"Идут в программисты только за большой зарплатой". Откровения репетитора информатики

Современное школьное образование уже трудно представить без достижений ИТ-индустрии. Компьютерные классы, интерактивные доски, дистанционное обучение и онлайн-репетиторство уже неразрывно связаны с учебным процессом. Правда, в школьном образовании до сих пор остается множество проблем: несовершенство учебного процесса, старые учебники, плохая техническая база и многие другие проблемы кидают тень на нынешнюю систему образования. Некоторые из этих проблем характерны для информатики – предмета, с помощью которого юные пользователи компьютерной техники знакомятся с ее особенностями и принципами работы. Однако в процессе уроков школьники пытаются постичь и первые языки программирования, полюбив которые, подростки захотят углубиться в их изучение и, возможно, стать программистами.

Лето – время экзаменов и вступительной кампании для учеников 9-х и 11-х классов. Подготовка к сдаче централизованного тестирования и единого государственного экзамена у выпускников школ начинается задолго до их проведения путем изучения дополнительной литературы и тестов прошлых лет, максимальной концентрации на уроках и работы с репетитором. Именно на последний вариант делают ставку многие ученики и их родители.

Однако все ли так просто в занятии с репетитором? Как подготовиться к сдаче нужного предмета и каково заниматься с репетитором по интернету? На все эти и многие другие вопросы нам поможет ответить педагог с почти 20-летним стажем, учитель информатики и репетитор образовательного проекта TutorOnline Наталья Берзина.

Наталья Александровна Берзина окончила Витебский государственный педагогический институт им. П.М. Машерова. Преподает предметы из цикла "Информационные технологии": информатика, экономическая информатика, основы вычислительной техники, микропроцессорная техника, операционные системы, компьютерные сети, автоматизация производственных процессов и др. Имеет общий стаж работы около 20 лет.

Наталья рассказывает, что в репетиторство пришла около 6 лет назад, потому что захотела разбавить традиционную педагогическую практику. С тех пор регулярно дает частные уроки.

- Я родом из Беларуси. Живу и работаю тоже здесь. У нас предмет "Информатика" не входит в перечень основных предметов, выносимых на вступительный экзамен в ВУЗ, – рассказывает собеседница. - В поисках дополнительного заработка, находясь в очередном декретном отпуске, случайно наткнулась на рекламу и решила попробовать себя в роли онлайн-репетитора. Такой формат на тот момент был единственно возможным, поскольку ездить к ученикам, по понятным причинам, у меня не было времени, ну а принимать учеников на личной территории тоже было не совсем удобно.

Онлайн-обучение, по мнению Натальи, имеет множество плюсов, среди которых – экономия времени, пространства, безграничная коммуникация и комфортная обстановка для каждой из сторон.

- Главное преимущество в том, что занятия проводятся в комфортной обстановке как для ученика, так и для учителя, нет необходимости подстраиваться под семейные и бытовые трудности друг друга. Ученик экономит время, не тратя его на дорогу к репетитору, а затем и обратно; педагог, в свою очередь, имеет возможность сохранить неприкосновенность приватного пространства. Кроме того, возможность заниматься онлайн делает коммуникацию между педагогом и учеником практически безграничной (в плане географических барьеров).

- Если я живу и работаю в Витебске, то мой ученик вовсе не обязательно должен быть родом из этого же города и даже из РБ. У меня есть ученики из разных городов и стран СНГ. Мы "встречаемся" в виртуальном кабинете тогда, когда нам удобно. И наше общение протекает абсолютно беспрепятственно и в по-настоящему комфортной обстановке.

Вопрос эффективности такого обучения встает сам собой. Понятно, что если репетитор посещает ребенка и вы можете непосредственно контролировать весь процесс обучения, то ситуация с онлайн-занятиями усложняет процесс контроля. Однако здесь не за все моменты отвечает только репетитор. Наталья считает, что итоговый результат зависит от двух сторон в равной степени в независимости от формы обучения.  

- На самом деле очень многое зависит от обучаемого. Если ученик настроен на получение знаний и выполняет все рекомендации репетитора, старательно готовит домашнее задание, уделяет учебе достаточное количество времени и нацелен на результат, то совершенно неважно, проходят уроки в виртуальном пространстве или в гостиной у репетитора, – уверен педагог. - Бездельничать можно и на обычных уроках. "Живое" взаимодействие никогда не гарантирует высоких результатов, если человек не хочет заниматься и не понимает, зачем ему нужно учить тот или иной предмет.

Современные школьники  за дополнительными занятиями обращаются чаще всего для ликвидации пробелов в области программирования, алгоритмизации и логического мышления. Наталья связывает эти трудности с малым количеством часов, которые отводятся на данные темы. При этом техническая грамотность детей заметно возросла.

- Часто сталкиваюсь с проблемой: мои ученики могут спокойно писать сайты, программировать на скриптовых языках типа Java, но при этом иметь большие пробелы по основным алгоритмическим конструкциям.

Тренд на популяризацию ИТ-специальностей охватил уже многих школьников даже против их воли. Очень часто детей насильно заставляют учить информатику и математику, потому что родители хотят, чтобы их ребенок стал программистом с большой зарплатой.

- Многим ребятам не хватает осознанности. Они занимаются, но иногда не могут четко сформулировать, зачем им это нужно. Потому что родители настояли? Потому что профессии, связанные с программированием, сейчас очень востребованы и высокооплачиваемы? Хотелось бы, чтобы, начиная примерно со средней школы, наши дети учились лучше себя понимать, чтобы приходили к репетитору, имея четкую цель, имея свой собственный, не навязанный извне, ответ, чему и зачем им учиться.

На онлайн-образование Наталья возлагает большие надежды. Специалист считает, что виртуальный формат занятий делает образование более доступным, но при этом не менее качественным.

- Онлайн-образование - это очень перспективное направление. Сейчас, например, все большую популярность обретает дистанционное обучение, которое, по сути, является одной из разновидностей онлайн-образования. Практически каждый ученик, независимо от возраста, социального статуса, финансовых возможностей и прочих особенностей, сможет найти для себя оптимальный вариант получения нового знания. Я считаю, что это очень важно, ведь современный мир как никогда технологизирован и предоставляет нам огромное количество возможностей для развития и самореализации.

Наталья старается не отставать от современных технологий. Педагог регулярно изучает дополнительную литературу и следит за новостями из мира высоких технологий. С помощью интернета Наталья не только учит, но и самообразовывается.

Проблем в обучении информатики, по словам Натальи, в школах хватает. Среди них – отсутствие единого учебника в России и слабая подготовка учителей.

- Но главная проблема не в учебниках, а в слабой подготовке некоторых учителей по информатике. Часто педагог не в состоянии оторваться от учебника и объяснить материал, пересказать какую-то тему своими словами, более просто и доступно, чтобы дети поняли, о чем идет речь.  

Проводить модернизацию учебного процесса сейчас пытаются в России. Это  - попытка в очередной раз подготовить учащихся к восприятию языков программирования высокого уровня.

- Если честно, то я бы убрала из школьного курса информатики русскоязычные псевдоязыки типа Лого и Алгоритмический язык, так как  значительно сложнее после этих тем научить тому же Паскалю. А порой неудачи при изучении этих "языков" отбивают всякую охоту у детей к дальнейшему освоению теории и практики программирования. Вместо этого можно было бы дать более детально системы моделирования либо классическую алгоритмизацию.

Дети по-прежнему не понимают разницу между любопытством и реальным желанием стать программистом. Наталья считает, что многие не понимают, что профессия программиста требует от человека полной самоотдачи и даже самопожертвования.

- Интерес возрос, но не стоит путать праздное любопытство, обусловленное мнением о том, что быть программистом сегодня престижно/прибыльно, и реальное осознанное желание посвятить этому делу всего себя. Выбирая этот путь, ты становишься вечным студентом, который должен непрерывно развиваться, которому всегда будет, к чему стремиться и чему учиться. Очень важно, чтобы школьники, выбирающие для себя профессию программиста, эти вещи понимали и были готовы к трудностям.

При этом дети сейчас хотят изучать то, чего нет в школьном курсе информатики: моделирование, проектирование сайтов, онлайн-игр и т.д.

Дмитрий Кульбацкий

Фото из архива героини

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя mike

"Вода, вода! Вокруг вода..." -- копирайт песТня.

Я бы своему ребёнку поостерёгся нанимать такого репетитора. Педстажа дофига, а предметной практики?

Ученики могут спокойно ... программировать на СКРИПТОВЫХ языках типа Java...

Какого грамотея гнать а шею -- героиню статьи, как репетитора, или Кульбацкого, как айти-журналиста?..

Аватар пользователя Al

Она даёт базу. Остальное - только практика. Тут уж всё зависит от юзера.

Аватар пользователя Al

Мне курсы дали 5%. Остальное - личное желание и постоянная практика и самообучение.

Аватар пользователя mike

И что за курсы ты заканчивал?

Аватар пользователя Al

Курсы - только Pascal. FoxPro и последующие - сам. Книги и практика. А Леса Пинтера сначала внимательно изучал и внедрял, а потом и хорошо пообщался лично на одном из первых DevCon в Обнинске. Очень было полезно и интересно. Американцы - интересные люди.

русскоязычные псевдоязыки типа Лого

Лого, вообще-то предложен Сеймуром Пайпертом, и используется в обучении, начиная с дошкольного возраста. Если возникли проблемы с его изучением, то это -  действительно проблемы.

Можно использовать какой-нибудь Scratch - он для тех, кто вообще писАть (пока) не умеет.

программировать на скриптовых языках типа Java

Вот и Джаве опять ни за что влетело.

