Сегодня вашему вниманию представлен первый материал из новой серии "Территория звука". Это новый формат статей, в рамках которого мы будем кратко и не очень обсуждать множество интересных и насущных тем, не обязательно связанных друг с другом, размышлять о настоящем и будущем. В общем, с почином... Это тер-р-ритория звука! Поехали!
Как сказал Олег Нестеров ("Мегаполис"), комментируя на MTV новый клип Fatboy Slim: "Сейчас песни быстро превращаются в рингтоны, поэтому в тексте можно обойтись и одной фразой". Оптимизация и минимизация - вот признаки музыкального мира в 2005 году. Чего ждать дальше...
Бойтесь симфонических подделок...
На 119-м съезде AES, который прошел в начале октября, немецкая компания Native Instruments представила новый продукт, в рамках которого она решила дать новое дыхание стандарту General MIDI, полностью исчерпавшему себя в синтетическом виде. Напомню, что General MIDI (сокращенно GM) - это структурированный неизменный список из 128 инструментов, который был внедрен где-то в середине-конце 80-х для обеспечения совместимости между синтезаторами от различных производителей.
Bandstand - это реализация GM в современном студийном качестве. Для формирования инструментов используется порядка 2 Гб сэмпловой информации плюс к этому предусмотрено девять наборов ударных. Программа поступит в продажу в ноябре по цене $229 или 199 евро.
Теперь вы можете скачать MIDI-файл с www.midi.ru или ему подобного ресурса, и, воспользовавшись Bandstand, получить качественное звучание аранжировки.
Чем это грозит индустрии? Появится огромное количество качественных "студийных" минусов, ремиксов, симфонических переделок и т.п. Любой школьник, имеющий Bandstand и доступ к MIDI-файлам, может создать профессионально звучащие продукты.
С другой стороны, что касается нашего региона, есть и плюсы, поскольку могут исчезнуть режущие слух "клавишные" минусы, которыми испещрены всевозможные конкурсы молодых исполнителей - достаточно придти к специалисту с Bandstand.
Однозначно, эта программа будет популярной.
Брэм Бос отказывается, а Росс
Бенсина будет выпускать...
Брэм Бос - профессиональный интерактивный дизайнер, который натворил достаточно много интересных дел в мире звукового ПО. Так, совсем недавно, в конце августа'2005, он представил свое новое изобретение - программу Tunafish, о которой мы уже писали. Недавно у нас состоялось с ним интервью, и Брэм сказал, что написание звуковых программ - это хобби, поэтому ничего профессионального он делать и не будет. Хотя Tunafish - это прекрасная интерактивная оболочка VST-хоста. Наверное, будет даже хорошо, если его идею в очередной раз кто-то подхватит и сделает на этом бизнес (судя по разговорам, так было с FL Studio).
Росс Бенсина - это не только автор AudioMulch, но и хороший изобретатель. Недавно он возродил терменвокс, сделав из него манипулятор, преобразующий движения рук возле антенны в MIDI-сообщения.
Еще одна работа, в которой поучаствовал Бенсина - это интерактивный стол управления reacTable, который обошел практически все новостные ленты - с помощью несложных манипуляций на специальном столе можно полноценно работать с серьезными программами уровня Cakewalk SONAR и т.п. Судя по всему, речь идет о том же преобразовании движений в MIDI-команды, с помощью которых можно управлять практически любым современным звуковым софтом - во всех программах есть возможности MIDI-управления с помощью внешних подключаемых контроллеров. В начале 2006 года появится полная версия AudioMulch с новым программным интерфейсом, и пока не ясно, будет ли он как-нибудь связан с новыми изобретениями Росса.
Интерактивность в событиях виртуального мира - к этому все и идет. Например, на 117-м съезде AES, который проводился осенью прошлого года, всех удивлял Финский Технологический Университет, представивший разработку "Virtual Air Guitar". Она состоит из двух манипуляторов, которые человек одевает на руки, и синтезатора гитарного звука. Движения левой руки отвечают за высоту тона, правая изображает игру на инструменте. Все данные поступают в блок синтеза и воспроизводятся там определенным образом. На семинаре был продемонстрирован опытный образец. А Калифорнийский университет из Санта-Барбары тогда предложил управлять синтезом с помощью простого рисования...
