Художественная аэросъемка
Раньше аэросъемка не считалась видом фотоискусства. Даже сейчас словосочетание "художественная аэросъемка" выглядит несколько нелепо. Действительно, откуда можно осуществлять такую "художественную" съемку? Фотографировать из самолета практически невозможно из-за высокой скорости, а разнообразные индивидуальные летательные аппараты (параплан, парашют, дельтаплан и т.д.) совсем не приспособлены для работы с фотоаппаратом. Исключение составляют космонавты, которые фотографируют очень много, в том числе на собственные фотоаппараты. Снимки получаются чрезвычайно красивые, но им суждено вечно храниться в семейных альбомах, потому что кадры с орбиты похожи друг на друга. Для произведений искусства это, конечно, непозволительно. И все-таки художественная аэросъемка существует и даже процветает!
Удивительно, но сейчас тысячи людей со всего мира разделяют оригинальное хобби: фотографирование с воздушного змея, к которому прикреплена камера. Благодаря интернету это увлечение (Kite Aerial Photography или КАП) стремительно заразило многих людей. Образована Всемирная ассоциация KAPWA в Германии, недавно в США состоялся крупный фестиваль "фотографов-змеевиков", а в Сети постоянно появляется множество новых сайтов с уникальными фотографиями, справочной информацией, историческими ссылками, техническими подробностями конструирования змеев и вариантов автоматизации работы фотоаппарата. На одном из лучших сайтов этой тематики (портал www.dolphinazur.nl/kapnet/open.html) представлены сотни ссылок на сайты других фанатов КАП, на сайты соревнований, галереи лучших фотографий. Огромный список ресурсов, посвященных КАП, находится на странице www.fortunecity.com/marina/nelson/479/LinkKAP_R.html. Дошло до того, что появились даже поисковые сайты для поиска страниц любителей съемки с воздушных змеев (kap.kitez.com). Движение КАП приобрело поистине массовый характер.
Немного истории
Воздушные змеи получили широкую известность в 90-х годах XIX века. В то время они стали широко использоваться как транспорт для поднятия грузов, строительных материалов и даже людей. В США один за другим выдавались патенты, например, на морские спасательные приспособления, специфические транспортные средства, системы для разгона и запуска мини-самолетов и вагонеток и т.д. 90-е годы стали золотым веком" для воздушных змеев. Эксперименты продолжались, а принцип подъемной силы, возникающей от фронтального воздушного потока, получил признание и логически привел изобретателей от воздушных змеев к планерам, а от планеров - к самолетам. После такого научно-технического прогресса воздушные змеи отправились на свалку истории и превратились в игрушку для детей. Однако уже тогда, в конце XIX века, начались первые эксперименты по фотографированию с воздушного змея. Впервые такие опыты провел француз Артур Батут. 13 февраля 1889 года он с воздушного шара сфотографировал собственный дом. Этот снимок великолепно получился и был опубликован в журнале "La Nature" 23 марта 1889 года. Оригинал фотографии сохранился до наших дней и находится в Музее Батута. Именно Артур Батут является основателем уникального жанра фотоискусства, который спустя 100 лет приобрел множество поклонников во всех уголках земного шара. Француз не бросил оригинальное занятие и в 1890 году написал свою знаменитую книгу "La Photographie Aerienne Par Cerf-Volant" - первый учебник по КАП.
Сейчас фотосъемка с воздушного змея применяется не только любителями для развлечения, но и в профессиональных целях: для геологической, археологической фотосъемки, документирования процессов эрозии в труднодоступных горных районах, в топографии, архитектуре, океанографии, сельском хозяйстве, а также имеет различные применения в области защиты и изучения окружающей среды. Например, в 1997 году с помощью КАП ученые смогли задокументировать поведение колонии пингвинов в естественных условиях. О различных применениях КАП можно узнать на www.geospectra.net/kite/applic/applic.htm.
"Змеиные" проблемы
Подробная пошаговая инструкция по изготовлению примитивного воздушного змея находится на странице education.ssc.nasa.gov/kap/kap.htm. Обратите внимание: инструкция располагается не на каком-нибудь любительском сайте, а на самом что ни на есть официальном сервере НАСА. Правда, в детском разделе. Основные особенности производства: особая конструкция воздушного змея, надежный крепеж фотоаппарата, таймер. Последний аспект представляется самым проблемным. Конечно, начинающим фотографам легче всего: можно использовать автоспуск фотоаппарата (обычно от 10 до 60 с), после чего запустить змея. Или можно взять фотоаппарат с разъемом для дистанционного спуска затвора и найти кабель длиной несколько метров, чего хватит, чтобы сделать семейное фото на пляже с очень необычного ракурса. Но все это - лишь частичное, предназначенное исключительно для любителей решение проблемы. Чтобы запустить воздушного змея метров на 100, да еще в долгое путешествие со множеством снимков, инструкции НАСА для детей будет явно недостаточно.
Установка таймера - одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются все новички КАП. Выпуск механических таймеров для аналоговых камер прекращен. Однако в США все-таки можно достать эти раритетные приспособления фирмы KSB. Они продаются в магазинах для любителей авиамоделирования по цене от $25 до $32. Есть и другие варианты. Дополнительная информация - на страницах arch.ced.berkeley.edu/kap/equip/lowcost.html и arch.ced.berkeley.edu/kap/equip/equip.html.
Среди прочих вариантов удаленного контроля - радиопередатчик, аналогичный тем, которые применяются в авиа- и судомоделировании. Однако в КАП есть своя вполне очевидная специфика - ограничение на вес змея. Чем меньше вес, тем лучше. А в случае со стандартным радиопередатчиком придется загружать на змей сам приемник, один или несколько моторов и комплект аккумуляторов.
