(Начало в №30)
Описанные в прошлом номере печатные материалы никак нельзя назвать обычными, но теперь мы перейдем к носителям совсем уж экзотическим. Например, знаете ли вы, уважаемые читатели, что на струйном принтере можно печатать декоративные магниты? Да, существует и такой материал - Magnetic paper. Представляет он из себя подложку с магнитной крошкой, поверх которой нанесен стандартный слой для струйной печати. Толщина материала составляет от 0,4 до 1,5 мм, и его легко можно резать острым ножом или ножницами. А покрытие позволяет распечатывать картинки фотографического качества. В результате мы получаем возможность делать магниты любой формы и абсолютно любого графического содержания. Из магнитной бумаги можно делать сувенирные магниты на холодильник и любой другой металлический предмет (например, на любимый компьютер). Можно делать фишки для магнитных игр (поле тоже можно распечатать на магнитной бумаге) или магнитные головоломки. Можно делать сувенирные магнитные визитки или, например, метки для металлических контейнеров. В общем, как и с большинством нестандартных материалов, применение ограничено только вашей фантазией. Кстати, одно из оригинальных применений магнитной бумаги - магнитные куклы. Помните, в детских журналах печатались такие куклы и комплекты одежды для них - причем одежда крепилась к кукле бумажными клапанами. С магнитной бумагой все намного проще - она сама прилипнет куда надо.
Еще один интересный материал - термоусадочная пленка. Если вам приходилось работать с электроникой, вы должны знать такое гениальное изобретение человечества, как термоусадочный кембрик. Термоусадочная пленка - это, в общем, то же самое. Прозрачный или матовый лист тонкого материала (0,2-0,3 мм) при нагревании в 4-5 раз уменьшается в размерах, но зато становится в 8-9 раз толще. Соответственно, из большой картинки на листе получается миниатюрная картинка на довольно толстой пластиковой пластинке. Отличный материал для изготовления красочных брелоков, бирок, фишек или, скажем, декораций для кукольного домика. Опять же, можно делать из него оригинальные красочные украшения или мелкие детали для моделей.
Следующий экзотический материал - дерево. В общем то, все логично, если можно печатать на бумаге или ткани, то почему бы не печатать на дереве. Правда, доску в обычный принтер не засунешь, зато можно печатать на специальном тонком (толщина листа примерно 0,5 мм) шпоне. Материал называется Inkjet Veneer и представляет собой тонкие деревянные пластины, обработанные специальным составом для струйной печати. Материал хорошо держит краску (и водорастворимые, и пигментные чернила), а для защиты отпечатанной картинки покрывается сверху лаком. Использовать можно как угодно - от создания дизайнерской фотомебели до имитации ценных пород дерева при помощи высоких технологий (сам шпон изготовлен из клена, но никто не мешает раскрасить его при помощи принтера под мореный дуб или красное дерево, была бы только готовая текстура полиграфического качества).
Выше, по большей части, были описаны материалы натуральные или, по крайней мере, имеющие натуральную основу (потому что многослойное покрытие для струйной печати натуральным назвать никак нельзя). А теперь перейдем к чистой синтетике - к пластиковым пленкам. Это второй после бумаг большой класс материалов для струйной печати. Самая, пожалуй, привычная пленка - это обычные "прозрачки" для презентаций. Помню, насколько легче было готовиться к защите диплома, когда выяснилось, что вместо рулона плакатов можно обойтись демонстрацией иллюстраций на кодоскопе. Впрочем, сейчас, в эпоху повсеместных цифровых проекторов, кодоскоп и прозрачки уже не так актуальны. Впрочем, на такой пленке можно печатать не только простую презентационную графику, но и изображения фотографического качества. Так что вполне можно считать ее альтернативой классическим слайдам. Надо заметить, что обычно для лазерных и струйных принтеров используются разные пленки и менять одну на другую строго противопоказано. Но в последнее время начали появляться универсальные термостойкие пленки, одна сторона которых предназначена для лазерных принтеров, а другая - для струйных. Так сказать, два-в-одном. Кстати, пленки эти бывают не только прозрачные, но и матовые или разноцветные. При желании можно использовать их даже в качестве временных витражей. В общем, выбор вариантов очень широк.
Многое зависит от материала, из которого изготовлена пленка. Полиэстеровые пленки предназначены для использования в помещениях, а вот виниловые - для наружного применения (отпечатки на них получаются водостойкими, да и сама пленка лучше переносит тяготы жизни на улице). Тут, опять же, открывается масса возможных вариантов использования - начиная с объявлений, афиш или рекламы и заканчивая разрисовыванием автомобилей во все цвета радуги и печатью дурацких надписей на бамперах.
