"Далеко от
нечестивых спасение, ибо они
уставов Твоих не ищут." Библия, псалом 118, стих 155 |
Для того, чтобы нужная потребителю информация, хранящаяся в неограниченно больших объемах, стала доступной, необходимо привести в систему не только эти объемы целиком, но и каждый источник информации в отдельности, который является системой уже по определению (см. "КВ" №24). Однако в действительности единая система практически отсутствует на всех уровнях информационных ресурсов общества, что обусловлено прежде всего недостатком знаний об общих свойствах и законах систем (см. "КВ" №25). По мере того, как новые знания о системах потихоньку начинают появляться (см. "КВ" №№26-31), становится возможным решение таких проблем, с которыми наука (в частности, политэкономия) не могла справиться веками (см. "КВ" №№33-38). С другой стороны, новые направления поисков для решения проблем науки приводят к необходимости расширения круга основных понятий, связанных с системами, поскольку такие понятия могут значительно упростить объяснение отдельных явлений в сложных системах.
Развитие любой системы предполагает прежде всего укрепление ее способности приходить в состояние равновесия, что, в свою очередь, связано с увеличением потребляемых системой ресурсов. Однако такое увеличение потребления ресурсов может быть не только неоправданным, но и привести к ослаблению системы. Это становится возможным, если в сложной системе появляется антисистема - одна из подсистем, которая препятствует переходу вышестоящей системы в состояние равновесия. В этом случае, для обеспечения нормального функционирования системы в целом, необходимо нейтрализовать разрушительное действие антисистемы с помощью специально предназначенной для этого другой подсистемы.
Таким образом, с точки зрения потребляемых ресурсов, система, имеющая в своем составе антисистемы и нейтрализующие их подсистемы, становится более расточительной, чем это обусловлено необходимостью. Если источник ресурсов является внешним по отношению к системе и обеспечивает все ее потребности, то это еще полбеды. Но если он обеспечивается самой системой, то беды уже никак не миновать, поскольку ресурсы на "борьбу" с антисистемой взаимно уничтожаются с затратами ресурсов на существование самой антисистемы и могут быть обеспечены только за счет снижения потребления ресурсов другими подсистемами, т.е. неизбежного регресса в развитии системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В естественной природе антисистемы существовать не могут, поскольку даже разрушительное действие отдельных подсистем вызывается как раз действием закона сохранения равновесия (взрывная эволюция космических объектов, жизнедеятельность хищников и микроорганизмов и т.п.), которое нарушается из-за истощения ресурсов в отдельных подсистемах. Другое дело - искусственные системы, т.е. системы, создаваемые разумом. Здесь источник ресурсов может быть только внешний, т.е. такие системы нужно постоянно поддерживать ресурсами и, если они оказываются антисистемами, это может представлять опасность для самого разума как создателя систем.
"И это называется разум, - скажет читатель, - вводить в собственное детище антисистему, чтобы затем от нее же и защищаться!" Действительно, разумным это назвать трудно, но как постфактум это происходит именно так! Среди творений, созданных человеком, антисистемы присутствую сплошь и рядом: ядовитые выбросы в окружающую среду, оружие всех видов, компьютерные вирусы, ложная информация, противоречивое законодательство, избыточные управленческие структуры, экстремистские организации, движение антиглобализаторов (побудившее даже Билла Гейтса выступить против очевидных заблуждений этого движения на форуме ВТО в Австралии накануне Олимиады в Сиднее), и т.д., и т.п.
Общество, в котором только и возможна жизнедеятельность людей, является естественной системой, а создаваемые в ней искусственные системы - это результат, отражающий степень ее развития. Антисистемы как разрушительный для устоев общества фактор с давних пор отложились в общественном сознании в образах нечистой (дьявольской, сатанинской и т.п.) силы зла по отношению к истинной (божественной, справедливой и т.п.) силе добра. Эти образы с незапамятных времен неизменно присутствуют в представлениях людей об окружающем мире как субъективное восприятие происходящих в нем событий. Примером одного из самых высокохудожественных литературных воплощений этих образов является трагедия Иоганна Вольфганга Гёте "Фауст", в которой ее главный герой - прообраз которого взят из национальной немецкой легенды о докторе Фаусте - заключает сделку с дьяволом (Мефистофелем) во имя высших целей служения науке, при этом отчетливо осознавая, чем это может обернуться.
Антисистемы олицетворяют собой не что иное, как насилие, поскольку затраты ресурсов обусловлены не укреплением, а наоборот, ослаблением вышестоящей системы. В свою очередь, это насилие порождает ответное насилие (своеобразный третий закон Ньютона... в системах!) в виде нейтрализующей подсистемы. Но в конечном итоге это насилие может восприниматься уже не как антисистема, а как источник развития (!!!) путем революционного преобразования общества, т.е. искусственная система, управляемая разумом, стремится занять место естественной системы, управляемой законами природы. Результат таких "благих намерений" вполне предсказуем - вследствие незнания законов развития общества как системы, функция управления оборачивается в свою противоположность - способ эксплуатации со всеми вытекающими отсюда последствиями, при этом, образ несчастной Золушки приобретает прописная истина, что каждый человек в одиночку вообще не в состоянии произвести какой-либо даже самый простой предмет потребления!
С другой стороны, совершенно очевидно, что в обществе, в соответствии с законами систем, независимость людей друг от друга невозможна в принципе (см. "КВ" №29), поэтому фактически мнимая "независимость" в виде провозглашаемых "свободы, равенства и братства" в итоге лишь разрушает систему, создаваемую многими веками. Если бы общество не нарушало естественные законы своего развития, а следовало им, то жизнь людей, в сравнении с нынешней, давно уже превратилась бы просто в сказку! Но в том то все и дело, что наука пока не в состоянии сформулировать эти законы, а общество, в свою очередь, просто в упор не желает видеть истинную основу своего благополучия и процветания. И все-таки то, что нам уже стало известно, вряд ли можно отнести к малозначительному, ведь мы уже можем констатировать, что подлинное имя нечестивого - это антисистема!
Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru
Все права на публикацию принадлежат автору
Горячие темы