Работа в Силиконовой долине – едва ли не главная мечта программистов со всего мира. Кому-то удается ее исполнить. Причем, немало таких счастливчиков и среди белорусов. Павел Шклейник – один из них. Около двух месяцев назад он вместе с супругой отправился «покорять» американские просторы. Что из этого вышло – в материале КВ.
- Павел, как так получилось, что ты уехал из Беларуси?
- Мечта повидать штаты у меня появилась еще в детстве при просмотре голливудских фильмов. С возрастом она крепла, и со временем я стал искать пути ее осуществления.
Одной из первых попыток был запуск стартапа. Мои розово-ванильные фантазии рисовали мне красочное будущее с экспоненциальным ростом пользователей и очередью из инвесторов. Я представлял, как за моим драгоценным мозгом сразу после запуска прилетит частный самолет и заберет меня в волшебную страну, где все будут внимать моим гениальным идеям и воодушевленно помогать воплощать их в жизнь. Но реальность была не согласна с моими фантазиями: рост не был стремительным, и желающих вложиться в стартап-сказку в Беларуси не нашлось. Вечно питаться фантазиями было невозможно, и я вернулся к работе за деньги. Там, на работе, я тоже пытался договориться с руководством о переводе в Штаты на своих условиях, но из этого ничего не вышло.
Зимой 2013-2014 я прошел ряд собеседований в Facebook, но коммуникация с их стороны оборвалась так же внезапно, как и началась. И вот, одним заурядным осенним рабочим днем 2014-го моя будущая жена увидела в LinkedIn информацию о том, что Epam ищет людей для работы в Штатах. Немного подумав, мы решили откликнуться. Десяток собеседований и почти год бюрократии и ожиданий – и вот мы здесь, в Мекке мирового IT бизнеса – Калифорнии. На данный момент мы живем здесь чуть больше двух месяцев.
- А как удалось пройти собеседование в американскую структуру ЕPAM?
- Это все удача и стечение обстоятельств. По сути, все началось еще больше двадцати лет назад, когда родители отдали меня в лучшее учебное заведение моего города (и, как мне лично кажется, во всем мире) – гимназию №1 города Борисова. Там мне привили любовь к знаниям и научили учиться. Потом мне снова очень повезло, я был дисциплинированным мальчиком и в старших классах просиживал штаны за Сканави, ходил на все факультативы по английскому и математике, в запой решал тесты. Благодаря этому, мне «подфартило», и я прошел на бюджет на специальность с самым высоким проходным балом в год поступления. После этого все пошло как по маслу: бессонные ночи за лабораторными и курсовыми, совмещение второго высшего образования (референт-переводчик) и работы в IT с четвертого курса… Ничего особенного, в общем.
Так о чем я? Ах да, работа. Тут все как у всех. Иногда сидел до 7 утра в офисе, пока помоложе был, потом остепенился и всего лишь время от времени занимался суппортом 24/7. Но на работе чего-то не хватало, хотелось своего «велосипеда». Решил свой проект сделать, пока делал, прокачал скилы по всему технологическому стеку, т.к. делал один. Но главное ведь не цифры, уравнения и алгоритмы, а люди. Я всегда был открыт для интересных предложений по работе и часто общался с рекрутерами. Это активность дала свои плоды, и один мой хороший знакомый рекрутер однажды рассказал об этой возможности. Дальше пустяки, повторюсь: десять собеседований, год нервного ожидания, и я тут.
- Насколько вообще, на твой взгляд, реально белорусскому программисту найти работу в Силиконовой долине?
- Все реально. Главное – усердно работать каждый день. И речь идет об «умной» работе. Можно измотаться до смерти и стереть руки в кровь, откапывая яму до обеда и закапывая после, а можно взять телефон и вызвать экскаватор. Вызвать экскаватор эффективнее, да и закапывать яму – не лучшая идея. Иногда стоит задуматься: а нужно ли копать? Где копать? Зачем? Вообще, тут без разницы, белорус ты, индус или китаец, сколько тебе лет, какого ты пола и вероисповедания. Главное, какой у тебя потенциал, и готов ли ты его раскрыть.
- А заниматься ИТ-бизнесом там легче, чем у нас?
- Не знаю, пока что не пробовал, но мировой опыт доказывает, что возможностей здесь больше. Возможно, у читателя возникнет вопрос: почему стратапер-сорвиголова прямо из аэропорта не бросился на какую-нибудь fundraising тусовку? Причин несколько. При трудоустройстве я подписал кучу бумаг, согласно которым мой работодатель является владельцем всей интеллектуальной собственности, произведенной моим мозгом в период моего трудоустройства. Моя виза привязана к работодателю, и по закону я не могу больше нигде работать и даже вести свой бизнес.
- Хорошо, чем, в целом, отличается ИТ-индустрия Беларуси и США?
