Название в оригинале: "Звездные волки 2"
Разработчик: Xbow Software
Издатель: "1C"
Системные требования: CPU 800 МГц, 32 Мб видео, 128 Мб ОЗУ, 1,5 Гб свободного места
Оценка: 7
В этот раз поставить игре однозначную оценку оказалось ой как непросто. Долго сидел, думал, взвешивал все "за" и "против" и в который уже раз жалел, что "табель о рангах" любимой "КВ" не позволяет ставить дробные оценки. Где-то внутри шершавым комком скребся неподдельный патриотизм, подмывающий склонить чашу весов в сторону увеличения итогового балла. Но разум снова отверг притязания сердца - к стране, которой уже доверяют делать "Героев МиМ5", нужно относиться по всей строгости закона, не отворачиваясь от допущенных промахов и явных недостатков... Которым все равно не по силам затмить очевидные достоинства проекта.
Работа над "Звездными Волками 2" (далее - ЗВ2) продолжалась добрых полтора года, за которые вполне можно было сделать игру на порядок лучше. По крайней мере, такого развития событий ждали все поклонники марки. Это вовсе не означает, что товарищи из Xbow Software выпустили дешевую подделку наподобие Lada Racing Club, или провели большую часть означенного срока на тропических островах, прохлаждаясь под сенью пальмовых рощ. ЗВ2 получилась как раз такой, какую нам и обещали - более красивой, масштабной, глобальной... и в то же время - вторичной, несбалансированной и пустынной. Пройдя игру до конца, ваш покорный в который раз убедился в справедливости выражения "размер без содержания - ничто". Впрочем, не будем забегать вперед - давайте обо всем по порядку.
Итак, после событий оригинальной игры прошло 6 долгих лет, в течение которых не произошло ровным счетом ничего фундаментального. В 2232 году человечество по-прежнему воюет с Чужими, пираты все так же бороздят космические моря, а силы Империи никак не могут достигнуть консенсуса с представителями трансгалактических Корпораций. А раз конфликты имеют место быть, то и наемнику работа отыщется. Старые знакомые вновь сколачивают бригаду, грузятся на свежекупленный mother-ship "Звездный Волк" (как оригинально-то) и отправляются на заработки. Кто победит в итоге: Империя, Корпорации или Пираты? Удастся ли человечеству выпроводить Чужих с освоенных территорий? Ответы на эти вопросы игрок должен дать сам.
Дальнейшее восприятие описания игры сильно зависит от того, знаком ли читатель с оригинальными "Звездными Волками". Поскольку для знатоков темы весь обзор можно с легкостью уместить в один абзац, мы будем ориентироваться на вторую категорию игроков, которым пока еще только предстоит знакомство со ЗВ2.
Сами разработчики позиционируют игру как "стратегию в реальном времени с элементами RPG". На самом деле это, скорее, экшн с элементами RPG, тактики и стратегии. Причем именно в таком порядке. Примерно 85% геймплея составляют перелеты из одной звездной системы в другую с бесконечными "рэндомными" или сюжетными стычками. Кстати, вся стратегия и тактика проявляются именно в боях, о которых мы поговорим чуть ниже. Оставшиеся 15% игры - это прокачка героев (те самые RPG-атрибуты), куцая торговля, модернизация посудин и поиск новых приключений на пятую точку. Разберем все геймплейные составляющие в порядке перечисленного.
Буквально с первых минут игры понимаешь, что ЗВ2 всеми силами стараются быть похожими на 3D-версию "Космических рейнджеров". В этом легко убеждаешься на следующих примерах. 1) Слотовая структура кораблей, в которые можно напихать кучу всякого оружия - начиная с пулевых автоматов, продолжая несколькими видами ракет и заканчивая энергетическими образцами alien-weaponry. Всякие power-up'ы вроде генератора щитов, сверхмощных радаров, активной системы ПРО или банальных "уменьшителей массы" - тоже на месте. 2) Система прокачки персонажа, которая имеет более разветвленную структуру умений, но позволяет игроку специализироваться всего на одном из 4-х путей развития: пилот, стрелок, специалист по ракетам и системам. 3) Во второй серии заметно добавили "пространства", благодаря чему весь доступный космос предстает в виде звездной карты, содержащей 5 с лишним десятков звездных систем. Эту часть вообще подчистую слизали с КР. 4) Нелинейность кампании: в определенные моменты то или иное действие "подтолкнет" игрока на сторону либо Империи, либо Корпораций. Кроме того, имеется возможность посещения пиратских баз и черных рынков, провоза контрабанды и даже ведения полностью пиратского образа жизни! 5) Возможность стать командиром собственного отряда, в который будут входить как старые знакомые персонажи (Эйс, Корсар, Еретик и пр.), так и вольно-наемные, которые прикроют вас в особо жаркие моменты за отдельное вознаграждение.
