В прошлом номере я обещал рассказать, как при помощи эксповилки увеличить динамический диапазон снимка. Ну раз обещал, значит, рассказываю. Но сначала пару слов о том, что такое динамический диапазон. Динамический диапазон (или, что более привычно для фотографов, фотографическая широта) характеризует возможность камеры выделять детали в тени и на свету. Если обозначить минимальный уровень освещенности, при котором камера еще "видит" детали в тени как A, а максимальный уровень освещенности с еще видимыми деталями на свету как B, то отношение A/B как раз и будет численным выражением динамического диапазона. В принципе, это определение динамического диапазона для цифровой камеры аналогично определению для сканеров (см. "КВ" №3 за этот год). Но в фотографии принято выражать эту величину в стопах (то есть в изменениях экспозиции в два раза). Для цифровых камер динамический диапазон составляет, в среднем, порядка 8 стопов (это меньше, чем у негативной пленки, но больше, чем у отпечатков, которые с нее делают). Причем он имеет тенденцию уменьшаться с увеличением чувствительности матрицы (что совершенно понятно, поскольку при этом возрастают шумы, определяющие нижнюю границу динамического диапазона). Будем считать, что на этом знакомство с динамическим диапазоном закончено, и перейдем к намного более интересному вопросу - как его расширить.
Итак, понятно, что на один кадр больше 7-8 стопов не лезет совершенно. Соответственно, если композиция имеет большой контраст, то мы потеряем либо детали на свету, либо в тени. Но тут можно воспользоваться одной хитростью. Ведь мы можем снять не один, а несколько кадров с разными экспозициями. Если затем свести эти кадры в одну картинку, то ее общий динамический диапазон возрастет. Вот тут как раз очень удобно воспользоваться функцией эксповилки - ведь она позволяет автоматически снять один и тот же кадр с разными значениями экспозиции (если камера не поддерживает функцию эксповилки - не беда, можно воспользоваться экспокоррекией, которая имеется практически у всех цифровых камер). Единственное требование к композиции - она должна быть статична, иначе вы просто получите последовательность разных кадров. По этой же причине очень желательно фотографировать со штатива (вспышку при этом рекомендуется отключить).
Итак, в результате мы получаем три снимка - нормальный, недодержанный (экспокоррекция, в зависимости от камеры, -2 или -1.5 EV, содержит информацию о пересвеченных на основном кадре деталях) и передержанный (экспокоррекция +2EV дополняет детали в тени).
Снимок -2 EV | Снимок без коррекции | Снимок +2 EV | Итоговый снимок |
Теперь у нас есть все необходимые детали сцены, остается объединить отдельные кадры в Photoshop или другом графическом редакторе. Сначала проработаем тени - загрузим в Photoshop нормальный и передержанный кадры. Включаем режим наложения этих двух картинок, причем передержанный кадр должен находиться под нормальным. Режим смешивания для нормального слоя ставим как Screen (кроме этого, никаких изменений в нормальный кадр вносить не надо). Теперь переходим к передержанному снимку. Вызываем для него функцию Curves и редактируем кривую передачи так, чтобы картинка занимала примерно нижнюю треть исходного диапазона. В результате получается кадр с хорошо различимыми деталями в тени. Остается проделать то же самое с пересвеченной областью.
Загружаем недодержанный кадр и накладываем его поверх уже скомбинированных передержанного и нормального. Режим наложения для нового слоя выставляем как Multiply. Осталось проделать с этим кадром процедуру редактирования Curves. Только теперь отредактированный тоновый диапазон должен занимать верхнюю треть исходного.
А теперь посмотрим на получившуюся картинку - на ней видны дополнительные детали и в тени, и на свету. Общий динамический диапазон кадра увеличился на два стопа сверху и снизу. То есть, если мы использовали экспокоррекцию на 2 EV в обе стороны, то получим 4 дополнительных стопа. Если считать динамический диапазон камеры равным восьми стопам, то расширение получилось в целых полтора раза - до суммарных 12 стопов. А это значительно больше, чем у любой пленки.
Надо сказать, что приведенная выше техника image blending (именно так это называется) самая простая, но далеко не единственная. Существуют более сложные и продвинутые методы. Например, с частичным маскированием изображения, чтобы добавлять детали только там, где они пропадают на исходном изображении. Естественно, что все вышеописанное можно проделать и для двух кадров - curves при этом редактируются немного по-другому, но суть остается той же. Можно даже найти в интернете готовые actions для Photoshop, которые полностью автоматизируют вышеописанную процедуру. Но это уже детали. Познакомиться с другими техниками Image blending можно на следующих сайтах:
luminous-landscape.com/tutorials/digital-blending.shtml
www.fredmiranda.com/DRI/index.html
Константин АФАНАСЬЕВ