Еще один вариант - самостоятельно усовершенствовать автоспуск фотоаппарата, чтобы получить возможность задавать автоматически интервал между кадрами: например, 1, 10 или 30 минут. Такой вариант уже намного лучше, хотя слишком трудоемок. Однако в начале 90-х многие любители самостоятельно вскрывали корпус фотоаппарата, подсоединяли провода к контактам спуска затвора и мастерили примитивный механический таймер или приспосабливали электронный. Некоторые заказывали такую операцию у фирмы-производителя.
Лучше всего использовать специальные устройства, подсоединяемые к гнезду для кабеля дистанционного управления - так называемые интервалометры. Этот вариант почти не утяжеляет воздушного змея, а фотографу остается лишь ходить с летательным аппаратом по местности, разыскивая самые красивые планы для съемки.
Кроме того, в последнее время появились видеокамеры (XCam2 и др.), которые способны транслировать видеопоток на расстоянии. Они пока считаются экзотикой и их трудно найти в магазине, но когда такие видеокамеры получат массовое распространение, это будет настоящая революция в технике любительской аэросъемки.
Автоспуск - не единственная проблема любителей КАП. Среди прочих неприятностей - неприятная вибрация корпуса воздушного змея, плохая управляемость (нужно долго тренироваться), некорректная работа автофокуса и т.д. Дополнительная проблема - безопасность воздушного змея, ведь нить может легко порваться, змей может улететь или столкнуться с другим воздушным телом или с архитектурным сооружением. Неудивительно, что Американская ассоциация змеевиков (American Kitefliers Association) предлагает своим членам застраховать воздушного змея. Страховка стоит $20 в год.
Цифровые камеры
Появление цифровых фотокамер значительно облегчило жизнь любителям аэросъемки с воздушных змеев. Во-первых, это хобби теперь стало значительно дешевле. Ведь пленочная камера с разъемом для дистанционного спуска затвора стоила не очень мало, а проявка пленки и печать фотографий и их сканирование для обработки на компьютере (для удаления теней и т.д.) тоже выливались в крупную сумму. Теперь же минимальная стоимость хобби равняется приблизительно $20. Сюда входит воздушный змей ($2) и самая дешевая цифровая камера (немного модифицированная), например, Aiptek Pencam с КМОП-сенсором на 352x288 пикселов. Бывший в употреблении аппарат можно купить примерно за $15-20. Он очень удобен для КАП, потому что чрезвычайно маленький и легкий. И хотя у Aiptek Pencam нет режима "интервалометра" (хотя у некоторых, более дорогих, цифровых камер есть режим съемки через заданные промежутки времени), но такое приспособление из пяти радиокомпонентов не очень сложно спаять.
Схема на странице одного фотолюбителя демонстрирует, как именно устроен самодельный автотаймер для Aiptek Pencam, делающий снимки каждые пять секунд. Он разобрал примитивную камеру, сделал несложное приспособление и припаял его к контакту спуска затвора.
Здесь же находится список радиодеталей, которые используются в этой схеме, а также подробное описание процесса сборки (www.gentles.milestonenet.co.uk/KAP/Pencam/pencam.htm).
Еще выше в небо
Некоторых любителей аэрофотосъемки не удовлетворяют воздушные змеи. Ведь они не могут подняться на очень большую высоту. Применив огромные усилия, можно сделать фотографии с высоты километр-полтора, но это абсолютный максимум. Выше змей не залетает. Зато подняться в стратосферу легко может воздушный шар! Тогда с огромной высоты уже не будет виден родной дом, да и родной город почти поместится в пространстве 352x288 пикселов.
Прикрепить камеру к одноразовому воздушному шару и запустить его в небо - экстремальная разновидность аэрофотосъемки, однако в мире насчитывается немало людей, которые увлекаются именно такой съемкой. Например, команда американских ученых периодически запускает воздушные шары. В отчете о последнем полете "Наутилус" (balloons.space.edu/habp/project_4) сообщается, что рекорд высоты, установленный этой же командой год назад, побить не удалось. Он остался на уровне 26 тысяч 22 метра. Точное значение высоты удалось вычислить с помощью измерения искривления линии горизонта на последней фотографии, которую сделала камера перед падением. Ясно, что падение было долгим... Теперь понятно, зачем любители этой разновидности аэрофотосъемки всегда прикрепляют к аппарату парашют и радиопередатчик, чтобы потом найти его. В последний раз фотоаппарат нашли в далеком штате Миннесота, за сотни километров от места запуска.
Кстати, фотографии с последнего запуска выглядят очень эффектно. В этот раз на воздушном шаре были установлены две камеры: одна, направленная вертикально вниз, а вторая - параллельно поверхности земле. Снимки делались каждые две минуты, так что на итоговых фотографиях можно наблюдать, как наша планета постепенно удаляется, а горизонт превращается из прямой линии в кривую. Постепенно небо становится все темнее, а Земля начинает светиться - значит, шар уже залетел в космос. Фотографии полета "Наутилуса" выложены на странице balloons.space.edu/habp/project_4/airphotos.html.
Фотогалереи:
arch.ced.berkeley.edu/kap/gallery/gallery.html
home.adelphia.net/~dougwhitman/kapgallery.html
www.rtpnet.org/robroy/KAP/Photos
www.geospectra.net/kite/gallery/gallery.htm
home.rochester.rr.com/srinz/kapgallery.html
Анатолий АЛИЗАР
Горячие темы