Программа ВААЛ, о которой рассказывается в этом номере, представляет собой уникальное в своем роде средство для анализа текстов. Идея создать такую систему, а также программный код принадлежит Владимиру Шалаку (см. рубрику "Кто есть кто"), но окончательно доработать программу помог Михаил Дымшиц, внедрив в нее некоторые элементы НЛП. Поскольку сама тема нейро-лингвистического программирования показалась мне довольно интересной, я попросил Михаила ответить на несколько моих вопросов.
Михаил, что же такое НЛП?
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) - довольно жестко структурированная система моделей описания субъективного опыта людей и, в одном из применений, влияния на них. Есть несколько людей, претендующих на основание НЛП (наиболее признанными являются Бэндлер и Гриндлер), но в любом случае первые принципы, известные сейчас как НЛП, были сведены вместе в середине 70-х годов. Возникло оно как попытка описать опыт успешных коммуникаторов с помощью методов порождающей грамматики. Было такое популярное направление в лингвистике, которое считало (пересказываю в значительном упрощении), что слов как таковых нет, а есть некие "глубинные структуры", которые по определенным правилам под воздействием семантических условий коммуникации перерабатываются в "поверхностные структуры", которые имеют фонетические (то есть звучащие) эквиваленты - слова. Эта модель возникла на 20 лет раньше НЛП, в конце 50-х годов, и связана с именем Н. Хомского. С ее помощью пытались решить множество проблем, в том числе машинного перевода и семантического анализа. В качестве одного из направлений были проанализированы коммуникационные приемы известных и успешных психотерапевтов того времени, и выяснилось, что все эти люди при всем своем личностном разнообразии использовали одни и те же приемы беседы. Эти приемы состояли из разных стратегий задавания вопросов и переформулирования утверждений, определенных поведенческих действий, и эти приемы и система их описания и составили основу НЛП. Для решения тех задач, для которых эти исследования проводились (машинный перевод, семантический анализ), они оказались неприменимы, по крайней мере, мне не известно ни одно упоминание о применении такого рода.
Какую роль играет НЛП в современном мире?
На сегодняшний день НЛП - это довольно стройная и самодостаточная система описания любой сферы коммуникации - бизнеса, рекламы, психотерапии самых различных заболеваний, личных и деловых отношений, педагогики и т.д.
Успешность использования моделей НЛП для создания материалов в задачах массовой коммуникации - популярная тема, но в практическом плане, скорее, спекулятивная. Модели НЛП позволяют для решения конкретной задачи породить несколько решений, а вы при личном общении можете успеть перебрать их все и найти "ключик" к конкретному человеку. В массовой коммуникации же успешность того или иного решения необходимо проверять с помощью тестов, к НЛП никакого отношения не имеющих. Ведь в массовой коммуникации человек при малейшем ощущении коммуникативного давления может просто выйти из контакта, отложив газету или переключив телевизор на другой канал.
Любая успешная коммуникация, в том числе массовая, легко поддается описанию моделями НЛП, но не всегда модели НЛП используются для создания успешной коммуникации. Из широко известных примеров могу утверждать, что при проведении предвыборной кампании Ельцина в 1996 году модели НЛП использовались при порождении вариантов массовой коммуникации; а вот деятельность Доренко против Лужкова и Примакова, судя по всему, - преимущественно личный задор, жесткого планирования там было сравнительно мало.
В современном мире роль НЛП, скорее, "растворяется": все хорошее, что оно нашло, потихоньку входит в соответствующие узкие профессиональные стандарты. Про такие техники НЛП, как "чтение мыслей" (по движению глаз собеседника определение искренности, уверенности, выбор коммуникативных приемов и т.д.), "ключи доступа" (использование значимых слов собеседника), уже рассказывается во многих учебниках педагогики и психотерапии. В литературе по "социологическому" использованию (реклама, массовая коммуникация) применение НЛП ограничивается использованием критериев НЛП как одного из вариантов психографического описания потребителя.
Развивается ли дальше НЛП или оно так в будущем и растворится по разным областям?
На сегодняшний день развиваются технологии, предлагаются новые методики бесед и другие. Но развития внутри каких-либо специальных областей (бизнеса, рекламы, социологии) не происходит: часть методик НЛП в таких приложениях не значимы и при этом определенная часть интересов специальной сферы оказывается вне компетенции НЛП. Например, бизнес-коммуникации развиваются в направлении передачи коммуникации "железу" (например, распознавание речи и автоматический подбор ответов), а НЛП, повторюсь, это технологии личного общения.
Значит ли это, что нейро-лингвистическое программирование никак не связано с компьютерами?
НЛП связано с компьютерами "исторически": оно возникло как способ алгоритмизации коммуникации для компьютерных программ работы с естественным языком. Но в этом направлении эффективными оказались просто базы данных с вырожденным кодированием слов, то есть максимально разнообразным и для решения большинства задач - избыточным.
Для анализа же текстов по критериям НЛП существуют программы, в том числе анализ текста по критериям НЛП проводит группа программных продуктов проекта ВААЛ. Программа ВААЛ считает слова, которые НЛП относит к той или иной значимой группе и анализирует частоты этих групп в текстах - их больше или меньше. Некоторые из предлагаемых НЛП критериев действительно оказались значимы для печатных СМИ: чем больше в текстах СМИ слов типа "увидеть, почувствовать, услышать", по сравнению "знать, думать", тем больше аудитория данных изданий при их одинаковой тематической направленности и т.д. Но это уже область применения компьютеров, а не область их конструирования, что, на мой взгляд, больше интересует аудиторию "Компьютерных Вестей".