Первое время такое положение вещей искренне радует: летаешь себе от базы к базе, от системы к системе, выполняешь нехитрые поручения да закупаешься более мощными образцами вооружения. Особенно хороша игра в части космических баталий: это действо не только красочно смотрится, но и обладает собственной, неповторимой атмосферой. Благодаря наличию в игре паузы бои редко скатываются в область бесконтрольных перестрелок, однако, если наткнуться на заметно более сильного противника, тут и пауза не спасет: собственные корабли выносятся на счет "раз", в основном, из-за их неповоротливости. Увы, такая опасность поджидает вас лишь в первой половине игры - потому как ко второй игрок успевает настолько прокачаться, что опасность для него будут представлять лишь мощные корабли Чужих - с людьми же вообще никаких проблем не возникает. В особо запущенных случаях (читай - в моменты гибели кораблей) миссия классически перезапускается, после чего проходится снова, но на сей раз с комплектом экстренного ремонта на борту и "группой поддержки" из 5-7 нанятых истребителей. Job is done, добро пожаловать в следующий этап.
Деньги в игре зарабатываются, в основном, за счет выполнения сюжетных квестовых заданий, потому как побочные (их в изобилии предлагают на станциях любой звездной системы), мало того, что не блещут разнообразием, но еще и оплачиваются так себе. Часть денег будет поступать за счет подбора выбитого с других кораблей "скарба" в виде автоматов, турелей, различных систем и... спасательных капсул. Капсулы с пиратами сдаются на ближайшей патрульной станции - натурально как стеклотара. Увы - деньжат за флибустьерские головы дают негусто. Хотя проблема даже не в этом - в большинстве случаев ловишь себя на том, что деньги просто некуда тратить - самые нормальные "пушки" добываются в боях, а магазины могут помочь лишь вспомогательными системами да продажей дополнительных истребителей. Как только вы полностью укомплектуете и оснастите экипаж "Звездного Волка", деньги просто некуда станет девать.
Прокачка персонажа - вещь интересная, но не оригинальная. Остановившись на одном из 4 путей развития, игроку позволят раскинуть очки характеристик по нескольким умениям, причем выбор повлияет лишь на дополнительные умения выбранной ветки - никто не мешает параллельно развивать и другие, разве что в более усеченном виде. Постепенно персонаж получает возможность стать экспертом по какому-либо виду оружия, а сюжетные товарищи изначально имеют такую склонность (к примеру, Еретик неплохо обращается с "плазмой"). Даже две очаровательные девушки, управляющие кораблем-базой, получили возможность развивать свои характеристики, благодаря чему "Звездный Волк" всегда будет оставаться значимым юнитом поддержки.
Внешне проект точь-в-точь напоминает Homeworld 2, лишь изредка выдавая более приемлемую картинку. Прогресс, по сравнению с ЗВ1, налицо, однако проект уже слегка отстает от реалий сегодняшнего времени - владельцам топовых видеокарт просто некуда будет расходовать имеющийся запас мощности. Впрочем, картинка симпатичная, аккуратная и не обиженная в плане игрового дизайна. Разве что спецэффекты могли бы быть получше - спрайтовые взрывы и отсутствие детального динамического освещения являются очевидным минусом проекта. А вот звук не подкачал - если озвучка довольно стандартная для отечественных проектов (грешит фальшивой эмоциональностью, да), то музыка удалась на славу - местный эмбиент (не в угоду вдохновенным мотивам группы "YES", писавшей soundtrack к Homeworld) напоминает, скорее, мелодии из культового мультфильма "Тайна третьей планеты". Простенько и со вкусом ностальгии.
А теперь - о том, почему такая оценка. Дело в том, что игра элементарно не тянет на полноценную вторую часть. Изменений, по сравнению с ЗВ1, кот наплакал: несколько видов оружия, чуть подретушированная графика и интерфейс, парочка новых истребителей. Обещанный гигантский космос оказался не только пустынным и заброшенным (по одной-две станции в каждой системе и отсутствие полноценного, живого движения), но и просто не нужным - по сюжету игрок едва ли облетит половину из представленных секторов. Торговля - в самом зачаточном состоянии, годится лишь на то, чтобы сплавлять навоеванное барахло - потому как никаких торговцев, караванов или планет с разными уровнями цен здесь нету. Баланс - вообще аховый, вторая половина игры пролетается буквально за пару часов, потому что противники просто не могут противопоставить игроку хоть что-то эффективное. И это не говоря о наличии кучи мелких багов, часть из которых просто раздражает, а часть - намертво "подвешивает" миссии, заставляя чертыхающегося игрока возвращаться к последнему сохранению. Так что ждем первых патчей - чувствую, что их будет немало, потому как разработчики в очередной раз поторопились... Что это - особенности менталитета? Не иначе.
