Десять лет культовому фильму
31 марта 1999 г. В США состоялась премьера культового фильма "Матрица". История о мрачном будущем, где весь мир иллюзия, а люди - всего лишь источник питания для захвативших власть роботов, повергла в шок даже подготовленного зрителя. Лента быстро приобрела статус культовой: ник Neo на молодёжных форумах вмиг занял первое место в рейтингах популярности, более зрелые люди пересматривали фильм чуть ли не десятки раз, а самые впечатлительные даже совершали самоубийства!
До появления "Матрицы" киноведы были уверены, что в фантастическом кино невозможно совместить одновременно зрелищность и глубокий смысл. Её создатели, братья Вачовски, доказали, что это не так. Просматривая "Матрицу", массовый зритель наслаждался первоклассными спецэффектами, захватывающими погонями и драками в стиле гонконгских боевиков. Любители поразмышлять с удовольствием искали там зашифрованные послания. А профессиональные мыслители всех мастей изводили литры чернил, по косточкам разбирая философию "Матрицы".
Последнее особенно примечательно. В 2002 г. вышел сборник статей американских философов, посвящённый анализу "Матрицы". В ней она была названа "тестом Роршаха для философов". Авторы книги усмотрели в фильме аналогии со взглядами Платона, Декарта и многими другими великими мыслителями прошлого. Необычайно тепло восприняли его богословы. Даже православный дьякон Андрей Кураев в своей книге "Кино: перезагрузка богословием" настоятельно рекомендовал своей пастве "Матрицу" для просмотра, а в своих проповедях часто пользовался цитатами из неё. Публицисты левого толка, вроде марксистов и постмарксистов, также на "ура" восприняли революционные мотивы фильма.
Прошло уже 10 лет, но до сих пор ни один фильм ещё не смог переплюнуть её по уровню психологического воздействия и балансу зрелищность/наполнение.
"Чуваки! Матрица - это сплошная аллегория, чтобы понять её, нужно читать, как минимум, Сартра и Фромма. А тот, кто видит там только спецуху компутерную, тот либо неграмотен, либо безголов по определению", - так жёстко, но необычайно метко охарактеризовал "Матрицу" один из посетителей форумов "КВ". Но, даже не читая предварительно Сартра и Фромма, "взламывать" её необычайно интересно. Хотя бы из-за многочисленных ключей и загадок, щедро рассыпанных братьями Вачовски на протяжении всего фильма.
Совет Нео "следовать за белым кроликом" отсылает нас к "Алисе в Стране Чудес" Льюиса Кэрролла. Впоследствии аналогии с этой известной сказкой возникают довольно часто. Как Алиса, падающая в кроличью нору, впоследствии Нео шлёпается в мутную жижу. А чуть позже в комнате, где он ждёт Пифию, по телевизору показывают гигантских кроликов. Всё это символизирует, что он на правильном пути.
Но отсылки к знаменитым литературным произведениям - это лишь часть головоломки. Имена персонажей тоже закодированы. Наряду с прозвищами, позаимствованными из "компутерной спецухи" (Эпок, Свитч, Маус, Линк), мы встречаем имена с более глубокой смысловой нагрузкой. Так, Neo расшифровывается как анаграмма слова "one" (Избранный) и одновременно в переводе с греческого означает "новый". Его наставник Морфеус - это Морфей, бог сновидений в древнегреческой мифологии. А "ник" его возлюбленной Тринити корнями уходит уже в христианство и переводится как "Троица".
За христианские мотивы церковь, собственно, и одобряет "Матрицу". Взять хотя бы настоящее имя Нео - "Томас", символизируещее Фому Неверующего. Но дело даже не в именах. Сами взаимоотношения тройки ключевых героев - Нео, Морфеуса и Тринити - наполнены христианским смыслом. Морфеус, словно Бог-отец, заражает всех вокруг своей Верой в Избранного. Тринити, словно Святой Дух, своей Любовью инициирует Избранного. Ну а Избранный, он же Нео, - это самый настоящий Иисус Христос, Надежда и опора человечества.
Кстати, о роли Избранного в мире Матрицы. Поначалу кажется, что он избран для того, чтобы победить роботов, повытаскивать всех людей из Матрицы и таким образом дать им Свободу. Но все ли люди согласны с такой свободой? Вот Сайферу, например (кстати, это сокращённое от "Люцифер"), намного приятнее жить в Матрице, где он получит возможность купаться в роскоши, богатстве и славе, чем каждый день ходить в лохмотьях и питаться чем-то похожим на сопли. Да, Сайфер, мерзкий и неприятный тип, но есть ещё такой персонаж, как Маус, увлечённый "женщиной в красном", который абсолютно не против пользоваться некоторыми благами Матрицы! Отобрать у них эту идею фикс, значит, пытаться силой загнать в "светлое будущее". Нет, Нео, эта Новая Надежда, избран для другого. Его предназначение - дать возможность каждому реализовать его право Выбора!
В этом свете концовка "Матрицы: Революция", где Нео заключает соглашение с роботами и появляется возможность выхода из Матрицы для всех, кто этого пожелает, представляется вполне логичной и единственно возможной. И хотя вторая и третья части "Матрицы" не так сильны, как её зачин, чтобы полностью постичь философию фильма, желательно всё же посмотреть их все.
Вообще о "Матрице" можно рассуждать часами. Это необычайно сильный фильм о Вере, Свободе, Выборе и множестве других вечных ценностей. Всем, кто хочет познакомиться с философией "Матрицы" поближе, рекомендую данный сайт - www.matrix-i.com.
А я пойду ещё раз пересмотрю "Матрицу". В который раз, не знаю, уже со счёта сбился.
Олег ГАЛКИН
Комментарии
Страницы
Я эту статью даже в глаза не видел. Кстати, спасибо за ссылку - поржал.
Ржать над тобой надо. Можно подумать ты Жан-Поля читал, ссылки на которого делаешь. Перечисли какие произведения, Олег
В том то и дело, что Сартра не читал. И теперь жалею - может что-то упустил из-за этого. Да и не я ссылку делал, прочитай статью внимательнее.
А смешно мне от того, что при том богатстве фактурного материала, что собрал Новиков, и при в общем-то верном понимании духа "Матрицы", он умудрился сделать глупейшие выводы. Нужно было копать глубже.
К сожалению, фильм, несмотря на успех, забыли очень быстро. А с остальными частями братаны облажались (проколы у них бывали и раньше). Игры "в народ" тоже не пошли. Теперь проект - уже история.
Хочук только сказать, что и "Матрица", как, например, "Три мушкетера" автомат Калашникова, или "Сказка о царе Салтане" - просто удачный римейк другого произведения - книги Уильяма Гибсона "Нейромантик". Даже название похоже, правда?:-)
Спасибо за отзыв. Знаю, что "Матрица" была особо популярна среди компьютерщиков, но в этой статье мне хотелось показать, что помимо самой идеи компьютерной симуляциии там ещё и мысля умная запрятана.
Хотелось бы заступиться за вторую и третью части. Они, к сожалению, остались недопонятыми, ведь скрытые там месседжи тоже достаточно сильны. Это произошло во многом по вине самих братьев Вачовски, которые так напичкали их спецэффектами, что через них очень сложно продраться. Не достучались до сердец зрителей. Ниасилили, короче. :)
Страницы