Кстати, кроме прозрачных и непрозрачных пленок, производители уже давно освоили пленки экзотические. Например, существует пленка с голографической подложкой, пленки с блестками, золотые и серебряные пленки. Последние по виду напоминают тонкую металлическую фольгу и могут, к примеру, использоваться для имитации бронзовых, латунных или стальных табличек. Голографическая пленка очень хорошо подойдет для броского объявления или в качестве защиты от подделки пригласительного билета.
Отдельная большая тема - это самоклеящиеся материалы. Большая потому, что практически любой из вышеописанных носителей можно снабдить клеящейся основой - и перед вами уже совершенно другой материал с другими возможностями. За основу можно взять пленку или бумагу, а клейкая подложка может обеспечивать прочное одноразовое наклеивание или возможность переклейки. Отдельный вид самоклеящихся пленочных материалов Static Cling вообще не использует клея и держится на поверхности исключительно за счет статического электричества. Отлично подходит, например, для временных объявлений, которые можно на пару часов или дней поместить на окно, а потом легко снять. А что получится, если лист с самоклеющейся бумагой предварительно разрезать? Правильно, получатся стандартные клеящиеся метки, которые не придется даже вырезать - напечатал, снял с подложки и приклеил на нужное место. Вариантов, опять же, масса - от адресных табличек на конверты до полноцветной полиграфии на компакт-диски. Или вот интересная идея - стандартный лист A4 самоклеющейся фотобумаги, поделенный, опять же, на стандартные дольки 9x12 или 10x15. Напечатал лист фотографий, оторвал дольки и наклеил в фотоальбом. Вроде бы, ничего особенно нового, но удобно. Все это разнообразие описать просто невозможно. Да и смысла особого в этом нет - проще взять каталог производителя и выбрать нужный носитель, благо, теперь мы уже хотя бы знаем, какие они вообще бывают. Зайдите, например, на сайт www.inkjetart.com просто чтобы оценить все разнообразие предложений.
Ну и в заключение несколько полезных советов в общем. Как я уже говорил вначале, основные тонкости качественной струйной печати заключаются в правильном подборе бумаги, чернил, принтера и настроек принтера. Продавая оригинальные расходники, производитель всегда напирает на то, что "наши чернила специально сделаны для нашего принтера, а наша бумага специально сделана для наших чернил". Ну а драйвер принтера специально написан, чтобы печатать "на нашем принтере, нашими чернилами по нашей же бумаге". Производители универсальных фотобумаг в последние годы успешно доказывают, что для аналогичного по качеству результата бумага не обязательно должна быть фирменной - достаточно просто совместимости. Но таблицы совместимости при этом давать не забывают - какой тип для каких принтеров. Какие бумаги лучше для обычных чернил, какие для пигментных. ICC профили опять же выкладывают, чтобы качество действительно было качественным. К чему я опять об этом вспомнил? Потому что оригинальные производители в лучшем случае выпускают широкий ассортимент фотобумаги как самой востребованной. Практически все нестандартные носители делаются именно сторонними фирмами-универсалами. Поэтому перед покупкой всегда надо четко знать, подходит ли данный конкретный носитель к вашему вполне конкретному печатающему агрегату. Для каких чернил предназначен, с каким разрешением его надо печатать, есть ли соответствующий профиль и инструкция по настройке драйвера, да и вообще по процессу печати. Если этого не сделать, то результат будет не то чтобы совсем никакой, но, скорее всего, он будет не таким, как вы ожидали.
Перед покупкой партии носителей (назвать все вышеописанное многообразие просто бумагой язык не поворачивается) имеет смысл заказать набор тестовых образцов (если компания, скажем, делает разные Fine Art бумаги, то вполне возможно, что вам пришлют по листку каждого вида на пробу). Это, скорее всего, будет не бесплатно, но учтите, что лист специальной бумаги обычно в несколько раз дороже стандартной, которая в свою очередь, все еще заметно дороже обычной офисной.
И учтите, что большинство нестандартных носителей достаточно толстые, так что убедитесь, что принтер умеет работать с таким материалом. А в остальном - полная свобода. Нестандартные носители потому и нестандартные, что использовать их порой можно самым неожиданным образом. Тут уже все зависит только от фантазии.
Константин АФАНАСЬЕВ
Консультации и образцы материалов были любезно предоставлены минитипографией компании "Белхард".
Горячие темы