезаторов, сложившимся к 2006 году. Со свойственной мне безалаберностью я выпросил у авторитетных людей список самых модных синтезаторов, но проверять стал только первые два номера (терпеть не могу безграничные возможности и миллионы рукоятей - они рассеивают творческую мысль). Первыми двумя номерами оказались: rgc:audio z3ta+ и Arturia CS-80V. Скажу честно, это могли быть абсолютно другие синтезаторы, но попались именно эти. И с их освоения, каковое вместе с постижением нюансов заняло примерно месяц, началось настоящее открытие.

Я понял, что современное звучание, каким бы оно ни было - аналоговым, цифровым или вообще каким-нибудь трекерным, достигается только с помощью современных инструментов. Невозможно воссоздать нюансы звука 2006 года на синтезаторе десятилетней давности. Безусловно, звучать он будет похоже, даже, возможно, красочнее или жирнее, но звуковая палитра, созданная с его помощью, все равно будет носить несколько старомодный оттенок. Если аранжировщик добивается этого специально - замечательно, но если нет, то с проблемой старомодности придется сражаться отдельно. Особенно непросто бывает обладателям "сетапа", собранного из сравнительно дешевых и устаревших приборов первой половины 90-х годов. Я сам был одним из них, поэтому знаю, о чем говорю. Попытки получить ультрасовременный звук на базе приборов, актуальных во времена 2Unlimited, могут увенчаться успехом лишь у очень знающего звукорежиссера или аранжировщика. Но они, как правило, используют старый аппарат лишь там, где это действительно нужно - для придания особого оттенка. Никак не повсеместно.

Сделав это открытие, я произвел революцию в собственном аранжировочном процессе. Я полностью отказался от использования бессменного Nord Modular и перешел на программные синтезаторы. Конечно, что-то я потерял, но что-то совершенно точно приобрел. И теперь, по прошествии года, проведенного в софтовом лагере, я начал присматриваться к Nord Lead III... Но это уже совсем другая история.

Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
emusic.boot.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2006 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!