Оригинальное
название: Inception Cтрана: Великобритания, США Жанр: фантастика, драма, триллер, боевик, детектив Режиссёр: Кристофер Нолан В ролях: Леонардо ди Каприо, Кен Ватанабе, Марион Котийяр Премьера: 8 июля 2010 г. Бюджет: $160 млн. Продолжительность: 148 минут |
Этим летом маститый
голливудский режиссёр Кристофер
Нолан вновь взорвал мозг зрителей.
Загадочно поманив на показ своего
нового фильма "Начало", он
погрузил их в путешествие вглубь
подсознания, а затем грубо
вытолкнул в реальность, оставив
мучиться вопросом: "Что это
было?". А пока более вдумчивые
пытались разложить всё увиденное
по полочкам, самые впечатлительные
наводнили многочисленные форумы и
блоги возгласами "Шедевр!" и
"Это было прекрасно!". В
кратчайшие сроки фильм взлетел на
3-е место в рейтинге IMDB. Предыдущий
фильм Нолана, "Тёмный рыцарь",
также не был обделён зрительскими
симпатиями. Но теперешний восторг
кажется более искренним. Оба фильма
могут похвастаться более чем
скромной пиар-кампанией в странах
бывшего Советского Союза. Однако
история о похождениях человекомыша
продемонстрировала довольно
посредственные результаты в
русскоязычном прокате. Приключения
же путешественников по снам только
набирают обороты, а кассу в России
они уже собрали сравнимую с
последним фильмом про Бэтмэна.
Вкратце завязка сюжета: талантливый взломщик снов, Дом Кобб, промышляющий кражей мыслей и идей из чужих мозгов, однажды попадает в переделку. Влиятельный мультимиллионер берётся помочь ему разрешить все его проблемы. Взамен он требует выполнить одну необычную работу: на сей раз не украсть, а внедрить в сознание конкурента некую идею. Кобб берется за дело, однако в чужом сне ему придётся столкнуться не только с противостоящим подсознанием, но и с собственным скелетом в шкафу. Нерешённая психологическая проблема Кобба может пустить под откос всё предприятие.
Нолан всегда отличался повышенным интересом к тайнам человеческой психики. Остался верным себе он и в этот раз. В "Начале" он попытался показать грандиозность самой идеи проникновения в разум и заражения его определенными целями. От того, как воришки мыслей, переквалифицировавшиеся в манипуляторов сознанием, ловко играют на потаённых желаниях и эмоциях своего "пациента", становится как-то не по себе. Невольно закрадывается мысль: как же мало знаем мы о себе и как много с нами могут сделать другие, если они обладают определённой методикой и информацией. Даже без фантастических устройств, умеющих навевать грёзы. Впечатляет и психологическая линия Кобба, служащая наглядной иллюстрации цитаты из фильма: "Идея - это самый живучий в мире паразит. Однажды поразив ваш мозг, она может заполнить его целиком и даже погубить вас". По большому счёту, его сюжет напоминает реферат по психологии со значительными вкраплениями экшна и спецэффектов. Критики уже запутались, как правильно классифицировать жанровую принадлежность "Начала". И называют его то "артбастером", то "блокхаусом", то "интеллектуальным экшн-триллером". Ясно одно: в рамках чисто развлекательных жанров ему явно тесновато. И изголодавшимся по "взрослым" блокбастерам зрителям это импонирует.
Но не хлебом единым жив человек, пусть в данном случае речь и идёт о пище для разума. Зрелища сюда тоже завезли. Причём Нолан изначально отказался от модного нынче 3D, сделав ставку на "традиционные" спецэффекты. Взрывы, драки, погони, перестрелки и компьютерная графика - всё это вброшено, но несколько скуповатой рукой. Избалованного эффектными сценами действия зрителя они вряд ли смогут впечатлить. Пространство снов не фантасмагорично и не пытается поразить ирреальностью происходящего. А возведённые им уровни сна похожи друг на друга, словно офисные помещения. Здесь Нолана можно сравнить с архитектором, который проектирует храм, ориентируясь на функциональность небоскрёбов, а не на изящество Собора Парижской Богоматери. Ему важно рассказать историю, а все эти архитектурные изыски явно излишни. Терри Гиллиам и Гильермо дель Торо рассказали бы её иначе. Нолану не хватает собственной изюминки, чтобы возводимое им здание обрело подлинное изящество. Однако вышесказанное не перечёркивает достоинств сюжета - история-то рассказана ой как хорошо!
Недостаток изящества Нолан восполняет умело нагнетаемым напряжением, которое не даёт расслабиться ни на минуту. Атмосфера затяжного прыжка вглубь подсознания лучше всего ассоциируется с падающим с моста фургоном, полёт которого длится минут тридцать экранного времени, не меньше! А пока он падает, герои бегают, суетятся, ведь им столько всего ещё предстоит сделать! Очень органично в канву повествования вплетена музыка Ханса Циммера. Без его бесподобного саундтрека общий хор хвалебных отзывов о фильме не был бы столь громким.
"Начало" можно пожурить за определённую вторичность. При просмотре у видавшего виды зрителя наверняка возникнет множество параллелей с нашумевшей "Матрицей", психоделической "Экзистенцией", мрачным "Тёмным городом", жутковатыми "Странными днями", киберпанковской "Нирваной" и даже ранним Нолановским "Memento". А основная идея - о подключении к снам - так и вовсе кажется целиком утянутой из японского аниме "Паприка". Однако прежде чем кидаться помидорами, помните: вся причина в том, что "Начало" - это постмодернистский фильм. А постмодернизм держится не только на заимствованиях, он подразумевает также определённую игру со зрителем. "Угадайте, откуда эта сцена? Что я хотел дать понять этой деталью?". Судя по тому, как зрители активно обсуждают, упадёт ли крутящийся волчок в финале, выдвигают различные трактовки сюжета и массово идут на повторный просмотр, чтобы обратить внимание на упущенные детали, можно сделать вывод: игру зритель подхватил. И это означает, что фильм удался!
Не бриллиант, но просто хорошо снятый фильм. Хотя вся эта шумиха, скорее всего, неспроста. Может быть, на самом деле нам тайно внедрили в сознание мысль, что "Начало" - шедевр? Во сне?
Олег ГАЛКИН