-  Часто сталкиваюсь с проблемой: мои ученики могут спокойно писать сайты, программировать на скриптовых языках типа Java, но при этом иметь большие пробелы по основным алгоритмическим конструкциям.

У меня, примерно, сходное с Вашим образование, поэтому, позволю себе высказаться. Ваши ученики бессовестно Вам лгут, Наталья Александровна! Лгут, чтобы облегчить себе учебу.

Поверьте, не зная основных алгоритмических конструкций и, более того, не умея ими пользоваться, невозможно спокойно писать сайты, а уж, тем более, программировать на каких бы то ни было языках. Невозможно, в принципе. Просто немыслимо. И это НИКАК НЕ ОБОЙТИ.

В своё время я "писал сайты", примерно таким же образом, скачивая готовые HTML-странички и подправляя код, чтоб он выглядел так, как мне нужно. Потом я даже научился устанавливать PHP-движки на сервер и запускать их. Это несложно. Но это не есть "написание сайтов" и, тем более, это не "программирование". 

Настоящее программирование - предмет, неизмеримо более сложный, чем вёрстка примитивных сайтов. Я бы даже сказал, в сто раз более сложный. Иначе каждый школьник, которому дали бы пароль от сервера, мог бы стать программистом и все бы туда попёрли.

Но у большей части людей, к сожалению, просто ничего не получается. Хорошо, если программистом удаётся стать одному из ста соискателей этой профессии. Это естественный барьер, который и удерживает высокие зарплаты в отрасли. 

Но я думаю, что вы это знаете. И вам бы стоило объяснять это, в первую очередь своим ученикам. Можно прямо моими словами. Но, может этого делать и не нужно, иначе, люди поймут, что их ждет неудача и зря потраченное время и откажутся учиться. Как же тогда деньги зарабатывать?

Как преподавателю информатики, Вам, Наталья Александровна, стоило бы знать, чем отличается скриптовый (сценарный) язык от компилируемых языков программирования. Почитайте, плз., пригодится на занятиях.

С уважением, выпускник МГПИия 1994 г. 

Аватар пользователя Al

Либо последняя, либо первая фотография лишняя. Да и по смыслу вполне хватило бы одной-двух.

В своё время я "писал сайты", примерно таким же образом, скачивая готовые HTML-странички и подправляя код, чтоб он выглядел так, как мне нужно. Потом я даже научился устанавливать PHP-движки на сервер и запускать их. Это несложно. Но это не есть "написание сайтов" и, тем более, это не "программирование".

А есть те, кто и на диплом выходит в таком состоянии и в твёрдой уверенности, что они крутые программисты. Ну а что, в конторе им за это платят же.

А отчислять не дают. У иностранных студентов вообще God mode, у платников повышенная живучесть — сдают до ноября, а потом до середины апреля. Хорошо, если сам понимает, что днище и не его это, — тогда красиво переводится (и то это дают сделать только после 2 семестров). А если упоротый уверенный в своей гениальности, то врагом народа станешь, пока избавишься от бездельника, сдавшего три чужие лабы в последний день и не отличающего бит от байта. В особо запущенных случаях из ректората просто приходит указание: поставить 4 и пропустить. К счастью, пока ещё есть люди, которые даже в таких случаях шлют «доброжелателей» в страну вечной эротики. Но на выходе всё равно с каждым годом всё печальнее.

Мне курсы дали 5%.

По опыту, курсы дают студентам только толчок. И только тем из них, кому интересно развиваться дальше. Обычный, неподготовленный человек перестает понимать программу курсов уже на втором занятии. К концу курса для него это уже просто мешанина непонятных слов и терминов. 

Требуется где-то ещё полгода самостоятельных занятий, чтобы  разобраться более детально в каких-то очень-очень простых для программиста вещах. 

Конечно, из семи-десяти студентов, двое что-то схватывают, особенно вначале. Может быть и один сильный ученик. Но только один, причем, на несколько групп. 

Как правило, люди понимают, что они не туда пришли где-то к середине курса. И потом, видя свое полное бессилие, либо бросают занятия либо, после их окончания, с сожалением отказываются от мысли изучить программирование.

Редкие идиоты из тех, кто ничего так и не понял, продолжают пробовать. Вот я, как раз такой:-)

Полным дебилам, т. есть, говоря нежно, тем, кто "не схватил" программирование сразу потому, что не имеет соответствующих способностей, но очень уж хочет им заниматься, придется перестроить свою жизнь так, чтобы программирование стало их основным занятием. Тогда, может лет через пять, что-то и придет. Но и дальше придется тоже этим жить. Ну и так до финиша, напрягаться надо будет, выкладываться, то, что делают способные студенты за час, обычным людям придется прорабатывать несколько дней, а это работа, будут давить, намекать на некомпетентность....

Ну, как бы если это интересно, то вот как-то так...

Страницы