Успешное развитие и деятельность IT-отрасли страны приносит немалый доход, как самим высококвалифицированным кадрам, задействованным в компаниях, так и государству в целом. Но каким трудом и старанием дались самые первые деньги ныне известным и состоятельным людям IT-мира?
Виктор Новочадов, директор СООО «Гейм Стрим»:
«В детстве серьезно занимался шахматами, постоянно участвовал в профессиональных турнирах (как дома, так и с выездом в различные города бывшего Союза), где обязательным атрибутом являлись талоны на питание в столовой стоимостью в несколько рублей. Сразу понял, что если поесть копеек на сорок, то остальное должны отдать деньгами в виде сдачи. Так регулярно набирались вполне приличные для того времени и моего возраста (12-13 лет) суммы. Считаю эти деньги именно заработанными: будучи профессиональным спортсменом, выступал за сборную города и стоял на заслуженном «продуктовом довольствии». Более того, как и все мои сверстники, регулярно ездил от школы «на картошку», где однажды начислили за две недели работы в поле четыре рубля. Сравнив вложенные усилия и полученную отдачу, еще тогда принял решение много учиться, зарабатывать в жизни исключительно головой, а на имеющиеся средства покупал книги, книги и еще раз книги…».
Марат Эбзеев, директор ИУП «Самсолюшнс»:
«Так уж получилось, что свои школьные годы я провел на самом «краю Света» на Чукотке, в поселке Угольные Копи Анадырского района. С учетом того, что летние каникулы мне большей частью приходилось проводить там же, то у родителей всегда была проблема: куда деть на эти три месяца ребенка, который был совершенно самостоятельным хотя бы потому, что Чукотка «воспитывала» эту самостоятельность своей жизненной суровостью. В пионерский лагерь можно «спрятать» ребенка на месяц-два… да и то не всегда, так и получается, что как минимум месяц ребенок, т.е. я (улыбается), был предоставлен сам себе.
Вот в один из дней таких каникул после пятого класса (на дворе был 1974 год), т.е. мне было 12 лет, гоняя мяч по пылище на одной из площадок нашего шахтерского поселка со своими друзьями сверстниками, мы увидели своего учителя по английскому языку. Надо сказать, что в те годы авторитет учителей был очень высок, а если это мужчина, то это было просто нечто!
Фамилию я не помню уже, но звали, по-моему, Михаил Семенович. Так вот, он подошел к нам и сходу задал вопрос: «Не хотим ли мы поработать?». И, конечно же, получить за работу деньги! Надо сказать, что в те времена родители не очень баловали карманными деньгами и вдруг такая возможность и, конечно же, мы (нас было человек 6-7) согласились. Михаил Семенович нам сказал, что завтра нас ждет возле магазина «Север». Для справки, магазин «Север» тогда мне казался просто огромным продовольственным магазином, хотя сейчас я понимаю, насколько это было не так.
Тем не менее, утром в 8.00 я «как штык» был на месте. Накануне об этом я рассказал своим родителям, что делал далеко не всегда, принимая те или иные решения, но на этот раз я это сделал и получил их «добро», и вздох облегчения мамы по поводу, что буду под присмотром педагога.
Итак, у нас началась работа. Заключалась она в следующем:каждому дали тряпку, по ящику консервов в металлических банках и пачку этикеток. Нужно было достать банку консервов из ящика (например, ящик тушенки), оттереть банку от густой смазки наподобие солидола (видимо смазывали для транспортировки к нам) и наклеить этикетку. Все!
Первый день (конечно же, полдня, т.к. маленькие еще) мы работали с упоением, подсчитывая наши заработки, второй было уже труднее. Работа оказалась достаточно тяжелая, болели руки и смазка негативно сказывалась для кожи. Потом с дня 3-5 мы стали развлекаться, приклеивая иногда этикетки мясных консерв к рыбным и наоборот. Потом нас осталось только двое: я и мой друг. Остальные ребята сошли с дистанции.
В общем, я выдержал три недели. Ну и по итогу, Михаил Семенович попросил нас всех подойти в определенный день к магазину и вручил нам заработанные деньги. Мы с другом заработали больше всех - по 21 советскому рублю! Для нас, получающим тогда на «карман» от родителей по 20 копеек в день в лучшем случае (билет в кино стоил 10 копеек) - это были огромные деньги! Конечно же, легальность всей этой операции никого не волновала!
На эти заработанные деньги я купил свои первые в жизни часы! Часы назывались «Свет» и стоили ровно 21 рубль (выбирал в магазине, чтобы уложиться). Я с гордостью их носил, но, увы, они долго не смогли меня радовать. Когда началась учеба, то в скором времени на уроке физкультуры у меня их украли из раздевалки. Для меня это было просто трагедия и я очень-очень расстроился, как расстроился бы любой 12-летний мальчик, который заработал сам себе на часы. Увы, конечно же, их не нашли…
А примерно через месяц мои родители подарили мне новые, по тем временам очень хорошие часы «Командирские»! Но с условием: в день, когда у меня физкультура, в школу их не брать!
Вот такая судьба моих первых заработанных денег (улыбается)».
