Часть 2
В "КВ" №29'2009 я начал рассказ о белых методах продвижения и оптимизации веб-сайтов. Изложение было построено в виде комментариев к руководству Google's Search Engine Optimization Starter Guide (www.google.com/webmasters/docs/search-engine-optimization-starter-guide.pdf). В прошлый раз я обосновал необходимость следования советам от Google по раскрутке ресурсов, а также познакомил читателей с правилами оформления материала и построения навигации. Все советы и рекомендации приводятся с позиции требований сетевой оптимизации (Search Engine Optimization, SEO). Сегодня я предлагаю обратить взор на необходимые инструменты каждого веб-мастера и мета-теги, с помощью которых можно управлять видом ссылок на сайт в результатах поиска.
Важность мета-тегов и описания
сайта
Советы в данном разделе помогут веб-мастерам повысить привлекательность своих ресурсов, как для пользователей путем определения вида ссылок на сайт в результатах поиска по запросу, так и для поисковых систем, предоставив им более подробную информацию об индексируемой странице. Далее для экономии места и вашего времени я продолжу изложение в виде рекомендаций.
Давайте страницам сайта осмысленные и развернутые заглавия в теге <title></title>. Именно текст, записанный в этом теге, появляется в выдаче по поисковому запросу в Google, Yandex и других поисковых системах в виде ссылки на найденную страницу. Его назначение понятно - текст в заглавии помогает пользователю определить, что собой представляет страница и к какому ресурсу относится. Для каждой страницы заглавие должно быть уникальным и содержать краткое описание ресурса, например, "Раскрутка сайта с помощью инструментов Google - Первый блог по SEO в Рунете". Согласитесь, что такая ссылка в результатах поиска смотрится намного полнее и привлекательнее, чем просто название статьи.
Используйте мета-тег Description для краткого описания страницы или всего сайта. Содержимое этого тега обычно показывается в выдаче по запросу сразу после заглавия страницы, если поисковая система не нашла более подходящего варианта (например, для главной страницы). Поэтому тут действует то же правило, что и выше, т.е. описание для данной страницы должно быть уникальным и адекватным.
Инструменты для веб-мастеров
Используйте честные способы раскрутки ресурса, обратите внимание на многочисленные инструменты для веб-мастеров, созданные Google (www.google.com/webmasters) или другими компаниями (они, как правило, бесплатные), в том числе веб-аналитику. Ограничивайте доступ к каталогам web-сервера и правильно управляйте поведением поисковых роботов с помощью файла robots.txt. Далее я приведу описание основных бесплатных средств для значительного облегчения выполнения перечисленных выше задач.
Набор инструментов для веб-мастеров от Google или Yandex позволяет полностью контролировать состояние вашего сайта в индексе поисковой системы, определять ошибки сканирования поисковым роботом, добавлять Sitemap.xml, проверять robots.txt, узнавать о новых ссылках на сайт и популярных поисковых запросах, ведущих на ваш ресурс (www.narthex-daemon.net/webmaster-tools1.daemon147). Для регистрации сайта в системе Google Webmaster Tools или Yandex Webmaster и последующего подтверждения права собственности на ресурс вам необходимо пометить все страницы предоставленным при создании учетной записи мета-тегом или разместить на веб-сервере файл с указанным именем. Пример тега верификации для Google - <meta name="verify-v1" content="dgsJHKKG/4s1sXKTqpUJ-VJJJXfpuXIGHJnkJChuBs7=" />, для Yandex - <meta name="yandex-verification" content="9b0948a1d2601s77" />.
SEO-портал www.pr-cy.ru
Сервис www.pr-cy.ru предоставляет инструментарий веб-мастера, не требующий регистрации и позволяющий анализировать рейтинг сайта в нескольких поисковых системах - Google, Yandex, Yahoo!, Rambler. Среди утилит:
- Полный анализ состояния сайта и его рейтингов;
- Проверка PR (PageRank - система оценки сайта Google) и тИЦ (тематический индекс цитирования Yandex);
- Анализ внутренних и внешних ссылок;
- Анализ содержимого сайта на плотность ключевых слов в тексте и др.
В результате полного анализа сайта веб-мастер получает информацию о рейтинге главной страницы в поисковых системах Yandex и Google, о тех ключевых словах, по которым данный ресурс находится на первых местах в выдаче Google, о страницах, проиндексированных 4-мя популярными поисковиками, о ссылках на ваш сайт с других страниц и каталогов DMOZ, Rambler 100 и т.д. Интересным инструментом может оказаться также поиск плагиата, реализованный на базе службы www.copyscape.com.
Инструмент для ускорения загрузки
сайта
Сервис www.webo.ru как раз создан для разгона сайтов и является замечательным подсказчиком не только для веб-мастера, но и для дизайнера или программиста (www.narthex-daemon.net/webmaster-tools2.daemon149). В процессе профилирования вашего сайта webo.ru анализирует время выполнения запросов, их количество, размер графики, скриптов, стилей и текста. В результате пользователь получает интегральную оценку своего ресурса и список советов, например, такой:
- HTML-файлы могут быть уменьшены в размере;
- Не включено кеширование для статических файлов;
- Присутствуют дублирующиеся запросы;
- Некоторые GIF-изображения можно уменьшить в размере;
- Обнаружены 404-ошибки;
- Размер фоновых изображений достаточно большой;
- Загружается более 1 CSS-файла.
Руководствуясь найденными недочетами, их подробным описанием и способами устранения, предоставленными системой, а также структурой ресурса и здравым смыслом, можно очень быстро превратить любой сайт в высокопроизводительное и профессионально созданное веб-приложение. Я сам пользуюсь услугами webo.ru и чрезвычайно доволен подборкой технической документации и статей по сжатию CSS, JavaScript, PHP и т.д.
Заключение
Обо всех советах, предоставленных вашему вниманию выше, более подробно расскажет руководство Google's Search Engine Optimization Starter Guide, в конце которого приводятся ссылки на многочисленные инструменты для веб-мастеров, которые помогут сгенерировать и загрузить Sitemap.xml, определить посещаемость сайта, позиции его страниц в результатах поиска, проверить robots.txt и т.д. Я думаю, не следует уточнять, что данные правила действуют для всех поисковых систем, а не только для Google.
От себя хочу добавить одно правило. Не забывайте всегда указывать кодировку вашего ресурса, чтобы браузер мог правильно отобразить страницу. Пример для Unicode: <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=UTF-8" />. Эта строчка размещается в теге <head></head>. Если браузер не определит кодировку самостоятельно, то пользователь увидит кракозябру и, скорее всего, просто покинет страницу.
Narthex,
www.narthex-daemon.net
Горячие темы