Видеокарта и другие системные требования

Ликбез для начинающих геймеров

Часто мне приходилось слышать такой вопрос: "Как мне под мой компьютер игры подбирать, чтобы они без проблем запускались и работали?". Если вы опытный пользователь, то, несомненно, знаете ответ. Если же начинающий или просто не в курсе, то эта информация может помочь вам в будущем сберечь нервы и, возможно, некоторую сумму денег.

Ответ на этот вопрос очень прост: нужно просто знать возможности вашего компьютера и сверять их с системными требованиями, указанными на оборотной стороне коробки с игровым диском.

Это теория, а теперь - практика. Для игр наиболее важны характеристики следующих компонентов: процессора, видеокарты и оперативной памяти. Если вы их не знаете, а бумажку с конфигурацией где-то потеряли - не беда. Эти данные легко можно восстановить. Достаточно лишь включить компьютер.

При загрузке монитор первым делом покажет объём памяти видеокарты. На самом деле это не самый важный показатель, особенно если компьютер был куплен недавно. Но на всякий случай отметьте для себя эти цифры. Допустим, на экране написано: "128 Mb". Это означает, что искомый объём - 128 мегабайт.

Когда Windows XP, наконец, загрузится, всё остальное найдётся без труда. Жмём правой клавишей по ярлыку "Мой компьютер", в выпадающем меню находим пункт "Свойства". В нижней части появившегося окошка сразу видны показания насчёт оперативки и процессора.

Для последнего наиболее важной характеристикой является его тактовая частота. Допустим, в нашем случае написано: "Intel(R) Celeron(R) CPU 3.00GHz". Всё ясно, мы имеем процессор Celeron от Intel, работающий с частотой в 3 гигагерца. Чуть ниже отмечен объём оперативной памяти. Например, "1024 Мб ОЗУ". Значит, её объём - 1 гигабайт.

А вот информация о видеокарте запрятана более хитро. В верхней части окошка можно увидеть кучу вкладок. Сейчас активна та, что называется "Общие". А нам нужно переключиться на "Оборудование" и нажать на кнопку "Диспетчер устройств". Появится длинный список. Находим "Видеоадаптеры". Переписываем название модели. Например, "NVIDIA GeForce FX 5600". Кстати, тут же можно посмотреть и название модели процессора. Если надо.

Итак, сводим всю полученную информацию воедино. Записываем. Запоминаем её как "Отче наш", поскольку именно на эти данные придётся опираться, отправляясь в поход за игровыми дисками.

Но что дальше? Что с полученными циферками и буковками делать? Чтобы несколько прояснить ситуацию, придётся мне сделать небольшой экскурс в историю...

Раньше было проще. Хорошо работало так называемое правило "удвоения системных требований". Суть его сводилась к следующему: смотрим, какую конфигурацию просит игра, умножаем её на два - и в конечном итоге получаем машину, на которой изучаемый мегашедевр будет просто "летать". Например, написано: "Pentium 300 MHz, видеокарта с 4 Mb, 32 MB RAM". Значит, на компьютере с 600 мегагерцами, 8-мегабайтной видюхой и 64 мегабайтами оперативки будет всё тип-топ. Кстати, именно так и следует поступать, если ваш компьютер очень старый. Если у него на борту процессор слабее, чем 1500 MHZ, и видеокарта меньше, чем 64 Mb.

Но в начале тысячелетия в игровой индустрии грянула самая настоящая "шейдерная" революция. И всё коренным образом изменилось. Не вдаваясь в технические подробности, шейдеры - это такие хитрые микропрограммы, которые позволяют существенно улучшить качество выводимого изображения и обсчитывать наикрасивейшие эффекты. Вся закавыка в том, что эти шейдеры стали жёстко прописывать в видеокарты. А потом ещё понапридумывали несколько их версий. Видяхи начали пухнуть как на дрожжах, обзавелись собственным процессором обработки данных и превратились, по сути, в Самое Важное Игровое Устройство.

Теперь мощность процессора не так уж и важна. Существует не так много игр, которые загружали бы модные нынче двухъядерники на все 100%. Так что на "камень" смотрите в системных требованиях в самую последнюю очередь. Мало ли что.

А вот с оперативной памятью правило "удвоения" пока ещё актуально. Смело умножайте на два заявленный в минимальных системных требованиях объём ОЗУ - не прогадаете.

