Последнее время в моду снова вошли статьи про time managment. Каждый уважающий себя менеджер или team leader написал эссе на тему "Как быть эффективным". На просторах Интернета можно найти немало сравнительных обзоров различных техник повышения производительности и даже софта для их применения. Цель данной статьи не в том, чтобы собрать всё воедино или пересказать что-то на свой лад - нет, цель в том, чтобы показать применение выбранной мной техники в реальных условиях, описать появившиеся трудности, с которыми пришлось столкнуться в суровых трудовых буднях обычного разработчика.
Но сначала всё же будет небольшое лирическое отступление на тему "Как я докатился до такой жизни". За день до выпуска очередного билда каждый член команды на утреннем "совещании" рассказал, что ему осталось доделать, какие есть проблемы и в итоге успеет он или нет. Мне оставалось доделать несколько мелочей, поэтому я вынес вердикт "всё успею" и пошёл работать. Незаметно подкрался вечер, часы перевалили за отметку 18:00, ранние сотрудники (к которым отношусь и я) стали разбредаться домой. Я понял, что мне пора домой, но в ужасе осознал, что не сделал и половины из тех мелочей, что планировал, а завтра с утра билд уходит заказчику. В офисе почти никого не было, ничто мне не мешало, и, задержавшись ещё на часа два, я всё доделал и пошёл домой.
Вечером, пролистывая хабр, снова наткнулся на статью на тему "Как повысить свою эффективность", которая, в общем-то, не сообщила мне ничего нового. Я тоже анализирую и приоритезирую задачи, работаю небольшими интервалами, стараясь в процессе ни на что не отвлекаться. Но, как оказалось, именно стараюсь. За вечер я изучил все описанные методики, сразу откинув те, которые больше подойдут менеджерам (основанные на делегировании, перемещающихся стикерах и тому подобные), и остановился на самой простой - технике помидора, наверное, самой подходящей для обычного разработчика.
Начал я с того, что скачал самую популярную утилиту. Она сама меняет статус в skype на "не беспокоить" и дописывает - осталось столько-то минут. Так же ведётся статистика по активности клавиатуры и мышки, выводится процентное соотношение используемых приложений во время "помидора". И в конце вы можете оценивать каждый рабочий интервал в 25 минут (далее - "помидор").
Глава 0: никаких исключений
Суть рассматриваемой техники - работаем 25 минут (именно работаем, ни на что не отвлекаясь, совсем ни на что и ни на кого), затем 5-15 минут отдыхаем. Во время "отдыха" проверяем почту, skype, отвечаем на вопросы коллег, делаем зарядку для глаз. Грубо говоря, объединяем всё, что нас отвлекает, и планируем, когда это произойдёт. Мне это очень помогло, потому что раньше, когда меня недетерминировано отвлекали в самый разгар работы, иногда уходило до нескольких минут, чтобы восстановить мысленный контекст.
Суть рассматриваемой техники - работаем 25 минут (именно работаем, ни на что не отвлекаясь, совсем ни на что и ни на кого), затем 5-15 минут отдыхаем.
Очень важным является то, что нельзя делать никаких исключений. Если вы введёте понятие "очень важное дело", то потом все дела ваших коллег будут становиться очень важными. Сложно придумать проблему, решение которой не подождёт двадцать минут.
Глава 1: всё мешает
При первом "помидоре" начинаешь понимать, что всё мешает, skype подмигивает - "прочитай меня", outlook сыплет уведомлениями о какой-то почте, в браузере при поиске нужной информации можно случайно наткнуться на вкладку с хабром. В итоге по время первого "помидора" я не работал, а думал, как изолировать всё лишнее. Первым решением было скачать и поставить эмулятор нескольких рабочих столов. Больше мне ничего не мешало, и моя мечта сбылась - я наконец-то смог нормально поработать.
При первом "помидоре" начинаешь понимать, что всё мешает, skype подмигивает - "прочитай меня", outlook сыплет уведомлениями о какой-то почте, в браузере при поиске нужной информации можно случайно наткнуться на вкладку с хабром.
Однако первая проблема, с которой я столкнулся при использовании виртуальных рабочих столов, - это то, что pomodoro надо запускать на столе со skype (не рабочем столе), и он не может собирать адекватную статистику моей деятельности. От виртуальных рабочих столов пришлось отказаться (причин на самом деле хватало, чтобы это сделать). Кроме того, совсем игнорировать skype не получилось - иногда мне нужно писать рабочие сообщения.
В итоге skype был просто спрятан в трей. В Windows 7 это можно сделать так - Skype: tools > options, вкладка advanced, снять галочку "Keep Skype in the taskbar while I'm signed in" и кликнуть save. Теперь при нажатии "Свернуть" skype будет сворачиваться, как и раньше, а кликнув по крестику, он свернётся в трей.
Глава 2: Profit!
Итак, все приложения настроены так, что во время "помидора" не мешают. Коллеги предупреждены и не отвлекают, мысли как никогда ясны и работа идёт в несколько раз быстрее, чем обычно. Через несколько дней/недель/месяцев приходит осознание, что эта полезная утилита была лишь "толчком" для самоорганизации, продуктивно работать можно и без неё. Хотя технически она дала всё-таки многое - это стикер на затылке "не отвлекать, идёт работа".
Данное решение подойдёт для любого сотрудника неуправленческой должности, если же надо что-то посложнее, то рекомендую просмотреть хотя бы habrahabr.ru/tag/time-management.
Задача этой техники - не постоянный контроль над собой, а самоорганизация. Я не встречал людей, которые применяли бы её больше месяца. Обычно после нескольких дней или недель применения необходимость пользоваться соответствующим софтом отпадает, у человека формируется чёткий распорядок рабочего дня и иммунитет к отвлекающим факторам. Хотя в какой-то критический момент, когда надо многое успеть за короткий срок, завалявшийся ярлычок помидора на рабочем столе может прийтись как раз кстати.
Никита МАНЬКО
Комментарии