Западные компании, представляющие международные платежные системы, активизировали в Беларуси продвижение своих услуг по подключению банков к современным сервисам электронной коммерции. Именно банков, а не интернет-магазинов, так как, по мнению западных специалистов, электронная коммерция должна начинаться как раз с банковского сектора. Наиболее активно предлагается известная система интернет-коммерции SecureCode, относящаяся к разработкам мирового уровня. Хотя нельзя сказать, что владельцы системы SecureCode очень агрессивны в продвижении. В основном, предлагают провести развернутую презентацию, если непосредственно белорусский банк сам позовет. Объясняется тем, что западные специалисты скептически оценивают перспективы внедрения таких инновационных технологий, по крайней мере, в ближайшее время в Беларуси.
Беларусь не может похвастаться внедрением передовых систем электронной коммерции на мировом уровне. Многие специалисты склоняются к мнению, что практикуемое у нас использование Интернета только лишь для передачи информации об оплате не является электронной или интернет-торговлей в чистом виде. Потому как интернет-покупатель, не подписывающий документа по сделке, всегда может сказать, что не совершал платеж, а доказать обратное очень сложно.
В нашей стране покупки через Интернет не набрали такой популярности, как на Западе, где наблюдается тенденция закрытия розничных магазинов со стандартным или, наоборот, определенно специфическим товарным ассортиментом из-за невозможности конкуренции с интернет-торговлей. Однако и у нас, и у них статистика показывает, что 80% всех споров в торговле через сеть состоит из конфликтов продавец-покупатель, когда какая-то из сторон не признает своих финансовых действий в Интернете.
Во всех существующих, можно сказать экспериментальных, системах интернет-торговли в Беларуси невозможно гарантировать электронную идентификацию торговца и покупателя на 100%. Основным инструментом оплаты через Интернет во всем мире являются электронные карточки. Если на компьютере в интернет-браузере покупателю нужно набрать только номер пластиковой банковской карточки, пароль и денежную сумму, то это не электронная коммерция, а использование Интернета для передачи данных. С таким же успехом можно оставлять аванс в магазине, потом звонить по телефону, называть кодовое слово и говорить, какой товар и за какую сумму вам отправить по почте. Вся ответственность в таких системах лежит на продавце. Если покупатель скажет, что таких транзакций не делал, то продавец ничего не докажет.
На Западе сейчас в системах интернет-торговли доказательная идентификация участников сделки возведена на уровень обязательного стандарта. Классическое решение основано на введении в цепочку интернет-взаимодействия продавца с покупателем посредников по аутентификации в виде независимого сетевого сервиса международной платежной системы и местного банка. Банк, обслуживающий продавца, проверяет достоверность желания сделки покупателя в Интернете по тому алгоритму неограниченной сложности, который посчитает обоснованным для данной процедуры. То есть должна пройти идентификация, соответствующая документальному оформлению. На этой основе работает и наиболее известная в белорусском банковском секторе рекламными стараниями западных коллег система SecureCode. Но многие специалисты белорусских банков согласны с мнением, что наш рынок еще не готов к внедрению подобных систем. Чтобы банкам реализовывать какие-то проекты, необходимо знать, насколько они будут окупаться. Отсюда начинается выяснение причин, почему что-то можно сделать, а что-то нельзя. Например, если банку необходимо затратить некоторые финансовые ресурсы на подключение интернет-эквайринга, то нужно оценить всю сумму затрат, которые тянет за собой цепочка вложений при реализации такого проекта. Такие суммы, в итоге, учитывая в том числе и затраты по созданию программистами ядра системы, получаются баснословно большими - до нескольких сотен тысяч евро.
Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by
Горячие темы