Отечественные онлайн-сервисы недовольны тем, что их иностранные соперники ведут в Беларуси нелегальный бизнес, не платят налоги, нечестно конкурируют и нарушают закон Республики Беларусь. О наболевшем с КВ поделились создатели первого белорусского онлайн-сервиса для заказа такси.
Уже давно известно, что в такси-индустрии назрела "революция". Традиционные
call-центры уходят в прошлое, а на смену им приходят онлайн-заказы через сервисы и приложения. Но, к сожалению, наше законодательство не такое гибкое и мобильное, как ИТ-индустрия, поэтому узаконить предпринимательскую деятельность, бурно развивающуюся в интернете, оказывается проблематично.
Нечестная конкуренция
Белорусский сервис заказа такси через интернет пришёл на рынок около двух с половиной лет назад. Создатели сервиса сразу решили, что будут вести только «прозрачный» бизнес. По их словам, заработать в Беларуси, не нарушая закон, тоже можно. Но сделать это гораздо сложнее, если твои конкуренты работают с нарушениями.
− Если конкурент не уплачивает какие-то налоги или платит их меньше, то он может поставить цену ниже, так как у него затрат меньше. А мы, в свою очередь, не можем себе этого позволить, − рассказывают о нечестной конкуренции разработчики. - Вот, например, Uber недавно снизил цены на свои тарифы, хотя по факту, наоборот, даже увеличил. А дело всё в том, что участились случаи увеличения коэффициента – это, когда с одного места поступает много заказов, а машин не хватает, и, чтобы заинтересовать водителя, повышается стоимость поездки.
Большинство такси-сервисов, работающие в столице, − это украинские, эстонские, латвийские, российские и др. фирмы. И, по мнению разработчиков белорусского сервиса для заказа такси, многие из них не соблюдают действующее на территории РБ законодательство.
«Во-первых, регистрируются эти фирмы в своей стране, а услуги предоставляют в нашей. А, во-вторых, на правовом уровне отсутствуют необходимые требования, чтобы пресечь эту деятельность или её узаконить», − говорят белорусы.
«Большинство интернет-сервисов нелегальны»
− Иностранные сервисы по заказу такси в нашей стране ещё не успели узаконить. Если бы их легализировали, им пришлось бы платить значительно больше налогов, − говорят разработчики.
И дело здесь не только в такси, а в том, что не легализирована сама модель заказа какой-то услуги через интернет-сервис. Но ребята понимают, что вносить изменения в законодательство непросто, поэтому не винят в этом государство.
− Нельзя всю вину перекладывать на государство. Ежедневно в интернете появляется огромное количество различных сайтов, приложений и т.д. Уследить за каждым интернет-сервисом, ведущим свою предпринимательскую деятельность, просто невозможно, − уверяют разработчики.
Естественно, в online больше свободы, чем в offline, поэтому и значительно меньше контроля. А прикрыть каналы передачи информации в интернете непросто, так как существует огромное количество обходных путей. Полный контроль над интернетом наступит точно не в ближайшие 10-20 лет, уверены ребята.
«Я не знаю ни одной страны, в которой была бы полностью легализована предпринимательская деятельность в секторе заказов такси через веб-сервисы. Чётко это не прописано нигде, даже в Штатах. Если такси работают нелегально, то и такого понятия, как «защита прав потребителей», у них не существует. Кого наказывать, если произойдёт авария?», − сожалеет бизнесмен.
Так в чём же нарушения?
1. В Законодательстве сказано, что веб-сервисы, получающие прибыль от своей деятельности, должны размещать сервера на территории страны, в которой ведут предпринимательскую деятельность. Арендовать сервера за пределами страны разрешено только в том случае, если владелец интернет-сервиса не получает от этого прибыль, к примеру, если это обычный блог.
«Большинство иностранных такси-сервисов, представленных в Беларуси, не имеют здесь физического сервера, что является нарушением», − негодуют белорусские разработчики.
2. Все легализованные веб-ресурсы, предоставляющие услуги третьим лицам, должны быть зарегистрированы в реестре страны. По мнению владельцев белорусского сервиса, многие иностранные такси там не фигурируют, а это является нарушением.
3. В прошлом году ребята обнаружили наружную рекламу своих конкурентов, в которой не были указаны реквизиты УНП. По словам владельцев белорусского такси-сервиса, содержание рекламы и ее территориальное размещение не соответствовали требованиям регламента. Об этом они сообщили в Мингорисполком и получили ответ (на фото).
Выход из сложившейся ситуации ребята видят только один. Более детально прописать требования к пассажироперевозкам, к водителям (страховка пассажиров, регулярный врачебный осмотр, номера белые или жёлтые и т.д.), внешнему виду, оформлению документов, веб-сервисам и т.д. С водителей такси сейчас и так много требуют, считают ребята, но нужно все это до ума довести.
Диана Васильева
Комментарии
>Выход из сложившейся ситуации ребята видят только один. Более детально прописать требования к пассажироперевозкам, к водителям (страховка пассажиров, регулярный врачебный осмотр, номера белые или жёлтые и т.д.), внешнему виду, оформлению документов, веб-сервисам и т.д. С водителей такси сейчас и так много требуют, считают ребята, но нужно все это до ума довести.
Uber им в ответ - ребята, мы оказываем только и только сервис. - Когда автолюбитель везёт свою тёщу на дачу, вместе с женой и детьми, - никто у него не требует ни страховки пассажиров (жены, тёщи и детей), ни ежедневного врачебного осмотра, ни номеров белых или жёлтых и т.д.
Или короче - "Вам шашечки или ехать? (С)