Прогресс идет вперед такими темпами, что стоимость полностью цифровой домашней видеостудии на базе "обычного" компьютера снизилась с тысяч до полутора сотен долларов (без видеокамеры). А это означает, что из "элитного" занятия профессионалов цифровой видеомонтаж превращается в обычный инструмент видеолюбителя. Словосочетание "DV-видеомонтаж" немного пугает, но на самом деле освоить простейшие его приемы не сложнее, чем Microsoft Word. Что же касается более профессиональной работы, то успех зависит только от вашего желания совершенствоваться, творчества и усидчивости в освоении программ нелинейного монтажа.
Прежде всего, определимся, что такое видеомонтаж? В примитивном смысле, это процесс "сборки" фильма из отдельных элементов - кадров. Однако если затронуть эту тему глубже, сразу возникают вопросы: НА ЧЕМ? ЧЕМ? КАК?
НА ЧЕМ? Проще говоря, какое "железо" необходимо использовать, чтобы отснятый вами видеоматериал поместить в компьютер, или, выражаясь языком профессионалов, захватить. Однозначного ответа нет. Если вы преследуете цель простого захвата, то вполне подойдет IEEE 1394 контроллер, однако для профессиональной работы данная плата - не самый лучший вариант. Профессиональная серия плат видеомонтажа, таких, как Canopus DVStorm, Matrox RX100, TARGA 2000RTX и т.п., позволяет производить высококачественную обработку аналогового и цифрового видео. Объединив в себе высокопроизводительные технологии, эти платы обеспечивают наилучшее качество, возможное для форматов DV и MPEG.
ЧЕМ? Какой софт требуется для того, чтобы оцифровать материал? Опять проблема, так как одному нравится простота и доступность Pinnacle Studio, другому - солидность Adobe Premiere, третьего покорил Canopus Edius. Но, с моей точки зрения, проще для освоения, чем Pinnacle Studio, программы нет.
Вот мы и подошли к главному вопросу: КАК? Как же из этой массы кадров получаются такие великолепные фильмы?
Грамотный видеомонтаж, даже в самых простых фильмах, состоящих из одного эпизода, предполагает соблюдение целого набора правил. Правила эти основаны на некоторых физиологических законах восприятия зрительной и звуковой информации. Они выработаны с учетом комфортного восприятия стыков или моментов склейки. На практике чаще говорят, что эти кадры между собой монтируются, а другие не монтируются.
Вспомните школьную программу по литературе - в художественном произведении можно выделить вступление (экспозицию), завязку, кульминацию и развязку. По такой же схеме можно делать и фильмы. Монтируя первый раз, постарайтесь, чтобы ваш фильм требовал как можно меньше комментариев.
Для того, чтобы происходящее на экране было понятным и не затянутым по времени, в кино- и видеомонтаже используется ряд стандартных приемов. Объем этого материала не позволяет рассмотреть все, но двум наиболее простым мы уделим некоторое внимание.
Чередование крупности. Чтобы зрителю было понятно, где происходит действие фильма или отдельного эпизода, очень желательно, чтобы в начале в них присутствовали кадры, где объект снят общим планом. Это могут быть один или несколько статичных кадров или кадров с панорамами или наездами. Злоупотреблять общими планами не стоит, поскольку, давая представление об объекте или действии, в целом, они не позволяют разглядеть интересные подробности, которые чаще всего просматриваются на средних и крупных планах. Средняя длина общих планов - 5-8 секунд. Длина кадра, конечно, зависит и от характера объекта - если картинка лаконичная, можно обойтись тремя секундами, если же на ней много интересных деталей, которые хочется рассмотреть, то можно подержать общий план и подольше.
Итак, у вас есть начало - с помощью одного или нескольких кадров вы дали зрителю представление о месте действия. Теперь можно приступать к героям. Героями могут быть люди, звери, растения (если, к примеру, вы снимаете в ботаническом саду). Герой должен заинтересовать зрителя либо своим внешним видом, либо тем, что и как он делает, или тем и другим одновременно. Старайтесь избегать длинных монтажных кадров, показывая героев в действии. Существует множество способов монтажного сокращения времени. Применение одного из них - перебивки. Теперь на простом примере рассмотрим, как сократить время с помощью простого чередования крупности планов.
Человек спускается по длинной лестнице по направлению к видеооператору, и он добросовестно от начала до конца снял этот процесс, время от времени наезжая трансфокатором на средний или крупный план. Это заняло полторы минуты чистого времени. Включать такой кадр в фильм целиком - глупость. Если оставить несколько секунд из начала и "подклеить" к ним самый конец подъема, то этот стык будет буквально "бить по глазам". Самый лучший выход - вставить между началом и концом подъема средний план спускающегося человека, чтобы было видно выражение лица и понятно, что он продолжает идти, но не было бы понятно, на каком именно участке лестницы он находится.
В дополнение к этому можно вставить "перебивку", которая может содержать изображение, не относящееся напрямую к действию, но помогающее соединить между собой два нужных кадра. В нашем случае перебивкой может быть коротенький план птицы, летающей в облаках, или участок лестницы, по которому поднимается или спускается другой человек. После такой редакции вы получите картинку (см. табл. 1).
№ кадра | Длительность | Крупность | Содержание |
1 | 5 сек. | общий | Человек подходит к лестнице, делает несколько шагов. |
2 | 3 сек. | общий | Облака на небе, летящая птица (перебивка). |
3 | 3 сек. | 2-ср. | Спускающийся по лестнице человек. |
4 | 4сек. | общий | Человек проходит последние ступеньки и поворачивает на тротуар. |
Таким образом, мы из исходного съемочного кадра длиной около 90 секунд получили четыре монтажных кадра (плана) с общей продолжительностью 15 сек. Мы, правда, использовали перебивку, хотя в данном случае, если лестница была не очень длинной, можно было бы обойтись и без перебивки.
Параллельный монтаж - еще один способ монтажного сокращения времени. Допустим, вы хотите включить в свой фильм кадры, на которых другой человек моет свой автомобиль. Эта операция также занимает много времени, если снимать и показывать ее целиком. Поэтому, если человек, спускавшийся по лестнице (А), и человек, моющий автомобиль (Б), должны в вашем фильме встретиться, эпизод может выглядеть так, как это отображено в таблице 2.
№ кадра | Длительность | Крупность | Содержание |
1 | 5 сек. | общий | А подходит к лестнице и начинает спускаться. |
2 | 4 сек. | общий | Б ходит со щеткой вокруг автомобиля. |
3 | 3 сек. | 2-й ср. | А спускается по лестнице. |
4 | 3 сек. | общий | Облака на небе, летящая птица. |
5 | 5 сек. | 2-й ср. | Б тщательно трет автомобиль мокрой щеткой. |
6 | 4 сек. | общий | А заканчивает спуск, поворачивает на тротуар и подходит к Б. |
Так с помощью параллельного монтажа мы смогли сократить сразу два продолжительных действия и объединить их в одном эпизоде.
Ну вот, пожалуй, на сегодня этим и ограничусь.
Многим (особенно начинающим) видеолюбителям хотелось бы создавать что-то особенное, красивое, яркое и неповторимое, но из-за обилия информации, большого количества программного обеспечения все благородные помыслы нередко заходят в тупик.
Публикуя данные материалы, я преследую цель помочь начинающим разобраться в этом море видеоиндустрии и, по возможности, объединить усилия "корифеев" видеомонтажа.
Мария РЫЖКОВА,
montaj@pochta.ru
Комментарии