Нынешний бизнес-обзор я решил посвятить российской IT-индустрии. Причин тому несколько. Во-первых, белорусский IT-рынок практически всю свою историю следует в фарватере российского - да и большая часть поставок компьютерной и телекоммуникационной техники к нам поступает через Россию. Во-вторых, Байнет - не будем лицемерить - в своем развитии старательно копирует Рунет пяти-, семилетней давности. Ну и, наконец, тот факт, что последние года два российские компании все активнее ведут бизнес в Байнете. В России экстенсивный рост IT-компаний уже остановился, началась отчаянная борьба за потребителя. А в Беларуси экстенсивный рост еще возможен. Вот и пошли сюда и "Яндекс", и Mail.ru, и Yota, и другие известные российские бренды.
Исследовательская компания IDC опубликовала годовой отчет "Russia IT Services 2009-2013 Forecast and 2008 Analysis". В нем обстоятельно проанализировано нынешнее состояние российского рынка IТ-услуг и составлен прогноз его развития на ближайшие пять лет.
Цифры таковы: общий объём российского рынка IT-услуг по итогам 2008-го превысил $5,22 млрд (+18,7% за год). При этом наиболее крупными потребителями IT-услуг в России в 2008 году оказались государственные организации (19,2% от общих затрат на IT-услуги в стране), за которыми следуют финансовые структуры (16,9%), телекоммуникационные (13%) и энергетические (12,9%) компании. В структуре IT-услуг наиболее востребованной оказалась системная интеграция - на ее долю пришлось более 20% рынка.
Специалисты IDC констатировали: во второй половине 2008-го темпы развития российской экономики из-за кризиса резко замедлились (это еще мягко сказано), и это замедление - с задержкой на пару-тройку месяцев - буквально обрушило рынок IT-услуг. То есть на фоне кризиса российские компании кардинально урезали расходы на информационные технологии - и из-за этого, по прогнозам IDC, наиболее низкие показатели национального рынка IT-услуг придутся на 2009 год.
Конечно, про полную стагнацию рынка IT-услуг говорить не приходится. Во многом сохранили свои позиции те услуги IТ, без которых сложно обойтись даже в кризис (например, IT-обеспечение бухгалтерии), а также те, которые приносят ощутимую экономию затрат "здесь и сейчас" либо прямо способствуют расширению бизнеса. Отдельная тема - затраты на обеспечение безопасности IT-инфраструктуры и конфиденциальных данных. Во время любого кризиса эти расходы увеличиваются.
По прогнозам IDC, российский рынок IT-услуг начнет восстанавливаться уже в следующем году. Именно на 2010-2011 годы большинство компаний отложили внедрение крупных проектов. К 2013-му, по оценкам IDC, объем российского рынка IT-услуг должен составить $4,73 млрд. То есть восстановление быстрым не будет.
Свой универсальный "рецепт успеха" вывел Александр Прохоров, ведущий аналитик IDC по рынку IT-услуг: "Рецессия не будет длиться вечно, именно поэтому российским компаниям-поставщикам IT-услуг следует воспользоваться временным затишьем, с тем чтобы пересмотреть свое портфолио решений и к моменту восстановления нормальной работы рынка иметь на вооружении новые конкурентные предложения".
Но кое-кому в российской IT-индустрии и в кризис живется неплохо. Например, рекламщикам. В последних числах августа Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) обнародовала показатели российского рекламного рынка по итогам первого полугодия. Утешительного мало: суммарный объем рекламы во всех каналах ее распространения составил около 90 млрд рублей - это на 30% меньше, чем в первом полугодии 2008-го. И только интернет-реклама - единственная! - продемонстрировала рост.
По оценкам АКАР, за полугодие российские интернет-компании, в целом, заработали на рекламе (медийной и контекстной) 8,6 млрд руб. Объем медийной рекламы в Рунете за яварь-июнь достиг 3-3,2 млрд руб. - это на 5% больше, чем в первом полугодии 2008-го (2,9 - 3,1 млрд руб.). Наиболее активными за первое полугодие в сегменте медийной рекламы были производители и продавцы автомобилей, телеком-компании, а также сегмент FMCG. Что касается контекстной рекламы, то эксперты АКАР только впервые попытались оценить ее объем в России, но так и не пришли к единому мнению. Теперь в АКАР обещают доработать технологию оценки и опубликовать эту самую оценку уже в конце года.
По мнению участников рынка, кризис только положительно сказался на развитии российского рынка интернет-рекламы: в этот сектор оказалась "оттянута" часть денег рекламодателей, ранее предназначавшихся для более традиционных носителей (печатная пресса, ТВ, биллборды). Теперь эксперты ожидают, что по итогам 2009 года сегмент медийной интернет-рекламы вырастет (в рублевом исчислении) на 30-35%, а контекстная реклама покажет еще более высокие темпы роста.
"Золотая жила" Рунета - компания "Мамба" - опубликовала свой финансовый отчет за первое полугодие. Выручка "Мамбы" за этот период составила 294 млн рублей (+32,5% к показателям 2008-го). То есть компании, специализирующейся на установлении виртуальных социальных связей, оказался нипочем и мировой финансовый кризис, и падение доходов потребителей услуг сервиса.
За первое полугодие нынешнего года доход "Мамбы" от альтернативных методов рекламы составил 72 млн руб. (+80% роста). Доходность WAP-ресурса "Мамбы" также увеличилась на 51%. Оплата услуг по SMS принесла компании 208 млн руб. (71% от выручки за полугодие). Представители "Мамбы" по этому поводу говорят: "Пользователи голосуют рублем, предпочитая получать бонусы за каждую транзакцию и делать обдуманные, а не мгновенные покупки, заранее переводя необходимый объем финансов на свой счет". Я же скажу проще: ребята из "Мамбы" нашли хороший способ зарабатывать на человеческих гормонах и психологической потребности в общении.
С началом кризиса в "Мамбе" сделали ставку не столько на снижение стоимости и рост числа показов, сколько на введение новых технологий и повышение эффективности каждого баннера. Также "Мамба" запустила новые проекты: Mon Amour (агентство поиска серьезных отношений) и "Попутчики" (сервис поиска спутников для отдыха).
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии