На прошлой неделе Mozilla представила на суд публике высоко оптимизированную версию JavaScript'a, которая нацелена на то, чтобы запускать трёхмерные игры прямо в окне браузера. Причём речь идёт о довольно солидном уровне графики, конкретно – о движке Unreal Engine 3 (2008г – наши дни). Разработчики уже объединили свои усилия с игровой студией Epic Games, авторами Unreal Engine, чтобы воплотить идею о возможной работе этого движка онлайн. Мало того, в связи со своей инновацией, люди из Mozilla начали переговоры с Electronic Arts, Диснеем и Zetolab – тяжеловесами от мира «компьютерных развлечений».
Из упомянутой тройки компаний, скорее всего, EA более всего заинтересована в новой разработке, так как мечты о полном контроле над своей продукцией – её кредо. Вспомнить хотя бы недавний скандал с запуском игры SimCity, требовавшей обязательного подключения к серверу, что вызвало массу неудобств у покупателей и внушительную волну негодования. EA пошла на сознательный, просчитанный риск, и всё ради того, чтобы их продукт не достался пиратам. Если появится технология, смысл которой заключается в том, что онлайн – это способ играть в игру, а не требование для запуска игры, такая технология, разумеется, будет импонировать политике компании.
Подобная разработка для Mozilla Firefox очевидный шаг на встречу тенденции о стриминге всего и вся. Если действительно предположить, что полновесную игру можно запустить через браузер, то это открывает революционные перспективы: не нужно думать о начинках платформ, о том компьютер у вас, игровая приставка или смартфон – достаточно, чтобы устройство поддерживало Mozilla Firefox.
Однако если игры будут подкачиваться часами (в конце концов, речь о Unreal Engine 3), такой сервис никому не нужен. Облегчить проблему может организация Khronos Group, если у неё получится выработать единый набор форматов данных для 3D-моделей, текстур и других ресурсов.
Как Гугл, так и Майкрософт также двигаются в этом направлении. Например, Native Client с открытым исходным кодом от Google – это технология для запуска машинного кода в браузерах, безопасно и независимо от ОС пользователя. Проект находится в стадии разработки. Под Google Native Client уже были портированы Quake и XaoS.
Принимая во внимание то, что сейчас получаются довольно неплохие игры, работающие на мобильных устройствах, написать игру, которая не будет тормозить в браузере десктопа вполне реально. Что касается целесообразности проекта – её покажет время. Одно только не понятно – чем всё это лучше идеи об удалённом доступе к игре, уже установленной и обсчитываемой на сервере производителя? Сервер получает от вас команды, вы от него – картинку. Судя по сообщениям на форумах, люди сами пробуют наладить нечто подобное хоть через тот же ТимВьюер, предсказуемо, с анекдотическим результатом «1-2 кадра в секунду». Где же инициатива профессионалов?
Евгений Хоменко