Кибератлетизм. Не с той стороны смотрим

Да-да, кибератлетами будут уже наши дети и лишь немногие из нас. Хотя в буквальном смысле кибератлетизм присутствует уже и сейчас в большей или меньшей степени. Современные спортивные тренажеры, которые можно установить дома и в офисе, уже позволяют коммутироваться с компьютером, управлять тренировками с помощью программного обеспечения. Практически все ПО у моделей топ-класса является интерактивным - в простейшем виде это снижение нагрузки при превышении частоты пульса определенного значения, в более сложном мы уже говорим о видеокомплексах, которые воспроизводят реальную трассу, увеличивают/уменьшают нагрузку в зависимости от угла ее наклона, а скорость воспроизводимого видео синхронизирована с вашей. И это не фантастика, а уже есть в реале и продается.

Помимо этого, сейчас разрабатываются специальные интерактивные системы микроклимата, управляемые компьютером, в результате действий которых можно не только изменять температуру и влажность воздуха, но и скорость встречного ветра. Звуковые системы 5.1 позволяют воспроизвести все окружающие звуки в процессе движения.

Мы долго обсуждали компьютерные игры, VR-шлемы и, вообще, виртуальную реальность, но никто раньше не мог четко сказать, с чего же она начнет свое массовое коммерческое воплощение? И как это ни странно, с весьма далекой от компьютерщиков ниши - спортивных тренажеров. Лично я не злопамятный, у меня просто память хорошая. Еще полгода назад я бегал с материалами по теме современных спортивных тренажеров, и многие редакторы компьютерных изданий тогда говорили: "А к нам это каким боком, ты бы еще ионизаторы стал рекламировать..." На самом деле сейчас начинается обсуждение очень серьезной проблемы будущего и рекламируемого настоящего.

Так вот, науч-поп новинка, которая с успехом обошла многие компьютерные издания в качестве новостей, неправильна по сути... Может, речь идет и о неосознанном обмане... Но массовость удивляет.


Новость о GameRunner

За основу в GameRunner производства FPGameRunner взята обычная электрическая беговая дорожка. Обычная, да не совсем. Она имеет возможность соединения с компьютером по USB-порту. Причем, разработчики также предусмотрели варианты коммутации с X-BOX и PlayStation. В месте крепления рук предусмотрен специальный манипулятор, включающий 13 кнопок на передней панели и 4 на рукоятках. Все они заменяют кнопки мыши и функциональные клавиши клавиатуры в играх Counter-Strike, Unreal Tournament, Quake, Battlefield 1942, Medal of Honor и так далее.


"Положительное" впечатление

Таким образом, мы сейчас говорим о практически первой реализации, напрямую связывающей спортивные тренажеры и компьютерные игры. До этого мы имели практически два разных рынка. Первый - это тренажеры со своим специфическим софтом и всевозможными ноу-хау, с другой - симуляторы виртуальной реальности. Последние не отличаются большим демократизмом в ценах. Например, виртуальный гольф CMP-2100GF Golf Simulator от Virtual Reality Inc. стоит около $5 тыс., виртуальный скейтборд-сноуборд-..., в общем, "...борд" Xtreme Sport - около $6 тыс., автомобильный симулятор CMP-2100SR Racing Simulator стоит около $8 тыс. (тут нужно выбирать: купишь реальный автомобиль за эти деньги и будешь стоять в пробках, постоянно думать о бензине и т.п., либо виртуальный симулятор и запустишь Need for Speed). "Пистолет" для битв в виртуальных мирах обойдется в сумму чуть меньше $600. VR-шлем - также в копеечку.

GameRunner стоит около $1800, что не дорого, если сравнивать его с симуляторами виртуальной реальности...

Основные "положительные" мнения сводятся к тому, что GameRunner полезен для здоровья (запомним) и избавит компьютерщиков от сидячего образа жизни.


Игровые клубы будущего

А почему бы не объединить фитнес-клубы с игровыми компьютерными? Молодежь могла бы ухватиться за данную идею. Сейчас GameRunner еще не является достаточно раскрученным тренажером-симулятором, хотя впервые появился в прошлом, 2004, году. Но вместе с тем этот продукт принимает активное участие в различных выставках, например, с 25 по 26 ноября он побывал на Next Exhibition в Дании, а в январе будет на CES 2006 в Лас-Вегасе - это ближайший календарь событий.


Критика!

В принципе, многие уже сейчас стали думать о новой эпохе киберспорта, объединении фитнес-клубов с компьютерными и так далее, в общем "Нью-Васюки". Но... пока это все преждевременно. И я не совсем понимаю изобретателей GameRunner - в таком виде это устройство не то что нельзя продавать, но даже рекламировать.

При описании GameRunner я не нашел датчиков измерения частоты пульса, что само по себе странно. Любой опытный тренер или спортивный врач может сказать о важности правильного соотношения "частоты пульса-нагрузки-длительности тренировки". Сейчас профессиональные тренажеры управляют всем автоматически, но для этого им нужно все измерять. В варианте GameRunner предлагается совсем непонятный вариант - никаких датчиков и измерительных систем нет, а скорость является постоянной (изначально механически устанавливается по ступенчатой шкале от 1 до 9), причем для каждой игры рекомендуется свое значение, например, в Quake 3 рекомендуется 5-я скорость, а в Battlefield 2 - 9-я. А если человек устанет или у него начнет "шкалить" пульс? А о влиянии перегрузок и возможности переутомления почему никто не говорит?

Разве в компьютерных играх типа HalfLife есть возможность интерактивного управления нагрузки или хотя бы измерения пульса и усталости? А разработчик GameRunner сделал что-либо для этого? Так о чем речь? В последнее время я прихожу к выводу, что практически все, что делается для виртуальной реальности, вредно для здоровья. Возьмем те же VR-шлемы. Нередко в дополнениях к их спецификации можно встретить строки, где написано об ограничениях для людей с расстройствами сердечно-сосудистой и нервной систем. Исследований-то на серьезном уровне еще и не проводилось вовсе! Да и сами VR-шлемы достаточно новы как устройства и постоянно модифицируются в плане применяемых технологий.


Подытожим

Итак, все должно увязываться на медицине! В рамках компьютерных технологий мы уже подошли к грани, испытывая первые модели мониторов с большим излучением, проекторы с "эффектом радуги", клавиатуры, вызывающие артрит и т. д. Что дальше? Кибератлетизм? Да, звучит прекрасно, за этим будущее, но только не в варианте GameRunner со своими "тараканами" или устройств от Virtual Reality Inc с неизученными по воздействию VR-шлемами. Таким образом, основной вывод таков: виртуальная реальность придет только со стороны спортивных тренажеров, иначе мы столкнемся с множеством проблем. С GameRunner ситуация понятна - взяли самый дешевый вариант беговой дорожки (даже скорость регулируется отверткой), в рукоятки встроили что-то типа клавиатуры, а продают и рекламируют как ноу-хау. Наверное, и патент получен:). Каждый школьник может соорудить подобное. Компьютерщики не знают о состоянии на рынке тренажеров, и все, что связано с виртуальной реальностью, у них идет на "вау!". Отсюда и столько несуразицы. В общем, тема для GameRunner закрыта, а для нас, наоборот, открыта.

Напоследок спрошу: кстати, а вы в курсе, как узнали, что сырые яйца нельзя варить в микроволновке? Они взорвались в карманах ее изобретателя во время исследований. Так вот, мы - не изобретатели микроволновки.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2005 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!