Резюме: ЗВ2 по всем канонам индустрии обязана была стать аддоном или (в крайнем случае) игрой с индексом 1.5. Нововведений - как сюжетных, так и геймплейных - не так много, чтобы объявлять ее полновесным продолжением. Вместе с тем разработчики сдержали все свои обещания, разве что сэкономив на качестве их реализации. В любом случае игрушка получилась добротным, крепким середняком, она не заставит вас жалеть о потраченных на нее времени и деньгах.
Highcoaster
Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка
Иное мнение. Звездная болезнь
Подражая персонажу советской эпохи, я могу смело вас спросить: "Любите ли вы эту игру так же, как люблю ее я?" И, несмотря на то, что вопрос чисто риторический, именно им я хочу показать: весь мой пассаж будет ориентирован на истинных фанатов игры.
Это значит, что я буду придираться к несущественным мелочам, которые, на первый взгляд, абсолютно не важны. Ну, например, из всех щелей сквозит неподдельная лень разработчиков: обучающая миссия полностью взята из первой части игры. Это видно даже по отличиям в модельках кораблей и общем отставании графики от основной части. Поэтому Tutorial, скорее, сбивает с толку и не дает сразу вникнуть в основную сюжетную линию, чем рассказывает (и показывает) что-либо новое. Во-вторых, одним из замечательных качеств оригинала был сюжет. Крепкий, нелинейный, с интересными и неожиданными поворотами. Действие в сиквеле откровенно скучно, а поначалу даже занудно: собираем старую команду, тупо летая туда-сюда, одновременно воюем левой рукой (сопротивления почти никакого, денег и оружия: ешь - не хочу) и только потом сталкиваемся с супер-пупер цивилизацией, которую даже в первой схватке победить крайне тяжело. Ходы и повороты сюжета просчитываются наперед и единственным увлекательным моментом становится сам космический бой.
Еще я очень ждал во второй части более углубленной RPG-составляющей. Конечно, уже имеющаяся линия развития способностей может реализоваться только к концу игры, но еще в первой части высказывались претензии к Xbow Software насчет того, что только главный герой мог "раскачиваться" в любую сторону, а "предоставленные по ленд-лизу" напарники уже несут бремя "закрепленной специализации". Сюда же можно отнести претензии о неинтерактивности окружающего мира. Из объектов, которые мы можем посетить, реально полезен только один - торговая станция. Патрульные - только для "продажи" спасательных капсул, лаборатории и добывающие станции действуют только в угоду Его Величеству Сюжету. Итого: пустой космос с единственной радостью - следовать по story line дальше и дальше.
Серьезно напрягает озвучка персонажей актерами: чтение текста в одном темпе и без ярко выраженных эмоций заставляет пробегать субтитры глазами и жать "Esc". И тут нас поджидает сюрприз - "Esc" пролистывает сразу всю "болтовню", а не данный экран, который сменится не раньше, чем актер прочитает текст. Выход - сидеть и ждать, пока ваши подопечные вволю наговорятся и предоставят вам сделать выбор по стандартной схеме: "да", "нет" и "да пошли вы...".
Обидно, что почти ничего не изменилось в плане разнообразия оружия: добавили пару ракет, пару "стволов" и все. Оружие чужих мы могли использовать и в прошлый раз, новых кораблей не дали, и все продолжается вариться в том же бульоне двухгодичной выдержки.
Достаточно сильно напрягает неуместный своп. Будучи не самым требовательным к аппаратному обеспечению проектом, я не раз и не два столкнулся с проблемой - отсутствием свободного гигабайта на системном диске. Полчаса игры, и быстрая загрузка локаций испаряется как утренний туман, а яркие спрайтовые сполохи ракет и взрывы вражеских кораблей неслабо тормозят систему. При этом не дай бог нажать Alt+Tab или клавишу "Windows" - система становится на вечный прикол у стенки звездного причала. Да и просто так (например, для активизации WinAmp'a) "выпадать" на рабочий стол не стоит - самозакрытие игры обеспечено.
Но самое главное, чего не хватает геймплею "Звездных Волков", это глотка свободы. Свободы от гипсовой каракатицы сюжета, свободы от навязанных действий и напарников, свободы от использования заученных тактик и схем прокачки из первой части. В глобальном смысле: мне хочется лететь куда вздумается, воевать с кем попало, общаться со всеми подряд и знать, что я в этих огромных мирах не один. А пока я вижу "живой" космос только на вступительном ролике игры, который как холодильник: светит, но не греет.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Горячие темы