Почему ИТ-образование не успевает за бурным ростом индустрии?

В этом году завершает свою работу Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 - 2015 годы. Несмотря на то, что белорусская ИТ-индустрия смогла почти вдвое перевыполнить заложенные в программу планы по объемам экспорта услуг, в будущем её рост может существенно замедлиться из-за нехватки квалифицированных кадров. О том, почему образование не успевает за потребностями индустрии, и что делать с этим дальше, KV рассказал Евгений Ластовский, директор Координационно-методического центра ассоциации «Инфопарк».

- Как бы Вы оценили ход выполнения Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 - 2015 годы?

- Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий заканчивается в 2015, т.е. в этом году. По всей программе я не могу дать оценку т.к. мы принимали участи в реализации только одного из её направлений – 9 подпрограммы «Развитие экспортно-ориентированной ИТ-индустрии».

В целом, заявленные изначально показатели (цели) данной подпрограммы по экспортной выручке не только выполнены, но и перевыполнены. Было запланировано 430 миллионов долларов экспортной выручки, а будет по концу этого года около одного миллиарда. Так что, можно официально говорить об успешности экономической составляющей реализации этой подпрограммы.

- Все ли пункты программы выполняются в соответствие с планом? Если нет, то какие "буксуют"?

- Тут, на мой взгляд, нужно выделить два подхода к оценке реализации выполнения мероприятий: формальный и реальный.

С формальной точки зрения большинство запланированных мероприятий выполнено. С реальной - некоторые из мероприятий, как Вы выразились, «буксуют».  

В частности, до конца не решен вопрос о предоставлении ИТ образованию льгот аналогичных предусмотренных в Декрете о ПВТ для  разработчиков программного обеспечения.

- В чем причина "пробуксовки"?

- Причин много, нельзя выделить какую-то одну. Причины носят, как мне кажется, организационный и человеческий характер.

Организационными я называю причины, связанные с тем, что для выполнения многих мероприятий необходимо более тесное взаимодействие с органами госуправления, у которых и без наших мероприятий хватает работы. Это не могло не вызвать «пробуксовку».

Вторая причина, как я уже говорил – человеческая. Она состоит в том, что многое из того, что нужно реализовать приходилось доносить до людей, не обладающих видением картины происходящего в целом. Ввиду сложности и объемности некоторых мероприятий подпрограммы, задействованные лица, к сожалению, не всегда понимали, зачем мы это делали. Это тоже вызывало «пробуксовку».

- Какова роль координационно-методического центра в этой подпрограмме?

Роль координационно-методического центра исходит из возложенных на него постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 28 марта 2011 функций, которые мы обязаны обеспечить. Они таковы:

  • мониторинг международного рынка учебных программ для ИТ-специальностей
  • исследование мировых тенденций в сфере ИТ и составление прогнозов
  • ведение базы данных актуальных технологий и учебных программ
  • ведение специализированных электронных изданий по информационным технологиям
  • формирование списка специальностей и специализаций, определение квалификационных требований к ним
  • разработка и проведение профориентационных и квалификационных тестов
  • аккредитация организаций, ведущих деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере ИТ и специалистов для отрасли ИТ (далее – учебные центры), и сертификация преподавателей.

Как видно из перечисленных мной функций КМЦ, переоценить его важность и значимость для ИТ-отрасли на данном этапе довольно сложно.

- Нужна ли аккредитация организаций, ведущих деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере информационных технологий?

- Да, нужна. Прежде всего, для повышения качества обучения в тех учебных центрах, которые действительно к этому стремятся и постановки заслона от тех, кто хочет наживаться на популярной нынче теме. Направление новое, и требует особого внимания и помощи.  Оставить это направление чисто на откуп рынку, на этом этапе своего развития, было бы ошибкой, за которою десятки тысяч людей  расплатились бы своими деньгами. Это нужно и для того, чтобы организации, занимающиеся обучением в важной для Беларуси ИТ-сфере, предоставляли услуги, которые будут удовлетворять не только слушателей, но и нанимателей данных слушателей.

- Как будет выглядеть эта аккредитация?

Процесс будет состоять из нескольких этапов.

- Сейчас мы занимаемся созданием реестра всех учебных центров в сфере ИТ в Беларуси, которые занимаются обучением в ИТ-сфере. На его основе, с учетом отзывов слушателей и работодателей будет вестись рейтинг таких центров.    

На втором этапе всем будет предложено в добровольном порядке пройти  процедуру оценки качества обучения. Она будет проводиться по заявительному принципу, путем заполнения подготовленных КМЦ анкет. Отдельное анкетирование о качестве обучения теми или иными учебными центрами  пройдет и среди нанимателей. Как независимый инструмент планируется также использовать ведущие международные тестовые платформы.

С учетом полученной  информации будут сделаны промежуточные выводы о текущем состоянии нашего ИТ-образования по сравнению с другими странами и будут выработаны рекомендации по его улучшению и некоторые обязательные требования к учебным центрам. Те центры, которые будут им соответствовать - будут аккредитованы. Поначалу планируется, что это будет своеобразным «знаком качества», в дальнейшем, возможно, обязательным условием для подобного рода деятельности.

- Будут ли аттестовываться преподаватели?

- Да, это планируется.

- А выпускники?

- Выпускники по окончанию курсов будут сдавать тест в специализированном центре при КМЦ, независимо от внутренних тестов, подобно как водительские тесты в ГАИ. Хотя главной аттестацией выпускников можно считать количество успешно трудоустроенных по тому направлению, которому они обучались. Если после окончания курсов они не смогли трудоустроиться, это для нас сигнал на внесения корректив.

- Будут ли принимать участие в процессе аттестации сами компании-работодатели?

Мы планируем их привлечение. Как я уже сказал, наниматели – главный показатель успешности как самого обучающегося, так и УЦ (Учебного центра).

- Когда планируется запустить это всё в работу?

Сроки определены постановлением Совета Министров РБ - до конца текущего года. Времени остается очень мало.

Приглашаю все УЦ принять участие не только в формировании реестра. Мы открыты для конструктивного диалога по любым вопросам, связанным с совершенствованием ИТ образования. 

Контакты Евгения Ластовского:

Lastouski@infopark.by

 

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя savely

Рубашка для фоток правильная! :)

Но, IMHO, "нагнетают" c целью "а дайте-ка нам еще бабла/льгот, и побольше".

Или я ошибаюсь? 

>Рубашка для фоток правильная! 

 Нормальная рубашка, просто кто-то слегка неправильно уменьшил изображение :)