Раньше много говорили об "эффекте 25-кадра". Что Вы думаете об этой методике? Не опасна ли она вообще?
Эффект 25-го кадра никогда не существовал. В эксперименте, при повышенном внимании зрителя, внедрение посторонней информации вызывало определенные негативные эмоциональные реакции зрителя, но восприятие информации не происходило. В массовой коммуникации это вообще не осуществимо, так как зрители смотрят телевизор, что называется, в "полглаза", и при появлении посторонней информации они ее вообще не воспримут. Если вы проявите настойчивость и постараетесь включить такую информацию достаточно плотно, то у людей возникнет негативная реакция на основное сообщение, а включенное сообщение они выявить не смогут. Так что методика эта неопасна, так как не с технической, а с коммуникативной точки зрения она не осуществима: вы не сможете заставить внимательно смотреть зрителя телевизор.
Но ведь утверждалось, что методика 25-го кадра была впервые применена в американских кинотеатрах, после чего резко возросла продажа Coca-cola и попкорна...
В зависимости от конкретного курса, под 25-м кадром понимают разные приемы. Чаще всего используется не 25-й кадр, а на более тихом звуковом уровне, но различимо при внимательном прослушивании, нашептывают что-то типа "вы можете выучить иностранный язык". Вреда от этого никакого, а польза, в общем случае, может случиться. Другие же технические приемы, не выявляемые при непосредственном прослушивании, чисто рекламный трюк.
Американский же опыт никогда не существовал - человек, впервые заявивший об этом, позже признался, что все придумал. Миф о 25-м кадре хорошо использовать для привлечения внимания к любой заурядной рекламе. То есть обсуждение рекламы товара также является рекламой, и попасть в новости с таким подозрением тоже хорошо.
Как Вы думаете, часто ли СМИ преподносят материал, созданный с использованием НЛП?
Давайте сначала разберемся, зачем люди потребляют СМИ: слушают радио, смотрят телевизор, читают газеты и сайты. Насколько я понимаю, для того, чтобы о чем-то узнать именно из этого источника, причем за определенный промежуток времени. Средство массовой информации, со своей стороны, хочет что-то сообщить, причем очень хорошо осознает, что времени ему (СМИ) отпущено на это очень немного. Так что плохого в том, что СМИ будет использовать ту или иную технологию для более успешного выполнения явных или неявных пожеланий аудитории, даже если эти технологии называются НЛП? Я буду только рад, если различные сервисы (а СМИ - это, с маркетинговой точки зрения, вид сервиса, вид услуг) будут хорошо делать то, что я от них ожидаю.
На сегодняшний день очень многие люди, в том числе сотрудники СМИ, прошли те или иные тренинги или читали книги про НЛП. Если они учились хорошо, то их материалы читать, смотреть и слушать интереснее, чем тех людей, которые такую подготовку не прошли. Причем кто-то может писать о чем-то очень интересно и без НЛП подготовки, овладеть литературным мастерством можно и без НЛП.
А вообще, встречаются ли в СМИ вещи, которые не видны простому обывателю, но очень интересны для НЛП-ера?
Любые интересные коммуникативные события очень легко описываются моделями НЛП и в этом плане интересны для НЛП-ера. Но обращаю внимание еще раз, это совсем не означает, что все интересные коммуникативные события созданы с использованием НЛП-технологий. НЛП позволяет описывать и широко распространять технологии успешной коммуникации, но для создания - интересного события НЛП не достаточно, нужен творческий человек. Настоящее творчество - процесс не алгоритмизирующийся, для создания действительно красивого и интересного изображения запустить графический редактор не достаточно, нужно еще уметь рисовать.
Может ли НЛП использоваться в деструктивных целях?
Общественность очень боится, что с помощью НЛП ее научат чему-то плохому, окажут воздействие против воли, "напылят что-то на мозги", окажут "подсознательное воздействие" и т.д. Но само НЛП считает, что оно не может научить ничему такому, что человек не готов сделать. То есть НЛП само по себе не претендует на то, в чем его обвиняют. Конечно, с помощью НЛП можно ускорить или замедлить распространение тех или иных мнений, имеющихся в обществе, но внести в общество что-то совершенно ему чуждое НЛП не может. Если человеку что-то не нравится в сообщении СМИ, он просто выходит из контакта. С гипнозом то же самое: необходим личный контакт. В принципе, через СМИ внимательного зрителя-слушателя можно погрузить в гипноз, но он тут же "провалится" в здоровый сон, и попытка ему что-нибудь навязать окажется безуспешной.
Беседовал Павел БАДЯЛИК
Михаил
Дымшиц
По образованию я врач-психиатр, нарколог. Из медицины уходил с должности младшего научного сотрудника Института наркологии. Прошел первый уровень сертификации НЛП в 1991 году, второй (Master of Art NLP) - в 1995. Бизнес-консультированием (менеджмент, маркетинг) занимаюсь с 1989 года, хотя в те времена оно так не называлось.
С 1994 года занимаюсь только массовой коммуникацией, занимал должности медиа-директора, директора отдела стратегического планирования и исследования в крупных рекламных агентствах. В 2002 году покинул сферу наемного труда и возглавил консалтинговую фирму "ДЫМШИЦ И ПАРТНЕРЫ".
Автор около 60 публикаций по вопросам медицинской и общей психологии, маркетингу, рекламе.
Председатель жюри Белорусского национального конкурса "БРЕНД ГОДА"
Комментарии