Александр Муковозчик, генеральный директор «Системные технологии»:
«Свои первые деньги я заработал летом 1982 года… мне было 16 лет! В это время я уже довольно много занимался спортом и даже показывал неплохие результаты на республиканском уровне. Но денег у мальчишки, как всегда, не было. К этому времени у меня умер папа, а мама очень мало зарабатывала, работая на заводе «ГОРИЗОНТ».
Как и всем мальчишкам того времени, мне хотелось купить себе джинсы, а по тем временам это было… ох, как дорого. И, понятно, что купить такую роскошь сыну моя мама не могла.
Однако желание быть модным было велико! Я задумался: как можно в течение короткого лета (а 2 месяца лета я проводил на спортивных сборах в лагерях для подготовки к соревнованиям) заработать 100 рублей для покупки джинсов. Беглый обзор летнего рынка труда показал, что в деревне моей бабушки, где располагался совхоз «Заветы Ильича», в уборочный сезон есть вакансии на зерносушилку. Недолго думая, я направился туда и, после небольшой беседы с бригадиром, меня взяли на работу. К этому моменту я был хорошо развит физически, что и послужило позитивным моментом в моем трудоустройстве. У меня уточнили, в какую смену я хочу работать: дневную или вечернюю. Было лето и, конечно, хотелось купаться в речке и отдохнуть в течение дня. Выбрал вечернюю.
И вот, первый рабочий день. Приехал на велосипеде и был очень удивлён! Вся вечерняя бригада состояла из одних женщин. Оказалось, что деревенские женщины тоже имели планы на день (им надо было следить за своим домашним хозяйством и, конечно, вечерняя смена им очень подходила). Сама работа на зерносушилке, на первый взгляд, была простой. В течение дня привозили зерно с полей, его надо было высушить до определенного уровня, чтобы приняли в зернохранилище. Такой же был и расчет за труд: чем больше зерна за смену высушит бригада - тем больше денег и получит. Конечно, увидев в своей бригаде одних женщин, годящихся мне в матери, я немного расстроился. Показалось, что результат будет не очень хорошим, если в бригаде нет мужчин. Но, как оказалось в дальнейшем, это было большой удачей!
Работа в женском, мотивированном на успех коллективе, большое дело.Наряду с прекрасными коммуникациями между собой и отличными знаниями по оптимизации процессов сушки зерна (почти все женщины работали уже не первый год), у нашего коллектива оказалось мало вредных привычек. Перерывы на перекур отсутствовали, как и желание выпить за знакомство и хороший результат. Все это умножилось на сплоченность команды и энтузиазм молодого парня. Работа пошла! Каждый день я ходил на работу с отличным настроением. 14 дней пролетели очень быстро. Когда мне показали общие и персональные результаты работы, я был доволен. Я смог заработать на джинсы и даже немного отложил себе в накопления. Главное, я впервые понял силу женского коллектива.
Так повернулась судьба, что первую свою работу после службы в армии я нашел тоже в женском коллективе. И, устраиваясь на работу, я уже был абсолютно уверен в том, что все у меня получится хорошо. Так оно и получилось… Я успешно работал в банке, в коллективе на 98% состоящем из женщин, где моим руководителем была женщина, которую я считаю своим учителем в банковском деле. Вот так у меня и получилось в жизни, что первые деньги я заработал в женском коллективе, и первая моя гражданская работа была в женском коллективе. И это событие я вспоминаю с большой теплотой и благодарностью».
Валерий Цилиндь, директор ИООО «Эрикполь Брест»:
«Итак, свои самые - самые первые деньги я заработал на лесных посадках. Участвуя в кампании по озеленению территорий вместе с младшим братом, за 2 недели тяжелого физического труда нам удалось заработать 17 рублей! Родители добавили еще немного - и мы смогли купить футбольный мяч. В 70-х еще не было навороченных гаджетов, а советские мальчишки зависали не в соцсетях, а на спортивных площадках. Свои первые "студенческие" деньги (стипендия не в счет) я получал, работая по хозяйственному договору в НИС на полставки лаборантом кафедры химии, где мы под чутким руководством ученых брестского инженерно-строительного института (бывшего БИСИ) синтезировали полимеры на основе олигофурфурилоксисилоксана. Нам говорили, что наши эксперименты были частью большой государственной программы по созданию суперсовременной антикоррозионной защиты.
Потом были другие договора, где я фотографировал с микроскопа, писал программное обеспечение для статистической обработки данных и т.д. и т.п. Трудовая книжка регистрирует мои активности в студенческие годы аж на 3 страницах. Но, наверное, эта первая работа определила мою судьбу и, после окончания университета, я был распределен для работы в отраслевой научно-исследовательской лаборатории «АНТИКОР» под руководством профессора Зигмунта Казимировича Зиновича.
Ну, а деньги от работы шли на формирование самостоятельности. На 3 курсе университета я уже был практически полностью финансово независим».
Виктор Манкин
Комментарии
Да уж. Любой талант и склонность можно заметить уже в раннем детстве.
дааа... и не достать и целую зарплату отдай.. весёлое времечко..
Отличная статья. Я бы назвал
"Краткое руководство к действию для юноши, обдумывающему житье"