"Железо" для софта
Компьютерные программы в скором времени превратятся в мощные интерактивные программно-аппаратные комплексы. Тенденцию такого превращения можно наблюдать уже несколько лет. Сначала Native Instruments выпустила педаль для своей программы B4, эмулирующей орган Hammond B3. Потом компания Hartmann, превращая свой синтезатор Neuron в программный вид (Neuron VS), аппаратно перенесла в комплект его поставки свой собственный специальный манипулятор, работающий по принципу джойстика. То есть при покупке софта вам выдается "железный" элемент управления от Hartmann. Без него программа не запустится. Этим обеспечена и защита, и соответствие технологическим требованиям для работы с Neuron.
В октябре на 119-й AES уже компания IK Multimedia заявила о том, что выпускает специальную гитарную педаль StompIO для виртуального эффект-процессора AmpliTube.
То есть, как вы понимаете, софт и новые элементы управления и манипуляторы идут сейчас навстречу друг другу. Причем от выставок до коммерческих реализаций проходит не так уж и много времени. И это только начало.
Ресинтез вокала
RIAA и все подобные ей организации сейчас усиленно борются за обеспечение авторских прав в области музыки, но существуют ли такие в области тембра? Написана ли хоть одна строчка по этому поводу? Как можно сформулировать и подготовить такие законы? Защищен ли какой-нибудь известный исполнитель от того, что завтра его голосом будут спеты чужие песни? Нет, никак.
Звуковая индустрия в производственной сфере добилась того, что на физическом уровне скоро будут сэмулированы практически все известные инструменты, устройства обработки и т.п. Это "скоро" наступит в самое ближайшее время, и параллельно с этим уже сейчас появились первые попытки ресинтеза реального человеческого певческого голоса. Речь идет, прежде всего, о программе Vocaloid Miriam, хотя данными разработками начинают заниматься очень многие компании.
Индустрия скоро будет вполне готова к выпуску "новых песен" Курта Кобэйна, Фрэнка Синатры, Луи Армстронга и т.п. Синтетически смоделированных поющих голосов уже достаточно много, а вот ресинтезированных почти нет. Примерно такая же ситуация в киноиндустрии - проводятся первые попытки создания виртуальных актеров для участия в игровых фильмах. В кино это пока выполнено на очень слабом уровне, но в звуке все более чем реально.
То есть, скорее всего, законодательство будущего столкнется с такими важными вопросами, как закрепление авторских прав на внешность, тембр голоса и т.п.
Ambient как уход от реальности, или в
реальность...
Вы наверняка заметили все последние изменения, происходящие в музыкальном мире. Шаблонность и заштампованность проникла во все сферы звукопроизводства. Среди последних событий стоит отметить, что в гости к компании Celemony не так давно заехали представители компании BBC и сделали репортаж о том, как можно, не имея ни слуха, ни чувства ритма, мастерски исполнить вокальную партию. Речь идет о программе Melodyne (в ноябре выходит ее 3-я версия). То есть, вопрос "поющих фотомоделей" актуален для всего мира. Да, техническое качество достигнуто, но нет качества творческого.
Не знаю, нужно ли вообще серьезно говорить о штамповочных проектах, но не заметить их просто невозможно - они вокруг. А как же творчество? И вообще, что сейчас действительно модно?
Сегодня все большие обороты набирает шумовая музыка, одноразовая (специальные альбомы, созданные для одноразового прослушивания, включающие всевозможные окружающие звуки, музыкальные вкрапления и т.п. - не путать с попсовыми проектами), новые направления джаза, также в моде старая андерграундная музыка 80-х и т.п. То есть, приветствуется именно то, что достаточно трудно или невозможно повторить. Люди, любящие ambient и сопутствующие стили, пытаются уйти от штампов реальности или, наоборот, придти в реальность, отмежевавшись от штампов искусственно созданного окружающего мира (шоу-бизнеса).
