В этом году завершает свою работу Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 - 2015 годы. Несмотря на то, что белорусская ИТ-индустрия смогла почти вдвое перевыполнить заложенные в программу планы по объемам экспорта услуг, в будущем её рост может существенно замедлиться из-за нехватки квалифицированных кадров. О том, почему образование не успевает за потребностями индустрии, и что делать с этим дальше, KV рассказал Евгений Ластовский, директор Координационно-методического центра ассоциации «Инфопарк».
- Как бы Вы оценили ход выполнения Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 - 2015 годы?
- Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий заканчивается в 2015, т.е. в этом году. По всей программе я не могу дать оценку т.к. мы принимали участи в реализации только одного из её направлений – 9 подпрограммы «Развитие экспортно-ориентированной ИТ-индустрии».
В целом, заявленные изначально показатели (цели) данной подпрограммы по экспортной выручке не только выполнены, но и перевыполнены. Было запланировано 430 миллионов долларов экспортной выручки, а будет по концу этого года около одного миллиарда. Так что, можно официально говорить об успешности экономической составляющей реализации этой подпрограммы.
- Все ли пункты программы выполняются в соответствие с планом? Если нет, то какие "буксуют"?
- Тут, на мой взгляд, нужно выделить два подхода к оценке реализации выполнения мероприятий: формальный и реальный.
С формальной точки зрения большинство запланированных мероприятий выполнено. С реальной - некоторые из мероприятий, как Вы выразились, «буксуют».
В частности, до конца не решен вопрос о предоставлении ИТ образованию льгот аналогичных предусмотренных в Декрете о ПВТ для разработчиков программного обеспечения.
- В чем причина "пробуксовки"?
- Причин много, нельзя выделить какую-то одну. Причины носят, как мне кажется, организационный и человеческий характер.
Организационными я называю причины, связанные с тем, что для выполнения многих мероприятий необходимо более тесное взаимодействие с органами госуправления, у которых и без наших мероприятий хватает работы. Это не могло не вызвать «пробуксовку».
Вторая причина, как я уже говорил – человеческая. Она состоит в том, что многое из того, что нужно реализовать приходилось доносить до людей, не обладающих видением картины происходящего в целом. Ввиду сложности и объемности некоторых мероприятий подпрограммы, задействованные лица, к сожалению, не всегда понимали, зачем мы это делали. Это тоже вызывало «пробуксовку».
- Какова роль координационно-методического центра в этой подпрограмме?
Роль координационно-методического центра исходит из возложенных на него постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 28 марта 2011 функций, которые мы обязаны обеспечить. Они таковы:
- мониторинг международного рынка учебных программ для ИТ-специальностей
- исследование мировых тенденций в сфере ИТ и составление прогнозов
- ведение базы данных актуальных технологий и учебных программ
- ведение специализированных электронных изданий по информационным технологиям
- формирование списка специальностей и специализаций, определение квалификационных требований к ним
- разработка и проведение профориентационных и квалификационных тестов
- аккредитация организаций, ведущих деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере ИТ и специалистов для отрасли ИТ (далее – учебные центры), и сертификация преподавателей.
Как видно из перечисленных мной функций КМЦ, переоценить его важность и значимость для ИТ-отрасли на данном этапе довольно сложно.
- Нужна ли аккредитация организаций, ведущих деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере информационных технологий?
- Да, нужна. Прежде всего, для повышения качества обучения в тех учебных центрах, которые действительно к этому стремятся и постановки заслона от тех, кто хочет наживаться на популярной нынче теме. Направление новое, и требует особого внимания и помощи. Оставить это направление чисто на откуп рынку, на этом этапе своего развития, было бы ошибкой, за которою десятки тысяч людей расплатились бы своими деньгами. Это нужно и для того, чтобы организации, занимающиеся обучением в важной для Беларуси ИТ-сфере, предоставляли услуги, которые будут удовлетворять не только слушателей, но и нанимателей данных слушателей.
- Как будет выглядеть эта аккредитация?
Процесс будет состоять из нескольких этапов.
- Сейчас мы занимаемся созданием реестра всех учебных центров в сфере ИТ в Беларуси, которые занимаются обучением в ИТ-сфере. На его основе, с учетом отзывов слушателей и работодателей будет вестись рейтинг таких центров.
На втором этапе всем будет предложено в добровольном порядке пройти процедуру оценки качества обучения. Она будет проводиться по заявительному принципу, путем заполнения подготовленных КМЦ анкет. Отдельное анкетирование о качестве обучения теми или иными учебными центрами пройдет и среди нанимателей. Как независимый инструмент планируется также использовать ведущие международные тестовые платформы.
С учетом полученной информации будут сделаны промежуточные выводы о текущем состоянии нашего ИТ-образования по сравнению с другими странами и будут выработаны рекомендации по его улучшению и некоторые обязательные требования к учебным центрам. Те центры, которые будут им соответствовать - будут аккредитованы. Поначалу планируется, что это будет своеобразным «знаком качества», в дальнейшем, возможно, обязательным условием для подобного рода деятельности.
- Будут ли аттестовываться преподаватели?
- Да, это планируется.
- А выпускники?
- Выпускники по окончанию курсов будут сдавать тест в специализированном центре при КМЦ, независимо от внутренних тестов, подобно как водительские тесты в ГАИ. Хотя главной аттестацией выпускников можно считать количество успешно трудоустроенных по тому направлению, которому они обучались. Если после окончания курсов они не смогли трудоустроиться, это для нас сигнал на внесения корректив.
- Будут ли принимать участие в процессе аттестации сами компании-работодатели?
Мы планируем их привлечение. Как я уже сказал, наниматели – главный показатель успешности как самого обучающегося, так и УЦ (Учебного центра).
- Когда планируется запустить это всё в работу?
Сроки определены постановлением Совета Министров РБ - до конца текущего года. Времени остается очень мало.
Приглашаю все УЦ принять участие не только в формировании реестра. Мы открыты для конструктивного диалога по любым вопросам, связанным с совершенствованием ИТ образования.
Контакты Евгения Ластовского:
Комментарии
Рубашка для фоток правильная! :)
Но, IMHO, "нагнетают" c целью "а дайте-ка нам еще бабла/льгот, и побольше".
Или я ошибаюсь?
>Рубашка для фоток правильная!
Нормальная рубашка, просто кто-то слегка неправильно уменьшил изображение :)