Зато на список поддерживаемых видеокарт смотрите в первую очередь. Если вы ненароком купите игру, которой не хватает вашего процессора или оперативки, то она будет просто тормозить. А когда промахнётесь с видеокартой - не запустится вовсе! Особенно привередливы пиксельные шейдеры. Важно, чтобы ваша видеокарта не только умела работать с ними, но ещё и именно с той версией, под которую "заточена" игра. Тут много подводных камней. Зачастую разработчики ленятся перечислить поддерживаемые чипсеты, ограничиваясь фразами вроде "серия NVIDIA GeForce 3/4/FX/6" или "128 Mb видеокарта с поддержкой пиксельных шейдеров версии 2.0". Это ещё ничего. Как вам такой вариант: "GeForce 5600 или Radeon 9600"? А если я не знаю, круче ли моя карточка, чем GeForce 5600, или нет?

Чтобы было легче разобраться во всём этом бардаке, я свёл данные о том, какие шейдеры поддерживает та или иная видеокарта, в единую таблицу.

Версия ПШ NVIDIA ATI
1 Cерия GeForce 3/4 Ti Radeon 8500-9250
2 Cерия GeForce FX (5xxx) Radeon 9500-9800, X300-X600
2.0b   Radeon X700-X850
3 Cерия GeForce 6xxx/7xxx Radeon X1300-X1950
4 Cерия GeForce 8xxx Radeon HD2400-HD3870

Разумеется, более навороченный видеоадаптер работает не только со "своей" версией пиксельных шейдеров, но и со всеми предыдущими.

О совместимости поговорили, теперь о скорости. Не существует какого-то одного универсального параметра, по которому можно однозначно сказать - вот эта видеокарта на 6% быстрее, чем та. Но вам и не нужно высчитывать всё до миллиметра. Просто выясните, какое положение занимает ваш девайс в своём модельном ряду. В 95 % случаев чем выше индекс, тем шустрее видеокарта.

Пример. Рассмотрим несколько раз уже упомянутый GeForce 5600, тот, что из серии FX. В его табуне присутствуют такие лошадки, как GeForce 5200 и 5500. Однако есть и такие индексы: 5700, 5800, 5900 и 5950. Следовательно, наш пациент - скорее, середняк, чем кулак, но примыкает к беднякам.

Вполне логично, что GeForce 6600 быстрее, чем GeForce 5600. Поскольку принадлежат к одному... э-э-э... классу. А вот GeForce 6800 Ultra по некоторым позициям может заткнуть за пояс GeForce 8400 GS. Поскольку первая в своём модельном ряду - лидер, а вторая - аутсайдер.

Теперь, вооружившись "классовым подходом", изучайте системные требования. Если среди минимально возможных упомянут более старый модельный ряд, чем тот, к которому принадлежит ваша видеокарта, это хорошая новость. Смело берите игру. Если же указан ваш родимый, то в этом случае действуйте более осторожно.

Допустим, мы видим надпись: "Видеокарта класса GeForce FX или эквивалентная". Смотрим в таблицу. Ага, это та, которая вторые шейдеры поддерживает. А у нас дряхленький Radeon 9500. Лучше не брать. Запуститься то запустится, но возможно, только в виде слайд-шоу. А если середняк-GeForce 5700? Уже лучше, но, скорее всего, максимальные настройки не потянет. Ну а если GeForce 5950 Ultra? "Брать-брать!" - как говаривал дедушка Ленин.

Кстати, на нюансы с шейдерами пираты вообще внимания не обращают. Ляпают на свои коробки сообщения "видеокарта 128 Мб" и довольны. И что с того, что 128 Мб? Как GeForce 4, так и GeForce 8 могут нести на своём борту этот объём памяти, а между ними ведь - пропасть! Вот вам ещё одна шпилька в сторону флибустьерской продукции. На пиратском диске весьма неохотно помещают очень важную информацию об игре - пойдёт ли у вас она или нет!

Вот и вся премудрость. Внимательно ищите информацию о поддерживаемых видеокартах, применяйте "классовый подход", мысленно удваивайте объём оперативки, краем глаза посматривайте на процессор (вдруг там цифра страшная). И всё у вас будет в порядке!

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2008 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!