Избыток информации - это почти то же самое, что и ее отсутствие, так как воспользоваться ею бывает практически невозможно. Это стало особенно остро чувствоваться с развитием глобальной сети интернет. Что, например, делать неискушенному серферу, пославшему поисковой машине слишком неспецифицированный запрос и получившему в ответ списочек из тысяч - а то и миллионов! - ссылок? Наверное, тяжело вздохнуть и кликнуть на первой паре десятков. А ведь поисковые системы информационное качество ресурса не рейтингуют. Для них, как и некогда в советской экономике, главный показатель - пресловутый "вал" и, конечно, скорость его достижения. А искомые, действительно полезные ресурсы могут оказаться в середине или даже конце списка. Так что я берусь предсказать довольно скорую "смерть" таких "борзоискателей", как, например, Google. Скорость их поиска обратно пропорциональна его качеству и информационной ценности. А платить за это пользователю приходится далеко не "условными единицами", а своими кровными.
Оно бы, конечно, пользователю не повредило знание некоторых элементарных правил составления запросов - так называемого синтаксиса. Да и поисковые системы всегда имеют при себе пунктики типа "Advanced" или "Расширенный запрос". Но кликать лишний раз мышкой лениво, а слово "синтаксис" благодаря стараниям преподавателей родного языка еще со школы вызывает стойкую неприязнь и ничего, кроме парного ему слова "пунктуация", в памяти не вызывает.
Вот поэтому-то множество исследовательских коллективов и частных компаний бьются над решением нелегкой задачи: сделать опубликованную в онлайне информацию действительно доступной. Решений предлагается множество, но в условиях отсутствия эффективного и отработанного разумно среди паллиативов (полумер) выбирать простое и не требующее специального обучения.
Из десятков опробованных я пока остановил свой выбор на решении, предложенном канадской компанией Copernic Technologies Inc., а точнее, даже на семействе решений, объединенных общим "брэндом" - Copernic.
Прежде всего это Copernic Agent, существующий в трех версиях - Basic, Personal и Professional. Первая полностью бесплатная, за Plus и Professional придется заплатить. Естественно, функции и возможности предусмотрены для этих последних. Но для начала и Basic вовсе не плоха. Распространяемые в настоящее время релизы имеют порядковый номер 6.1.
Copernic Agent работает методом "опроса свидетелей" и сопоставления "свидетельских показаний", т.е. одновременно опрашивает множество наиболее популярных поисковых серверов, выбирает в результатах поиска ссылки с наиболее высоким рейтингом (их количество для каждого поисковика можно задавать), сопоставляет их, удаляет дубли, создает свой рейтинг и выводит результаты на монитор. Для ускорения поиска запросы обрабатываются по категориям (например, "Web", "Science", "Business" и др.). Всего опрашиваются более 1000 поисковиков по 120 категориям, перекрывая, таким образом, практически весь интернет. Опрос ведется по ключевым словам или по сформулированным вопросам. Тут и проявится преимущество метапоиска, так как вводить запрос нужно будет всего один раз, не перелопачивая завалы ссылок от множества поисковых машин. Правда, имеется и существенный недостаток, связанный с тем, что у поисковых машин имеются свои особенности в организации расширенного поиска, и поэтому Copernic Agent может использовать только простые Булевы операторы, такие, как AND, OR и NOT.
Результаты поиска могут быть отсортированы по доменам, статусу, времени последнего изменения и другим параметрам. Ключевые слова выделяются цветной подсветкой. Недействующие ссылки могут автоматически удаляться из списка. Затем результаты можно сохранить на диске, открыть в виде веб-страницы во встроенном браузере, послать по почте или снабдить своими аннотациями. История поисков сохраняется, так что всегда можно вернуться к ранее полученным результатам и проверить обновления, не посещая снова и снова одни и те же страницы. Причем обновления могут проверяться ежечасно, ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Если таковые обнаруживаются, Copernic Agent сразу же оповестит о них по электронной почте, причем будет прислана соответствующая страница с подсвеченными желтым цветом изменениями. То же самое будет сделано при обнаружении нового ресурса по интересующей вас тематике.
Что очень ценно в Copernic Agent Professional, это способность вести метапоиск в так называемой "Невидимой Сети", в 10 раз превышающей ее "видимую" для поисковых машин часть. Для этого предусматриваются специальные поисковые категории.
Copernic Agent легко интегрируется с Microsoft Internet Explorer и Microsoft Office и может вызываться с помощью правой кнопки мыши или небольшой панельки. А благодаря стараниям энтузиастов с papa16.narod.ru или clubrus.kulichki.net/rusif-op.html можно скачать и русификаторы интерфейса, правда, еще не совсем доделанные.
Но удовольствие от работы с Copernic Agent будет не полным без использования еще одной программы из семейства Copernic. Это Copernic Summarizer v2.1 (доступна 30-дневная пробная версия на сайте компании), которая позволяет создавать резюме документов, находящихся у вас на компьютере, веб-страниц, электронных сообщений и просто файлов, не открывая их. Правда, пока поддерживаются только документы на английском, немецком, французском и испанском языках. Кроме самого резюме, программа создает также список ключевых понятий (до 100) анализируемого документа. Подробность резюме регулируется пользователем. Результат может быть сохранен, распечатан или отослан друзьям или коллегам по электронной почте. Но самое главное - это то, что Copernic Summarizer тесно интегрирован с Copernic Agent, и, таким образом, найденная страница может быть резюмирована без ее открытия всего одним кликом мышки на панели инструментов.
Ознакомиться с программами и скачать доступные версии можно с сайта производителя: copernic.com.
Сергей САНЬКО
Горячие темы