- Главное и основное отличие в том, что здесь работают над своими продуктами, а у нас львиная доля компаний – над чужими. Печально, но факт… Про размах и ресурсы, думаю, даже не имеет смысла говорить. Здесь рабочее место одного сотрудника может стоить, как совокупность рабочих мест небольшой команды в Беларуси.
- Тогда расскажи поподробнее, как проходила адаптация к новой жизни. С какими трудностями ты столкнулся в первую очередь?
- Трудности есть, но только первое время. Как это могло бы быть в любой стране при переезде. Поначалу я чувствовал себя как новорожденный: ни номера социального страхования, ни медицинской страховки (и всех остальных страховок), ни счета в банке, ни кредитной истории, ни машины, ни жилья… Да, в общем, ничего. Мы приехали сюда с одним чемоданчиком. Но если у тебя есть договор найма, и все документы в порядке, то особых проблем быть не должно.
Что касается каких-то бытовых вещей… Сложнее всего было найти и протестировать местные продукты питания, схожие с родными, и научиться им доверять. Главное и любимое напоминание о родине здесь – моя жена, мой кусочек Беларуси, который всегда со мной. Особой разницы менталитетов я не ощущаю. Скорее всего, потому, что попал в идентичную социальную группу. Те же бойцы IT-фронта, приблизительно того же возраста, с теми же проблемами, переживаниями и радостями.
- Но чем-то ведь удивила жизнь в Америке, быт американцев, их менталитет? Какие открытия ты для себя сделал?
- Вряд ли я что-то открыл, скорее, подтвердил многое из того, что слышал и читал об американцах. Живут в кредит, очень ценят свою работу, куча бюрократии и «заморочек» со всяческими законами и правилами. Отсутствие прозрачности во многих жизненно важных сферах, таких как медицина, налогообложение, визы и статусы, в первое время, конечно, вводят в ступор. Но сейчас рынок бурлит стартапами, которые как раз нацелены на то, чтобы сделать сложное понятным и доступным, так что есть надежда на светлое будущее!
- А что поразило в самой Калифорнии?
- Природа и климат. Это была одна из причин, почему я задумывался о переезде в другое место. Девять месяцев без солнца в Беларуси нагоняли на меня тоску. Огромные дорожные развязки и «хай веи», смелая архитектура. А вообще, все было таким знакомым, как будто вернулся домой после долгого отсутствия. Или как будто нахожусь на съемочной площадке фильма, и из-за угла вот-вот выбежит Халк.
- В таком случае, наверняка уже есть мысли остаться в Штатах навсегда? Или все же планируете с супругой вернуться в Беларусь?
- Пока сложно говорить… Нам точно придется туда еще не раз съездить для продления визы. Но если бы была возможность не ехать, то, возможно, и не поехал бы… Родных и близких я с большим удовольствием лучше повидаю здесь.
- А что насчет своего стартапа в Америке?
- Эта мысль была одной из движущих сил, именно она заставила меня нырнуть с головой во всю эту авантюру. На данный момент меня все устраивает в текущем положении дел, радуют и те перспективы, которые передо мной раскрываются. Но, как говорил Суворов, «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
Ксения Гибеж
Комментарии
Страницы
И зачем в конце было вспоминать Виктора Суворова (настоящее имя Владимир Богданович Резун) и его книгу "Аквариум" с «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»? Это явный Ваш намёк, что Резун предал Родину и уехал в Великобританию, а Вы в США и Вы тоже ....?
akrass > а Вы в США и Вы тоже...
Да, если все уедут, кто в Беларуси бульбу будет перебирать то?
Про Суворова - это была такая шутка, надеюсь?
% вычислить не пробовали? Если немало, то почему
Воистину от журналиста до журнализда один шаг. С математикой у журфакистов напряжёнка. Что-нибудь пофоткать норовят, да интервью взять...
mike > С математикой у журфакистов напряжёнка. Что-нибудь пофоткать норовят, да интервью взять...
Ожидать от них вывод какой-либо теоремы? Я бы не стал. Имхо.
>Про Суворова - это была такая шутка, надеюсь?
Это было что-то вроде оксюморона. Имхо
Специально для вас на днях будет интервью с одним весьма умным человеком.
>Специально для вас на днях будет интервью с одним весьма умным человеком.
Не пугайте. mike уже ничем не запугаешь! :-)
То есть Родина его из последних, блин, сил учила, для того, чтобы этот "счастливчик" слинял в штаты:) Нет, конечно, каждый имеет право жить, где хочет - это понятно... Это наша беда. Образование - штука очень дорогая + создается трудом не одного поколения, а мы, как я уже писал, спонсируем штаты... Ну мы ж богатые:)
leo3 > а мы, как я уже писал, спонсируем штаты...
Выпуск любого оборудования (БЕЛАЗы) или сырья (калийные удобрения) или продовольствия (бульба, молоко) или софта или электричества от АЭС - есть поставка за бугор наших физических и умственных человеческих усилий, знаний, умений.
Но есть ли это спонсорство?
Страницы