Чем мог бы запомниться 2010-й год, с исторической точки зрения? Если говорить о воплощении научной фантастики в жизнь, то очень многим. Например, в мае робот заключил брак между двумя креативными японскими молодоженами. Неизвестно, говорил ли он известную фразу: "Сойдите с ковра, пожалуйста", а, впрочем, кто еще мог поженить профессора робототехники и работницу компании Kokoro Ltd, занимающейся выпуском известных моделей тех же роботов i-Fairy? А представьте, как бы это могло реализоваться в пресловутой системе "одно окно"? Походишь к банкомату и выбираешь: оплатить коммунальные платежи, услуги операторов мобильной связи, заключение брака... Ага, вот. "Вставьте карточку и введите пин-код".
В 2011-м в Лондоне состоится натуральная реализация концепта такси без водителей. Эти специальные четырехместные кабинки по существу являются электромобилями и передвигаются по специальным трассам. Сама идея разрабатывалась с 1995 года профессором Мартином Лоусоном и его командой. Прототип такси нового поколения несколько лет являлся украшением выставки в лондонском Научном музее, а в следующем году уже 18 беспилотных электрокаров будут развозить пассажиров из пятого терминала аэропорта Хитроу. Развиваемая скорость - 40 км/ч. В том же 2011-м планируется таким образом обеспечить пассажиропоток 500 тыс. человек. Причем на новинку обратили пристальное внимание и другие страны: на электромобили-такси уже получены заказы из Америки, Среднего Востока и Индии. Данный вид транспорта интересен исходя из многих соображений. Он безопасен для пассажиров, специальные трассы подразумевают отсутствие пробок, что очень актуально для современных мегаполисов, а поскольку речь идет об электрокарах, то отсутствуют выбросы в атмосферу. Вполне возможно, что внедрение именно этих новинок станет основным и самым известным впоследствии технологическим ноу-хау для начала XXI века.
В Китае в уходящем году представили другой не менее интересный вариант перевозки пассажиров, а именно - автобусы 3D Express Coach, строительство первого экспериментального 186-километрового пути для которых должно начаться в конце 2010-го. Что же такое 3D Express Coach? Довольно удивительное решение. Представьте себе многоярусный автобус, нижний этаж которого является... туннелем для проходящих через него автомобилей. Высота гиганта 4,6 м (чуть ниже двухэтажного дома), длина - 6 м. Способ работы - гибридный: электричество/солнечная энергия. Развиваемая скорость - до 60 км/ч. За этот же час 3D Express Coach может обеспечить перевозку 1200-1400 пассажиров. Пока не совсем ясно, состоится ли беспилотная реализация управления, но, в целом, с массовым внедрением 3D Express Coach, по заявлениям создателей проекта, дорожные пробки сократятся, как минимум, на 30%. Причем стоит отметить, что высота проезжающих под автобусом автомобилей должна быть не выше 2 м.
Конечно, внедрение такового требует и определенной культуры поведения среди других участников движения. Например, использование 3D Express Coach довольно трудно себе представить в Москве, потому как там наверняка какой-нибудь автокран или грузовик "решит" проехать по передвижному туннелю, а на путях 3D Express Coach обязательно кто-нибудь будет передвигаться. Вообще, сравнение этой машины с автобусом не совсем уместно, больше подошло бы сравнение с трамваем. Хотя есть элементы совмещения и с другими вариантами транспорта. Например, для загрузки и выгрузки пассажиров используются надувные трапы, которые имеются в самолетах для случаев аварийной посадки.
Вообще, английский вариант является более приемлемым в силу того, что там предусматривается разделение транспортных трасс и отсутствие привязки к уже существующим.
Между тем, со времен гонок DARPA, в рамках которых тестировались обычные автомобили с управлением за счет искусственного интеллекта, прошло довольно много времени. Тогда ситуация показала, что сами технологии уже есть и достаточно не сложны в реализации. Не так давно Google занялась выпуском беспилотных автомобилей, а в октябре этого года буквально все новостные ленты обошла фотография новой концепт-модели от Джона Букаса (John Bukasa) из студии дизайна Casser Design, называемая "The Guardian". В данном разрезе она почему-то часто именуется роботом, поэтому в тех же новостных лентах появляется больше в разделах робототехники, нежели автомобилестроения. В принципе, реализация такового более чем реальна.
Дело в том, что если вспомнить условия соревнований беспилотных машин DARPA Urban Challenge, перед участвующими автомобилями была поставлена задача: добраться из пункта А в пункт Б в рамках реальной городской местности с учетом окружающего движения и правил (светофоры). Для анализа и расчета маршрутов использовалась встроенная карта, определение текущих координат - GPS. И тогда многие участники хорошо справились с задачей. Поэтому беспилотные машины с искусственным интеллектом - это не сказки.
Что касается концепта от Джона Букаса, то, как вы понимаете, в его рамках создавался сам дизайн. При этом предусмотрено гибридное питание - электричество/солнечная энергия.
Вместе с тем следует выделить и отдельную нишу - включение искусственного интеллекта и беспилотного механизма управления для обычных автомобилей. Не так давно появилась новость о дистанционном управлении автомобилем посредством iPhone, реализованном в рамках немецких исследований "группы искусственного разума" из берлинского университета Freie Universitat. Сам концепт называется "Spirit of Berlin" ("Дух Берлина"). Но на самом деле, хотя реально действующий прототип уже создан, стоит отметить, что для реализации даже качественного дистанционного управления, не говоря уже о беспилотном варианте, производимом за счет компьютерной программы, автомобиль нужно оснастить большим количеством датчиков и сенсоров. Скорее всего, в то время, когда беспилотная техника начнет серьезно отвоевывать себе значимое место в жизни человека, необходимость адаптации старых автомобилей отпадет сама собой. Почему? Наверное, в силу того, что ныне современные модели уже оснащаются всевозможными интеллектуальными системами и датчиками, как говорится, "под завязку". Реализованы механизмы автопарковки, практически везде есть связь с GPS. То есть сам процесс перехода будет носить эволюционный характер.
В завершении этого выпуска "Точки Ку" стоит отметить некоторые высказывания на форуме "КВ", касающиеся вопроса: нужно ли в специализированной компьютерной прессе рассказывать о вопросах современной культуры во всех ее проявлениях? Многое из того, что нас окружает, создано в результате работы человеческой фантазии, без нее никак. Она необходима и для большинства технических инженерных специализаций, в том числе и в компьютерной отрасли. К тому же, в рамках ИТ-специализаций стоит выделять не только программистов, но и дизайнеров, 3D-моделеров/аниматоров, современных музыкантов - это не менее сложные технические профессии. IT-сектор более широк, чем кажется. К тому же сами технологии сейчас в значительной степени влияют на массовую культуру.
На сим завершаю,
Ваш Кристофер,
itcs.3dn.ru