Рынок электронных книг

Конкуренция внутри и снаружи

В последнее время рынок электронных книг развивается очень бурными темпами. Причем конкуренция здесь усиливается не только между основными игроками этого рынка, но и с издателями обычных бумажных книг.

В частности, буквально на прошлой неделе произошло сразу несколько событий, показывающих накал страстей в такой, казалось бы, "академической" области, как книги.


Sony vs Amazon

Итак, компания Sony представила новое устройство для чтения цифровых текстов Reader Daily Edition. Оно поступит на рынок США в декабре и будет стоить $399.

Кроме того, Reader Daily Edition оборудован встроенным модулем 3G для работы в мобильных сетях. Благодаря сенсорному управлению пользователи смогут делать в процессе чтения заметки, которые потом можно распечатывать. В устройстве используется технология eInk, благодаря которой создается изображение, близкое к обычной книжной странице, и чтение не вызывает напряжения.

Через высокоскоростную сеть оператора AT&T в устройство можно будет загружать книги, газеты и журналы из Интернета по беспроводной связи либо с помощью порта USB. Объем памяти устройства Reader Daily Edition позволит хранить более тысячи книг в цифровом формате.

Комментируя эту новость, известная британская газета Financial Times подчеркнула, что таким образом Sony "открывает новую главу в битве за рынок электронных книг". Главным ее соперником в этой битве является Amazon.com с его ридером Kindle.

Что характерно, в свое время именно Sony была пионером в гонке по трансформированию этих устройств и превращению их в товар массового рынка. Но выпущенный в 2005 году Kindle от Amazon добился, как пишет газета, "неожиданного успеха". Сейчас Amazon предлагает несколько версий своего ридера с разбросом цен от $299 до $489.

Новая же "читалка" от Sony на $100 дороже базовой версии беспроводного Kindle. Но, с другой стороны, Sony Reader Daily Edition обладает некоторыми преимуществами - она снабжена сенсорным экраном с диагональю в 7 дюймов - на один дюйм больше, чем Kindle.

Sony рассчитывает, что ценовая политика, сделки с Google и библиотеками США, а также поддержка стандарта электронных книг Epub позволит ей отвоевать упущенные позиции на рынке. Компания утверждает, что уже к декабрю заключит сделки с издателями газет и журналов, и обладатели ридера смогут получать статьи различных изданий и другой цифровой контент через мобильное соединение формата 3G.


Microsoft, Yahoo! и Amazon vs Google

Одновременно с этим событием в зарубежных СМИ появилась и информация о том, что три интернет-гиганта - Microsoft, Yahoo! и Amazon - намерены объединиться в коалицию, чтобы противостоять попыткам Google создать виртуальную библиотеку, которая может стать самой крупной в мире. Управлять альтернативным ресурсом будет специально созданная для этой цели компания Internet Archive. Компании выступают против юридического оформления сделок, которые бы позволили Google стать главным источником большинства онлайн-книг.

Подоплека этого альянса такова. В прошлом, 2008-м, году Google достиг соглашения с издателями и авторами, которые обвиняли интернет-поисковик в нарушении авторских прав из-за того, что последний занимался сканированием книг. В соответствии с договоренностью, Google должен выплатить $125 млн и создать собственную базу данных авторских прав на книги, в которой авторы и издатели могли бы регистрировать свои работы и получать вознаграждение. При этом правообладатели получали бы 70% от продаж, остальные 30% оставались бы у Google. В свою очередь, Google оставлял за собой право оцифровывать произведения, владельцы прав на которые не установлены. По некоторым оценками, такие книги составляют 50-70% от всех, изданных после 1923 года.

Возражения по этой сделке должны быть поданы до 4 сентября 2009 года. В октябре Нью-йоркский суд должен принять решение об удовлетворении или отклонении этих претензий.

Главное в этой сделке состоит в том, что если суд примет сторону интернет-поисковика, то будет узаконена его монополия на большинство книг, выпущенных в XX веке!

В свою очередь, Internet Archive является некоммерческой организацией и также занимается сканированием книг. На сегодняшний день в цифровую форму компания уже перевела более 1,5 млн книг, и все они находятся в свободном доступе.


"Бумажные книги" vs "электронные книги"

Еще одна группа действующих лиц в описываемой ситуации - это издатели обычных бумажных книг. В отдельном интервью той же Financial Times руководитель крупного издательского холдинга Hachette Book Group Арно Нури высказал мнение, что "новые игроки книжного рынка, эксплуатирующие цифровые технологии, вот-вот погубят традиционную книжную индустрию".

От имени всей традиционной книжной отрасли он заявил, что книгоиздатели крайне враждебно относятся к ценовой стратегии Amazon. Больше всего их возмущает, что онлайн-ритейлер даже не подумал проконсультироваться с книгоиздателями и назначил цену на все электронные книги (файлы с цифровым текстом) на уровне $9,99 за штуку в США. Не менее напуганы книгоиздатели и намерением Google выложить в сеть для публичного пользования миллионы свободных от авторского права книг. На третьем фронте на книжные издательства наступают распространители цифровых книг вроде Barnes & Noble.

"В одном случае миллионы книг будут распространяться бесплатно. В другом - все новые книги, в том числе бестселлеры, продаются всего за $9,99, т.е. не приносят прибыли ритейлерам, т.к. права на распространение копии стоят не меньше. Все остальные распространители вынуждены продавать свои книги по цене от нуля до тех же $9,99, чтобы остаться на рынке", - негодует книгоиздатель.

Данная ситуация вынудит книжную индустрию к консолидации, утверждает Арно Нури, - только так она сможет противостоять натиску Amazon, Google и другим "цифровикам". В новых условиях издатели должны быть крупными, чтобы влиять на ценообразование и воевать с книжными ритейлерами, которые претендуют на доминирование в цифровую эпоху.

Компания, которой руководит Нури, уже действует в данном направлении. С 2003 г. путем поглощений на зарубежных рынках ему удалось превратить чисто французский издательский дом в международного игрока, 70% прибыли которого ($3,09 млрд в прошлом году) он получает за рубежом. Самые крупные зарубежные приобретения Hachette - это британское издательство Hodder Headline (в 2004 г.) и американское Warner Books (в 2006). Сейчас готовится покупка издательства Simon & Schuster, которое пока принадлежит американской CBS.

Максим СЕРЕБРОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2009 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!