Что представляла собой первая
компьютерная игра?
Историю компьютерных игр невозможно отделить от истории компьютеров. Изобретательный и ищущий развлечений человек всегда понимал, какой потенциал заключен в обыкновенном компьютере. Уже в начале 50-х проводились разработки с целью научить компьютер играть в шахматы и несколько других популярных игр. Но самой первой игрой можно, пожалуй, считать игру времен компьютера Марк-1. F.C. Williams написал маленькую программку, которая генерировала случайные числа, и делал ставки на них. Однако он немного схитрил и подстроил свой генератор так, чтобы он выдавал одно число чаще других, поэтому те, кто по глупости соглашался на пари, уходили с пустыми карманами.
А самой первой графической игрой была "Звездная война", в которую ранее играли на осциллографах.
Как и для чего появилась UNIX?
Одни говорят, что она была "системой, написанной программистами и для программистов", другие утверждают, что она была, главным образом, предназначена для обработки текстов. Третьи же считают, что основной целью Томпсона было поиграть в "Космическую войну".
Что же было на самом деле? Существовало несколько версий UNIX-систем. Самая первая (1969-70) работала на компьютере PDP-7 и PDP-9 компании Digital Equipment Corporation. Вторая версия предназначалась для PDP-11/20, а третья - для PDP-11/34,/40,/45,/60 и /70. Вышедшая в 1971 году PDP-11 UNIX разошлась в 600 копиях. Большинство из них использовалось для научных разработок, подготовки и форматирования документов, сбора данных с различных машин в Bell Systems и т.п. целей.
Самая первая версия для PDP-7 была написана из-за того, что Томпсон не был удовлетворен существующими ОС и хотел создать более гостеприимное окружение для своей работы. Разработка заинтересовала его друзей и знакомых, поэтому созданная совместными усилиями следующая версия UNIX для PDP-11/20 уже включала специальную поддержку редактирования и форматирования текста. Тем не менее, Томпсон говорит: "...Так как мы были программистами, то, конечно, создавали систему, в которой было легко писать, отлаживать и использовать программы".
Если не упоминать о "Космической войне", можно сделать заключение, что обе версии верны - Unix создавалась как система для программистов, но в то же время особое внимание было уделено обработке текстов. Но и третья версия имеет право на существование, т.к. по словам Томпсона и его команды, "в то время, когда мы решили установить Unix на PDP, мы искали машину, на которой можно было бы поиграть в игру 'Космическое Путешествие' (а не 'война')".
Почему в байте 8 бит?
Нам кажется привычным, что в байте ровно 8 бит, но так было не всегда. У старых компьютеров были очень странные по сегодняшним меркам размеры машинных слов и байтов. Обычно они были кратны шести. Восемь же бит в байте появились только с возникновением System/360 от IBM. Это стало стандартом де-факто, и где-то с начала 1970-х большинство компьютеров использует байты, состоящие из 8 бит, и машинные слова, кратные 8.
А почему у System/360 были 8-битные байты? Вероятно, из-за использования BCD-формата представления числа: по 4 бита на каждую цифру (0-9), таким образом один байт мог представлять две цифры. В System/360 были специальные инструкции для обработки данных такого формата, и было бы трудно использовать 6-битные байты для представления BCD, поэтому 8 бит в байте стали наилучшим решением.
Андрей КОНОНОВИЧ,
aloner@softhome.net
При подготовке материала была использована информация из конференции alt.folklore.computers и ее FAQ