С 16 июня 2010 года Евросоюз ввел положение о въезде на его территорию автоперевозочных транспортных средств, оборудованных цифровыми тахографами. Однако Беларусь не успела решить к этой дате вопросы с сертификацией и техническим обеспечением этих цифровых устройств. Ожидается, что белорусские ведомства завершат необходимую работу по обслуживанию тахографов к 1 августа.
Изначально в период промышленной революции тахограф в индустрии автомобильных грузоперевозок стал применяться для контроля наемных водителей со стороны владельцев автофирм. Технически требовалось устройство, которое в автомобиле независимо фиксировало бы скорость грузовика и его пробег во время автоперевозок. За решение такой технической задачи взялись производители часов, которые на основе часового механизма и самописца с успехом стали выпускать приборы, не требующие электронных компонентов.
Изменения пришли с началом эпохи развития электроники. На основе тахографа стало возможным сделать фактически аналог "черного ящика" самолетов, где фиксировались бы все бортовые показатели работы грузового автомобиля. Функцией тахографа стало обеспечение безопасности дорожного движения. Сейчас показания тахографа могут являться юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде.
С появлением микропроцессорных систем и развитием цифровой микроэлектроники главным в реализации тахографа стало энергонезависимое запоминающее устройство с комплексной защитой доступа к данным - от шифрования до невозможности считывания. Кстати, при разработках и выпуске гахографов требования к фиксации нарушений, сбоев и попыток манипуляций данными в запоминающем устройстве цифрового регистратора являются чуть ли не определяющими.
Если до недавнего времени вовсю применялись элекронно-механические аналоговые тахографы, то теперь Евросоюз полностью перешел на цифровые регистраторы параметров движения, грузового транспорта. Полиция и транспортные службы могут запросто снять показания с цифрового тахографа при помощи компьютера или ноутбука через инфракрасное коммуникационное устройство считывания данных. У водителя есть своя чип-карта, которую он вставляет в тахограф перед поездкой для записи всех данных о передвижении.
Так как сведения тахографов в ЕС имеют юридический статус, а обслуживание контрольных устройств производится только в авторизованных сервисных мастерских специального реестра, то нечего и думать о налаживании выпуска таких цифровых бортовых систем на МАЗе или других белорусских предприятиях. Всего несколько моделей цифровых тахографов западноевропейских фирм получили европейский сертификат соответствия требованиям ЕСТР (Европейского Соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов и людей). Вне зависимости от внутренних законодательных актов и нормативов, к транспортным средствам и водителям стран Участников Соглашения ЕСТР местные контролирующие органы могут предъявлять требования только в соответствии с Соглашением ЕСТР.
Правда, в России производитель цифровых тахографов есть. Несмотря на то, что вряд ли это производство получит европейский сертификат, российские тахографы вполне могут использоваться для автоперевозок внутри СНГ.
Между тем, в Беларуси может быть налажено производство идентификационных смарт-карт водителя для тахографов. На пластиковую карту будет наноситься информация о владельце как в виде удостоверения личности, так и заноситься в электронный чип по специальной криптографической системе. В проекте задействовано РУП "Криптотех". Считается, что стоимость изготовления карт в Беларуси будет ниже, чем затраты на их приобретение в Евросоюзе. Курирует проект, конечно же, Минтранс. Но, видимо, организация собственного производства и повлияла на невыполнение срока до 16 июня с обеспечением перевозчиков сертифицированными в ЕС тахографами. Белорусский центр оформления карточек цифрового тахографа должен заниматься генерированием криптографических ключей, формированием запросов для генерирования сертификатов карточки и непосредственно производством карточек. Оборудование для оформления карточек и криптографический модуль закупались за рубежом. Соответствующие органы стран ЕС выдали криптографические ключи белорусам. Заявленные затраты составили несколько сотен тысяч евро. Разработкой программного обеспечения для организации системы выдачи карточек цифрового тахографа занимается ЗАО "НТЦ Контакт", которое внедряет автоматизированную систему компьютерного учета.
По планам, тахографами будут оборудованы не только грузовые автомобили для международных перевозок, но и маршрутные такси, и междугородние автобусы внутри Республики Беларусь, что позволит контролировать время работы водителя и скоростной режим таких транспортных средств.
Александр ОАКЛИ
Горячие темы