Бинардик - счеты для логики

Пока искусственный интеллект - мечта, постараемся не утратить естественный.

На редкость остроумное и эффективное изобретение, созданное еще в 60-х, до сих пор не обрело достойной популярности, но, к счастью, сохранило первоначальный потенциал - как в плане развития интеллекта пользователей, так и в плане возможных выгод его промышленного производства.

Представьте плоскую коробочку с 16 квадратными окошками на передней панели и скользящими рукоятками с четырех сторон коробочки. Каждая комбинация из двух положений рукояток открывает одно определенное окошко из 16, которое соответствует двоичному четырехразрядному числу. Внутрь вкладывается сменная карточка с 16 изображениями и текстами. Или чистый лист бумаги, который заполняется карандашом при определенных положениях рукояток.

По своей механической структуре устройство не менее привлекательно, чем кубик Рубика или игра "15" Лойда, а по заложенному информационному потенциалу это вариант интерактивной книги и ...тетради. Авторское название устройства - "бинардик" (лат. binarius - двойной).*

Так как каждому окошку соответствует двоичное четырехразрядное число, бинардик прежде всего является инструментом для начального обучения двоичной системе счисления и формальной логике.

Он также может работать как элементарная экспертная система, делающая 4 запроса, которые позволяют выйти на один из 16 предполагаемых ответов.

Все клавиши переводятся в положение "0". В открывшемся окошке мы видим вопросы под номерами 0, 1, 2, 3 (в соответствии с названиями клавиш нулевой, первой, второй, третьей).

Отвечая по порядку на предложенные вопросы отрицательно, клавиши не переключаются и остаются в положении "0". Положительный ответ требует переключения нужной клавиши в положение "1".

Когда все вопросы будут исчерпаны, в последнем открытом окошке мы прочтём правильный ответ.

Вообще говоря, имеет значение не порядок ответов на вопросы во времени, а соответствие номеров вопроса и двоичного переключателя. Так бинардик "предлагает" пользователю задумать, например, животное из предложенного перечня, а, затем его, разумеется, успешно "угадывает".

Очевидно, содержание вкладной карточки может быть любым - тест, игра, даже астрологический прогноз. Возможность при этом составлять карточки собственного сочинения, которые в наиболее обобщенном смысле представляют собой программы на естественном языке - одна из наиболее интересных особенностей устройства.

Автор изобретения Федосеев Р.Ю. располагает подробными отчетами об успешном использовании бинардика в начальной школе. Их, а также методические разработки, можно найти в интернете: ro.agava.ru/aia/aiaindex.html.

Такая игра вполне может быть запрограммирована для обычного компьютера и иметь успех, но особенно привлекателен предельно дешевый и предельно автономный механический вариант, который не требует даже батарейки.

Устройство бинардика ясно из рисунка.

Каждая из цветных рукояток соединена с непрозрачными пластинками. Красная и желтая рукоятки - со сплошными прямоугольниками 2х4 квадрата, синяя и зеленая образуют П-образные фигуры каждая с парой узких прямоугольников 1х4. Пластинки вставлены в прорези, так что каждая может быть сдвинута в положение, соответствующее нулю или единице. Каждой комбинации позиций соответствует определенное положение квадратного окошка, не закрытого пластинками.

Приложив некоторые усилия, можно сделать вполне работоспособную, хотя и не очень удобную и долговечную, модель из картона.

Как устройство и промышленный образец, бинардик защищен многочисленными патентами.

Создается впечатление, что это остроумная игрушка для детей - и только. Однако в основе устройства лежит своеобразная и глубокая концепция разбиения прямоугольника на ячейки, каждая из которых соответствует одному из значений дискретной многомерной переменной. Ее авторское название - МСКФ - "многомерная система координат Федосеева". Бинардик представляет собой воплощение четырехмерной переменной, каждая компонента которой принимает по 2 значения.

К сожалению, сайты, в том числе чат и форум (narod.yandex.ru/userforum/?owner=deshnovosti) незаслуженно мало посещаемы. Причина очень проста - на них практически нет ссылок с других сайтов - система пока замкнута на себя.

Думаю, читатели "КВ" скоро устранят эту несправедливость.

Р. В. РАДШУН

* выделенное курсивом цитируется по текстам Р.Ю. Федосеева.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 2004 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Федосеев Роберт Юрьевич
Дорогой Р.В. Радшун!

(Извините, не знаю имени и отчества)

Огромное спасибо Вам за чёткую и ясную статью. Прекрасный язык и стиль. Завидую.

Хотелось бы с вами подружиться или просто посотрудничать. Напишите, пожалуйста мне.

В принципе есть возможность написать несколько книг, который будут востребованы и уже востребованы. У меня есть заказы.

Спасибо

Изобретатель бинардика и др. дешкомпьютеров

Федосеев Роберт Юрьевич