Почему пиратство не умирает?

Пока производители рассказывают пользователям о преимуществах лицензионного ПО перед пиратским, пока проводят показательные судебные процессы над теми, кто активно не верит в эти преимущества, пользователи по-прежнему предпочитают использовать контрафактные копии. В чем причина неуспеха всех мер, предпринимаемых производителями софта?

Как написала на прошлой неделе "Лента.ру" со ссылкой на исследование, проведенное компанией HeadHunter, в 56% российских компаний сотрудники используют нелицензионные программы. То есть половина россиян по-прежнему не собирается переходить на лицензионные программы, невзирая на громкие дела наподобие дела Поносова и на драконовские меры по поиску нелицензионного ПО на фирмах и в государственных организациях (знаменитые "маски-шоу"). Более того, 11% респондентов на работе используют только пиратский софт. В 45% случаев хотя бы часть программ пиратские. При этом только 34% респондентов самостоятельно установили на рабочий компьютер пиратские программы. В 30 % случаев этим занимается сама компания, а в 36% - компания совместно с работником.

В общем-то, ответ на вопрос о том, почему все обстоит именно так, а не иначе, в своем исследовании дает сама HeadHunter. 90% опрошенных называют в качестве основной причины установки именно пиратских версий ПО желание сэкономить. 93% пользователей вовсе не видят никакой разницы между лицензионным и пиратским программным обеспечением.

Фактически, производители программного обеспечения за запрашиваемые ими суммы не могут предложить пользователям никаких преимуществ, которых нет у программного обеспечения, купленного у пиратов за суммы, на порядок меньшие цены официального производителя. Если говорить о бесплатном скачивании взломанных программных продуктов через Интернет, то здесь и вовсе конкурировать чрезвычайно сложно.

Если пользователям кажется, что программное обеспечение стоит неоправданно дорого, почему бы производителю просто не снизить цену и не постараться компенсировать это снижение увеличением количества продаж? Такая идея, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, на самом деле не сулит производителю ничего хорошего. Дело в том, что при снижении цены вверх поползут только розничные продажи продукта, в то время как корпоративный сектор и OEM-поставки, являющиеся для крупных производителей ПО основным источником дохода, реагируют на цены продуктов в куда меньшей степени, чем розница. Поэтому снижение цены для корпоративных клиентов и поставщиков оборудования повлечет за собой и значительное снижение прибыли компании. Снизить же цену для индивидуальных покупателей, оставив цены для организаций на прежнем уровне, тоже нет никакой возможности. Собственно, как нетрудно заметить, все акции по устрашению и уговоры направлены именно на корпоративных пользователей, которые и так готовы купить ПО, если на это есть деньги. Если денег нет, то, конечно же, нет и покупки. Поэтому и возникает замкнутый круг: производители не могут снизить цену, потому что боятся остаться без прибыли, а покупатели не могут отказаться от нелицензионного программного обеспечения, потому что банально не имеют достаточного количества средств для покупки лицензионного. Будем ждать глобальных перемен, способных сдвинуть ситуацию с мертвой точки...

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2010 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!