Вот такое интересное противостояние...
Фабрика звуков
Выделиться среди штампов сейчас можно только одним способом - создать свои собственные:). Самый выгодный бизнес на сегодня - это не написание софта, а создание звуковых библиотек. Саундпродюсеры множества коллективов, как миллионеров, так и неизвестных музыкантов, объявили настоящую охоту за новыми звуками, ведь их наличие в аранжировках предполагает создание уникального лица или, говоря словами менеджеров, отличительных свойств продукта.
И, нужно отметить, что профессионалов, способных создать что-то действительно новое по звучанию, оказалось не так много. В мире существует порядка десятка крупных компаний, занимающихся выпуском коммерческих библиотек. Одна из наиболее известных и успешных среди них - это Spectrasonics, созданная в 1994 году Эриком Персингом, который до этого, начиная с 1984-го, занимал пост главного звукового дизайнера Roland Corp. Другие известные имена - Zero-G, Wizoo, Sonic Reality, Best Service, Big Fish, The Badroom, soundwarrior, Sound Ideas, Modo Bierkamp и так далее. Большинство из них специализируется только на выпуске звуковых библиотек, и если разработчик делает какую-нибудь мощную сэмплерную программу или производитель замыслил выпуск нового аппаратного устройства, то сами они созданием звуковых библиотек не занимаются, а покупают все у вышеназванных компаний.
Если говорить о "фабрике звуков", то нельзя не упомянуть еще одну интересную нишу - специфические программы для специалистов. Например, если говорить об аналоговой эпохе, конструктор составлял схему из генераторов, фильтров, элементов управления, собирал все это и получал уникальный инструмент со своим звуком. Сейчас это все можно сделать чисто программными средствами, используя огромную элементную базу. Именно такой программой на сегодня является Native Instruments Reaktor. Экспериментируя в этой программе, вы можете создать самостоятельно огромное количество библиотек собственных уникальных и современных звуков. Вторая программа, в которой можно успешно проявить креатив, - AudioMulch. Она менее мощная, но имеет несколько интересных современных нюансов.
Многоканальный звук. Проблемы...
В технологиях также есть штампы и используются всевозможные ухищрения для монополизации рынка. Но это происходит не совсем так, как в музыке, поскольку в технологиях самое главное - это постоянный прогресс. Насчет монополизации... Давайте приведем в пример Dolby и DTS - стандарты многоканального звука. Вы знаете, сколько стоят комплексы для работы в этих технологиях или хотя бы лицензии на алгоритмы кодинга? Хотя, по существу, эти стандарты не подразумевают какого-либо сложного ноу-хау - просто застолбили нишу, выпустили множество устройств, подстроили под себя индустрию, оснастили комплектами большинство современных кинотеатров.
Интересно, как произойдет противостояние Dolby и DTS со швейцарской компанией 2+2+2, предложившей на весеннем AES гораздо лучшую технологию многоканального объемного звука, по сравнению с нынешними 5.1 и т.п. Она может использоваться уже в рамках существующих акустических систем, записываться и воспроизводиться на DVD/SACD. Причем системы 2+2+2 очень легки в установке - ничем не отличается от инсталляции 5.1. По уровню качества объемного восприятия 2+2+2 гораздо лучше, что признано многими авторитетными специалистами и журналами (читайте на www.2plus2plus2.com).
Но, скорее всего, этого противостояния и не будет. 2+2+2 - европейцы, а Dolby и DTS - из США, страны, где производится значимая часть мирового кино. Компания Dolby занята сейчас множеством других ключевых вопросов, поскольку ее стандарты уже приняты в цифровом вещании практически по всему миру. Ну а 2+2+2... Скорее всего, об этой европейской разработке вспомнят сами американцы, когда потребуется новая технологическая революция в звуке. Пока же небольшая швейцарская компания довольствуется тем, что в ее стандарте начинают выходить первые DVD/SACD с классической музыкой. Их можно заказать и прослушать на обычных проигрывателях, расставив колонки согласно стандарту.
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы