СЭД на "Бухучет. Аудит. Бизнес-софт"

СЭД - аббревиатура программных средств "система электронного документооборота".

"Бухучет. Аудит. Бизнес-софт" - название единственной в Беларуси специализированной выставки бухгалтерских и аудиторских услуг. Третья по счету выставка проходила в Минске с 1 по 3 марта. Одним из ее важнейших направлений является демонстрация разработок программного обеспечения бухгалтерского учета, экономических расчетов и управления предприятием. В разделе программных средств на выставке собирается самое большое число экспонентов. Этот сектор разработок очень специализирован, рассчитан на профессиональную аудиторию. Посещение выставки производило впечатление, что рынок таких программных продуктов полностью насыщен. Все ключевые разновидности софта автоматизации учета имеют группу своих явных лидеров, то есть поделены. Соответственно, подход в маркетинге должен быть нестандартным. Только яркие стенды и красивая реклама не убедят ни ответственных профессионалов-пользователей, ни администраторов отделов компьютерной автоматизации предприятий. Понятно, что представить полные возможности информационных продуктов, которые не возьмешь в руки и не осмотришь как оборудование, довольно непросто. Еще сложнее демонстрировать и доводить до потенциальных заказчиков предлагаемые услуги, грамотно и аргументированно излагать их суть. Выражу частное мнение, что не все компании на выставке справились с этим.

Хорошую техническую презентацию и компетентный структурный подход в изложении показало ЗАО "Б Софт Лаборатория". Тактика упора на демонстрационный семинар, а не на стендовую работу в представлении рынка СЭД позволили системно понять текущую ситуацию с программными продуктами для организации электронного документооборота и управления.

В настоящее время СЭД, предлагаемые на нашем рынке, можно разделить на три разновидности. Это дорогостоящие западные разработки уровня ERP; самостоятельно написанные небольшими отечественными компаниями системы для узких задач конкретного предприятия и впоследствии адаптированные как универсальные; разработки известных в СНГ и признанных в мире софтверных фирм типа СЭД "Дело", имеющие среднюю стоимость и учитывающие особенности документооборота на отечественных предприятиях. По типу внедрения, как и все программное обеспечение, СЭД делятся на коробочные продукты и системы заказной разработки. Сейчас в СНГ 50% всего электронного документооборота приходится на систему "Дело". При обращении к интегратору СЭД "Дело" - как типовое решение - будет предложено для подавляющего большинства запросов. Этот коробочный продукт оптимален при стандартных задачах документооборота в 95% случаев для типовых структур отечественных организаций. Отличительная направленность системы - во внедрении не только электронного документооборота, но и организации эффективного контроля за движением и исполнением остающегося "бумажного". Изначально лучше сразу говорить о ведении "бумажно-электронного" документооборота и возможности использования технологии электронной цифровой подписи. СЭД "Дело" поддерживает автоматизацию работы с документами в организациях любого размера, использующих от единиц до тысяч рабочих мест. Система интегрируется с широко применяемыми технологическими платформами (MS Windows, Oracle, MS Office, MS SQL) и имеет поддержку поточного сканирования, web-доступа, электронного шифрования. "Дело" поддерживает полный жизненный цикл документа в организации - от создания проекта до списания в дело и передачи в архив. Большое преимущество системы в том, что это тиражируемый продукт. То есть может быть установлен и настроен заказчиком самостоятельно (либо при поддержке со стороны интеграторов) для решения задачи автоматизации делопроизводства "под ключ". Ряд регионов в России выбрали "Дело" как основу построения единой системы документооборота всех органов власти.

Конечно же, бывают нестандартные ситуации. Например, когда на предприятии наработана своя электронная база данных документов и стоит задача внедрения масштабной СЭД. Тут уже должен поработать интегратор для построения автоматизированной системы под заказчика и речь, естественно, уже не идет о "коробочной версии".

Что касается первой разновидности всемирно признанных брэндов СЭД, то, в первую очередь, речь идет о платформе Documentum. Это наиболее известная система документооборота в мире. Имея определение "платформа", Documentum с успехом применяется для решения задач самого сложного специализированного документооборота. Специалисты говорят, что это скорее конструктор, из которого можно слепить что угодно. Используется для построения систем бизнес-анализа, экономической статистики, интеграции с САПР, кадрового учета, закупок и всех других управляемых секторов предприятия, интегрируемых друг с другом. Построенные в итоге системы поддерживаются не только стандартными рабочими станциями, но и всевозможными мобильными устройствами - планшетами, наладонниками, смартфонами.

Ну, и все указывает на то, что достаточное количество отечественных разработчиков софта возьмется за индивидуальную заказную разработку СЭД, если такая необходимость у белорусских предприятий и организаций появится. Но для этого нужны формализованные задачи и квалифицированные консультанты.

А вот выбор СЭД, действительно подходящей для нужд автоматизации в конкретном случае, оказывается непростым проектом. У интеграторов даже разработана для заказчиков законченная методология последовательности формализации технического задания на СЭД. Первым пунктом в перечне идет формулирование требований к системе документооборота в принципе. И уже здесь без помощи разработчика или интегратора не обойтись. То есть обычно, даже на этапе, предшествующем подготовке технического задания, заказчику желательно работать в тесном контакте с исполнителем. Это гарантия последующего ввода в эксплуатацию СЭД, полностью удовлетворяющей решению задач предприятия и беспроблемно поддерживающей дальнейшее развитие компьютерной автоматизации.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

11 за 2006 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!